Китайские машины российской сборки могут вытеснить с рынка «Ладу»

Пекин рулит

КНР усиливает контроль над экспортом автомобилей в Россию. Формально меры направлены против схемы, когда под видом подержанной машины через границу переправляется новая. Но в любом случае регуляторная активность приведёт к сокращению предложения и росту цен на китайские машины. Расцветёт ли теперь российский автопром? Или получит новый удар?

Разница в цене на одну и ту же китайскую машину в КНР и в России поражает. Она может достигать трёхкратного размера. К тому же в Китае многие модели машин со временем дешевеют, как это происходит, например, с гаджетами. Российские же покупатели привыкли видеть в автосалонах только рост цен, а скидки часто чреваты подвохом.

Неудивительно, что в этих условиях расцвели схемы, позволяющие доставить из Китая машину в обход официальных поставок автодилера на наш рынок, экономить на утильсборе и избегать всех издержек, которые несёт юрлицо-автодилер при работе в России.

Прикрыли лавочку

Всё очень просто и даже законно. Частное лицо покупает машину в Китае у официального дилера, а потом перегоняет через границу и продаёт в России (сначала «по доверенности», а через год – окончательно). Либо же россиянин покупает авто в КНР сразу для себя, что получается ещё выгоднее (безвизовый въезд в страну пришёлся очень кстати). Причём продавцом в Китае может выступать не автодилер, а посредник-частник. В таком случае машина через границу перевозится уже не как новая.

Грядущее повышение утильсбора в России лишь частично ударило по этой схеме: автомобили с небольшим объёмом двигателя и малой мощности ввозить таким способом по-прежнему может быть выгодно. А вот Китай решил прикрыть эту лавочку со своей стороны. Правда, не совсем. А ровно настолько, чтобы защитить интересы своих автоэкспортёров и позволить им в дальнейшем накручивать цены на российском рынке.

Теперь автомобили, зарегистрированные в КНР менее 180 дней назад, можно будет вывезти только при наличии официального письма производителя. В документе должны быть указаны страна назначения и данные о наличии в ней сертифицированных сервисных точек. Без такого подтверждения экспортная лицензия не выдаётся. Таким образом, серые схемы поставок машин будут разрушены, а позиции официальных дилеров усилятся.

Сергей МИРОНОВ, председатель партии «Справедливая Россия»

Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия»

– Чего только государство не делает, чтобы ублажить волжский автогигант. На поддержку автопрома (читай ВАЗа) на 2026 год выделили почти триллион. Запустили до небес утильсбор, чтобы выдавить с рынка китайских конкурентов. Выдавили: за 10 месяцев ввоз авто из КНР сократился больше чем на две трети. Пропихнули закон о локализации такси, и теперь таксопаркам придётся покупать машины из Тольятти. Наконец, предприятие до 2028 года освободили от налога на прибыль. И что же? В январе – октябре продажи «Лады» упали на 25%, а господин Соколов (Максим Соколов, глава АвтоВАЗа. – Ред.) заявляет, что у завода нет денег. А куда же они делись?! Не пора ли АвтоВАЗ навестить аудиторам Счётной палаты – давненько их там не было. Пусть менеджеры компании объяснят, из чего складывается себестоимость и что у них вообще происходит. Иначе эта чёрная дыра будет поглощать всё больше ресурсов, а цены, в отличие от качества, всё расти.

Плохие прогнозы

Если предположить, что серый импорт китайских, как и всех прочих, машин будет сведён к минимуму, то расклад сил на российском рынке будет выглядеть довольно просто. С одной стороны – китайские машины, которые в основном будут собирать у нас (см. справку) и кое-какие ввозить. С другой – продукция АвтоВАЗа. Так что у волжского завода появляется исторический шанс выйти на новый уровень развития. Ведь российский рынок достаточно велик для него, а конкуренция ослабевает, к тому же государственная политика явно способствует развитию автопрома с высокой локализацией, что должно быть присуще АвтоВАЗу по определению.

Если смотреть на выручку от продаж новых машин, то в 2025 году АвтоВАЗ держался молодцом. По данным за первое полугодие, россияне купили автомобилей марки Lada более чем на 37 млрд рублей. По этому показателю компания остаётся лидером рынка. Хотя Chery и Haval наступают ей на пятки. Впрочем, посчитать можно по-разному. Не секрет, что китайские автохолдинги имеют по нескольку брендов. И если рассматривать продажи таких брендов суммарно, то российский производитель может лишиться пальмы первенства.

Что касается продаж автомобилей в штуках, то здесь картина для АвтоВАЗа вовсе не безоблачна. По итогам девяти месяцев года самой продаваемой машиной в России была Lada Granta (дешевле её вряд ли что-то можно найти). На третьем месте – Lada Vesta. А между ними втиснулся Haval Jolion – китайская марка, которую собирают в России. По данным «Автостата», за 10 месяцев 2025 года продажи новых авто Lada упали на 25,8% в годовом выражении, до 33,3 тыс. штук. Доля бренда на рынке за год сократилась с 26 до 20%.

Ограничения импорта с китайской стороны создадут на нашем авторынке новый спрос. Кому удастся его закрыть? АвтоВАЗу или китайским же брендам, которые могут собирать машины и в России? В Тольятти на этот счёт оптимизма нет. Недавно ситуацию на градообразующем предприятии обсуждали в городской думе. Прозвучал такой прогноз: ожидается, что объём отгруженной АвтоВАЗом продукции в этом году составит 464,5 млрд рублей, что на 27,7% меньше, чем годом ранее. «С учётом снижения производственного плана выпуск легковых автомобилей на территории городского округа Тольятти в 2025 году оценивается на уровне 274 тыс. штук (в 2024-м произведено 456,3 тыс. штук)», – говорится в материалах гордумы. В то же время врио заместителя главы минпромторга Самарской области Сергей Тишин сообщил в губернской думе, что годовой чистой прибыли на АвтоВАЗе не прогнозируется на горизонте до 2028 года.

Послушав обсуждение в областном заксобрании, можно сделать предположение, что центром прибыли в российском автопроме стал не гигантский АвтоВАЗ, а небольшие компании, поставляющие ему автокомпоненты. Какие именно компании, сказать трудно, поскольку их в общей сложности насчитывается около 400.

Справка

С января по сентябрь 2025 года экспорт машин из КНР снизился к прошлому году на 58%. Это данные Китайской ассоциации легковых автомобилей. Можно предположить, что под сокращение попали прежде всего поставки новых машин. Не случайно ведь в тот же период в России закрылось более 200 автосалонов, продающих легковушки из Поднебесной.

Причины такого обрушения рынка китайских машин называют разные. Это и недоступные кредиты, и несоответствие цены качеству в глазах российских покупателей, и низкая ликвидность такого транспорта на вторичном рынке. Кроме того, ряд автобрендов из КНР намеренно сокращали своё присутствие в России, дабы получить деньги от инвесторов с Запада. О таком решении, например, открыто объявила Chery (в 2024 году бренд входил в тройку лидеров на российском рынке).

В то же время растёт сборка китайских машин в России. В октябре из всех проданных машин брендов из КНР в России 43% приходилось на автомобили нашей сборки. В следующем году, по прогнозам, эта доля вырастет до половины. Аналитики рынка предполагают, что со временем может увеличиваться и процент локализации на сборочных производствах. А машины будут продаваться под новыми марками, созданными специально для российского рынка. Уже хорошо известный пример – марка Tenet. Машины эти технически мало чем отличаются от Chery, но юридически это совсем другой автомобиль, который изначально получает российский VIN.

Сергей Слон

01.12.2025 13:50

Просмотров: 61