Киев получил долгожданные американские истребители, но мало и не той модификации

До F-16 и старше

Передача Украине американских боевых самолётов подняла несколько вопросов, ответы на которые принципиально важны для понимания будущего этих машин на поле боя. Эксперты затрудняются оценить потенциал украинской группировки F-16, поскольку данные о ней поступают расплывчатые и противоречивые.

Например, есть информация, что Украина получила только 10 самолётов – это значительно меньше, чем планировалось ранее. Впрочем, не исключено, что в целях секретности точное количество полученных истребилей скрывается. Вероятно, именно для того чтобы лишние вопросы не поднимались, презентация F-16 совпала с нанесением ракетного удара по Луганску, который практически сразу связали с применением этих машин. Таким образом Киев продемонстрировал присутствие F-16 на территории страны.

Тем не менее эксперты пытаются сейчас выяснить, истребители какой модификации получила Украина. Практически сразу возникло предположение, что под видом европейских версий могли быть переданы американские машины устаревшей модификации F-16AADF. В США даже прозвучали мнения, что Вашингтон, передав Киеву самолёты F-16, избавился от устаревшей военной техники.

Кроме того, анализируя опубликованные снимки полученных самолётов, эксперты не смогли найти на них установленные ракеты AIM-120C-7, имеющие дальность 110–120 километров. Вместо них под крыльями были замечены ракеты AIM-120B с дальностью пуска 70 километров. Заодно есть повод предполагать, что вместо новейших ракет AIM-9X с отклоняемым вектором тяги и умной инфракрасной головкой самонаведения американцы дали Киеву ракеты старой модификации AIM-9L/M, дальность пуска которых не превышает 20 километров. С таким вооружением истребители скорее всего не смогут безопасно выполнять боевые задачи у линии фронта. Потому основной задачей для них станет применение крылатых ракет Storm Shadow / SCALP-EG.

Практически сразу возникло предположение, что под видом европейских версий могли быть переданы американские машины устаревшей модификации F-16AADF. В США даже прозвучали мнения, что Вашингтон, передав Киеву самолёты F-16, избавился от устаревшей военной техники

В то же время переданные ВСУ истребители получили бортовые комплексы обороны Pylon Integrated Dispensing System Plus (PIDS+) и Electronic Combat Integrated Pylon System Plus (ECIPS+). Они оснащены ультрафиолетовыми датчиками обнаружения атакующих ракет и блоками отстрела дипольных отражателей и инфракрасных ловушек, а также располагают станциями РЭБ. Это позволит снижать эффективную дальность работы головок самонаведения российских ракет Р-37М и поможет пилотам F-16 уходить от ракет с инфракрасными головками самонаведения. В то же время самые распространённые российские ракеты воздушного боя Р-77-1 могут оснащаться специализированной активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения, которая способна захватывать излучение от систем РЭБ, установленных на F-16.

Не менее важный вопрос – с каких аэродромов будут взлетать полученные истребители. Для полноценного использования самолёты такого типа должны иметь разветвлённую сеть аэродромов. Но в настоящее время российские военные периодически наносят удары по украинским аэродромам – сейчас выведено из строя почти 80% из них. Потому не исключено, что для размещения истребителей будут задействованы аэродромы в странах Европы.

При этом даже в Пентагоне заявляли, что передача истребителей не станет решающим фактором, позволяющим ВСУ обеспечить себе превосходство в воздухе. При работе по наземным целям F-16 будут входить в зону ответственности российских систем ПВО, которые стоят вдоль линии соприкосновения. При действиях из засад им всё равно надо будет подниматься в воздух, набирать высоту, отчего они станут видны РЛС. К тому же F-16 уступают по боевым возможностям российским Су-35С,

которых сегодня в составе ВКС России насчитывается более 100 единиц. Исходя из сравнения боевых возможностей этих самолётов можно предположить, что F-16 скорее всего будут избегать воздушных боёв и, видимо, станут использоваться в интересах ПВО в глубине украинской территории, а также в качестве пусковых платформ западных крылатых ракет воздушного базирования.

Александр Степанов

13.08.2024 12:00

Просмотров: 641