Как на рынок пассажирских перевозок возвращаются «бомбилы» с арматурой и травматами

«Аборигены» и «понаехававшие»

В Санкт-Петербурге мигранты за рулем с лицензией остро реагируют на «понаехававших» бомбил, которые демпингуют в условиях подорожания тарифов и отмены маршруток. Дорожные войны порой содержат оружие - от травматов до ножей и арматуры. Самое масштабное сражение за клиентов произошло в Приморском районе. «Аборигенам» остается снимать битвы таксистов на телефон и ждать, кто победит.

«Свой-чужой»

Наверное, как и в других городах, в Санкт-Петербурге лет 15-20 назад, еще в отсутствии всяких приложений такси на смартфоне, да и самих смартфонов, часто голосовали на обочине просто рукой. В последние годы этот рынок оцивилизовался, появились специальные приложения, рейтинг конкретных таксистов, комментарии и все такое. Главное, в какой-то момент такси стало не роскошью, а средством удобного и недорогого передвижения. Во второй столице ситуация поменялась в последние пару лет. Официальные и навигаторские такси еще с прошлого года резко подорожали. Причины разные. В том числе потому что такси «достают» из серой зоны, зато выдаются официальные разрешения. Понятно, владельцы машин сваливают лицензионную нагрузку на клиентов. Такси в Питере подорожали минимум на четверть, в зависимости от района, в центре на 40%. А еще в северной столице постепенно, но бесповоротно отменили маршрутки, или «тэшки», как их называли старожилы. Соответственно, свято место пусто не бывает – в город вернулись «бомбилы». Преимущественно водители из дружественных стран, конечно. Нас так долго учили, что у преступника нет национальности, и тут как раз такой случай, в Питере за клиента в прямом смысле бьются люди разных этносов, «свой-чужой» регламентируется только есть лицензия на перевозки, либо нет.

Драка в Приморском районе

Напомним, что иностранный гражданин имеет право на покупку личного автомобиля в Российской Федерации, не говоря про другие формы доверенности на него. Потому мигранты вполне себе на личных колесах. Питер в середине июля в Приморском районе города поразила массовая драка между «конкурирующими фирмами» – законными перевозчиками и «бомбилами», которых в последнее время расплодилось. В ход пошли не только привычные уже биты, арматуры, но и ножи с травматами. «Аборигенам», то есть петербуржцам, оставалось только снимать на смартфон законы джунглей конкретного сегмента рынка. Полиция в лице ДПС и ППС прибыла быстро, уже на месте удалось задержать 22 буяна, на следующий день в наручниках в Приморском РУВД оказалось еще 17 человек. Конечно, предъявлены уголовные и административные обвинения. Совершенно не удивляет, что большинство гастарбайтеров пребывали на территории России нелегально.

Но это, как говорится, уже пострелиз. Гораздо важнее почему так получилось, какова структура рынка перевозчиков, и есть ли недобрый шанс, что «бомбилы» вернулись всерьез и надолго? Ведь казалось, что «бомбилы» - токсичное прошлое, тем более с такими попутками связана масса криминальных историй.

Единообразие авто ввели, но ничего не вышло

Юрист Сергей Егоров рассуждает для «Нашей версии»: «Рынок такси в Петербурге, конечно, до сих пор дикий, несмотря на все приложения, агрегаторы, оценки водителей, навигаторы. Потому что рынок неконтролируем! В советское время таксисты сдавали экзамены, как по вождению, так и по знанию города. Конечно, есть навигаторы, но путаница в дороге возникает часто, потому что почти все таксисты – приезжие. Еще такой момент – никто не знает, как таксист содержит автомобиль, а он, как правило, личный. Техническая база для иномарок сейчас в кризисе по понятным причинам, а потому риски поломки велики. Но все расходы ложатся на клиента – сильно подорожали как раз такси эконом-класса. Они уже совсем не эконом. Считаю, что на федеральном уровне необходим закон, регламентирующий таксистов, лицензирующих их. Странно, что до сих пор этого не сделано».

Действительно, реестра таксистов нет, да они на трети-четверть иностранцы, порой с непонятными документами, считая паспорт. Попробуй собери в один список. Однако в 2022 году в России был принят федеральный закон № 580, где появилось понятие «служба заказов такси». Цитируем петербургский телеканал «78»: «Под ним (законом) и понималась легализация деятельности агрегаторов. Часть положений документа вступила в силу с 1 сентября 2023-го. С этой же даты начали действовать новые требования к цветовой гамме и стандартам обслуживания, установленные в Петербурге уже в городском законе. Предполагалось, что все машины такси должны будут окрашены в белый цвет с желтой полосой по бокам и иметь шашечки. А по факту же получается так, что на заказы тех же агрегаторов приезжают авто разных цветов и без опознавательных знаков».

И все же главное не «вам шашечки или ехать», а цены. Из-за того что тарифы выросли минимум на треть, и появились «бомбилы». А с ними и силовой передел рынка.

Национальность уже не важна

Клиенты рассказывают в соцсетях, что «бомбилы» берут за свои услуги в целом как раз на ту самую треть меньше, чем легальные перевозчики. Им не платить налог как самозанятым. И ставят свои машины, как в старые времена, у метро и в других проходных местах. Конечно, у «легалов» они вызвали ярость. Драка со стрельбой у метро «Комендантский процесс» стала просто самой массовой, а так столкновения в последние полгода случались у метро «Ленинский проспект», «Нарвская», «Проспект Большевиков», «Елизаровская». Конечно, список шире. Есть и любопытный этнический момент, как говорят знатоки рынка и полицейские. Легальные перевозчики и «бомбилы» делятся в конфликтах именно по данному принципу, а не по национальности. То есть вполне фактурная ситуация, когда узбеки или таджики по разные стороны баррикад, объединяясь с другими национальностями. Если в годы появления термина «бомбилы» во многом состояли из жителей нашего Северного Кавказа и не нашего Закавказья, то сейчас, понятно, это в целом представители стран Средней Азии.

Цены и безопасность

Конечно, клиентов такси, какие бы они не были, в смысле, водители, больше всего волнуют цены и безопасность. Что касается первого, то возьмем для примера тот же Комендантский проспект, где произошел инцидент со стрельбой. «Бомбилы» действуют с утра и вечером, подвозя в авто четырех человек к метро утром, от метро вечером. Общая дорога не больше четырех километров. Собирают со всех по 100 рублей (автобус стоит 65 рублей), вот такая выручка, которая бесперебойно обеспечивается примерно с 7 до 11 и с 17 до 22 часов. Хорошие ли это деньги, судите сами, но уж неплохие – это точно. А где деньги, там и конфликты. Раньше эту нишу заменяли маршрутки.

Что касается безопасности, то тут, конечно, вопрос индивидуальный, а если проще и добавить фатализма – как повезет. Случаев, когда среднеазитаские шоферы избивали и даже насиловали пассажирок, за последние лет пять было не менее трех десятков. И это только попавшие в прессу, общий масштаб трудно представить. Да, при заявлении в полицию таких «легалов» арестовывали быстро. Именно потому что известен номер заказа, номер машины.

Что касается «бомбил», то понятно, коллективная подвозка до метро пассажирам ничем не угрожает. Другое дело «длинный» заказ рукой. Тут вспоминается дела кровавых «бомбил» из недавнего прошлого: в 2019 году были осуждены члены банды, которые травили нейролептиками и грабили пассажиров; в 2015 году уроженец Азербайджана был осужден за смертельное отравление клиента – он убил неустановленным зельем; в 2012 году «бомбила» зарезал пассажира, с которым не сошелся мнением по форме оплаты проезда. Перечислять можно долго. Пожалуй, особняком стоит дело нелегального частного извозчика Агорона Галстяна, который в 2012 году приговорен к пожизненному лишению свободы. По версии следствия, с которой согласился суд, на счету Галстяна 40 разбойных нападений на пассажиров, он травил жертв азалептином.

Конечно, питерская и областная полиция сейчас опять напряглась. Огнестрельная драка на Комендантском проспекте заставила стражей порядка пристальнее взглянуть на рынок перевозок. Опять и снова.

Евгений Колесников

23.07.2024 10:14

Просмотров: 740