Из-за плохого технического состояния в 1981 году в Яванском море загорелся и затонул индонезийский паром
Пожар в Яванском море
На первом месте по обеспечению безопасности паромных перевозок традиционно находятся страны Северной Европы, а замыкают этот рейтинг бедные страны Африки и Юго-Восточной Азии, что, в общем-то, понятно – средств на поддержание безаварийной работы паромов выделяется явно недостаточно, а количество перевозимых пассажиров превышает нормы безопасности в несколько раз. В этой статье мы расскажем о пожаре и гибели индонезийского автомобильно-пассажирского парома «Tampomas II» в Яванском море в 1981 году.
Начало истории
Япония – страна с широко развитой паромной сетью, на которой работают самые разные паромы – пассажирские, автомобильные, железнодорожные. В 60-х - 80-х годах ХХ века сформировался и архитектурный тип судна – парома японской постройки. Немного отвлекаясь от темы, скажем, что паромы с «японскими» чертами в корабельной архитектуре можно встретить не только в Юго-Восточной Азии, но и в Южной Европе, например, в Греции. Герой нашего рассказа был построен в стране Восходящего Солнца компанией «Mitsubishi Heavy Industries» в городе Симоносеки в 1971 году со странным названием «Central №6». Владельцем судна была «Центральная паромная компания». Это был классический японский автомобильно-пассажирский паром водоизмещением 6 150 тонн, длиной 129 метров и скоростью хода 19 узлов – около 35 км/ч. По международной классификации это было судно типа RO-PAX. Паром был рассчитан на рейсы небольшой продолжительности, поэтому он мог брать на борт 1 500 пассажиров, которые размещались в салонах судна. Под флагом первого владельца паром ходил недолго – с 1971 по 1975 годы. Потом, он, что называется, «пошел по рукам». В 1975 году «Central №6» купила другая японская компания из города Кобе – «Аримура Санге К.К.». Паром переименовали в «Emerald». В 1980 году паром купила компания «Komodo Marine SA», перевела его под флаг Панамы, и, как водится, переименовала в «Great Emerald». В том же году паром продали индонезийской компании «PT Pelayaran Armada Niaga Nasional» из Джакарты. После катастрофы, последняя смена владельцев вызвала сомнения в СМИ, Дело в том, что судно было куплено PT. PANN (Ассоциация Развитие национального коммерческого флота) за 8,3 миллиона долларов США, а затем судоходная компания «Pelni», которая стала оператором парома, выкупила его у PT. PANN по десятилетнему договору аренды. Вроде бы нормальная рабочая схема, с помощью которой судоходные компании могут пополнить свой флот. Но дело в том, что этот паром был предложен другим судоходным компаниям всего за 3,6 миллиона долларов. Так-же в СМИ появилась информация, что паром был не в рабочем состоянии, и ему требовался ремонт.
Под флагом Индонезии
Как бы то ни было, паром без проведения ремонтных работ сразу поставили на линии Джакарта–Паданг и Джакарта–Уджунг. В те годы это были самые загруженные паромные линии в стране. Расписание было очень напряженным. Забегая немного вперед, скажем, что когда паром приходил в порт, у него было всего 4 часа до следующего выхода в рейс. Поэтому необходимое техническое обслуживание проводили, что называется, на скорую руку, часто небрежно и некачественно.
Первый рейс парома был назначен на 2 – 13 июня 1980 года. Поскольку покупка широко освещалась в индонезийских СМИ, на борт во время первого рейса были приглашены несколько журналистов и депутатов – членов Палаты Представителей – парламента страны. Лучше бы новые судовладельцы этого не делали. Самым проблемным местом купленного парома был главный двигатель. А поскольку после покупки никаких ремонтно-восстановительных работ на нем не проводилось, получился классический «адмиральский эффект». В присутствии депутатов и журналистов на «Tampomas II» несколько раз останавливали главный двигатель из-за поломок. Депутат от партии PDI Ахмад Собаджио рассказывал о том, что один раз паром из-за неисправности двигался по кругу. А потом было отменено шоу в салоне из-за длительного сбоя в электроснабжении. Журналисты, находящиеся на борту, подсчитали, что за первый рейс главный двигатель из-за поломок останавливали шесть (!) раз. Но, не смотря на такие симптомы, паром продолжал работать на этих двух напряженных линиях еще полгода, пока не произошла трагедия.
Катастрофа
В свой последний рейс паром «Tampomas II» вышел из порта Танджунг Приок в Северной Джакарте в субботу 24 января 1981 года. По расписанию, он должен был прибыть в порт Уджунг Панданг вечером в понедельник, в 22-00 по местному времени, 26 января 1981 года. На борту была практически полная загрузка 1 055 зарегистрированных пассажиров, 82 члена экипажа, около 200 автомобилей и мотоциклов, включая такое экзотическое транспортное средство, как паровой каток SAKAI. Поскольку в бедных странах Африки и Юго-Восточной Азии всегда на борту находятся незарегистрированные пассажиры, то общее количество пассажиров на борту ориентировочно составило 1 442 человека. На пароме было 6 спасательных шлюпок, вместимостью 50 человек каждая. По свидетельству лоцмана, паром выходил из порта только с одним работающим главным двигателем. Второй вышел из строя перед самым отправлением судна в рейс.
Приблизительно сутки паром шёл по маршруту, несмотря на разыгравшийся в Яванском море шторм. Около 20-00 по местному времени в работающем двигателе произошла утечка топлива. По официальной версии причиной пожара стал окурок, попавший в машинное отделение из вентиляционной системы парома. В машинном отделении увидели начавшийся пожар, и попытались потушить его с помощью огнетушителей, но успеха не достигли. Пожар усилился. Одна из причин этого – очередное отключение электричества на два часа на пароме. Экипаж борьбу с пожаром прекратил. Загорелись автомобили и мотоциклы на автомобильной палубе. Через 30 минут после начала возгорания пассажирам была дана команда выйти на верхнюю палубу и занять места в спасательных шлюпках. Возникла неразбериха. Часть шлюпок спустили без пассажиров. Кто-то прыгал в воду, чтобы добраться до шлюпок, кто-то ждал спасения на верхней палубе.
Первым на помощь пришел теплоход KM «Sangihe». По иронии судьбы, его капитан был однокашником капитана парома «Tampomas II». Теплоход шёл в Сурабаю на ремонт двигателей. Радист теплохода сообщил о пожаре на борту парома. Через час к спасательным работам подключились несколько торговых судов, находившихся в этом районе – KM «Ilmamui», танкер «Istana VI», «Adhiguna Karunia»,и паром KM «Sengata» компании «PT. Porodisa Line» и двух тральщиков ВМФ Индонезии .Утро началось с проливного дождя. Пламя продолжало распространяться по нижним отсекам парома, и через день, 27 января произошел мощный взрыв в машинном отделении, в результате которого образовалась пробоина. Паром стал набирать воду и накренился на 45 градусов. В конце концов, 27 января, в 12-45 по местному времени, «Tampomas II». затонул, унося с собой 288 человек, всё еще находящихся на нижних палубах парома. Капитан «Tampomas II» погиб вместе со своим судном. Спасательная операция продолжалось около полутора суток.
Расследование
Счёт погибших и спасенных, по причине нахождения на борту безбилетных пассажиров, был приблизительный. 757 человек спасли, 439 погибли – было найдено 143 тела и 294 человека пропали без вести. В сумме это 1 196 человек, что превышает количество официально находившихся на борту 1 137 человек (зарегистрированных пассажиров и членов экипажа). Индонезийские власти предполагают, что количество погибших было 666 человек, учитывая продажи «левых» билетов и явных безбилетников.
В январе 1981 года капитаном порта Джакарта было начато официальное расследование. Министр транспорта Индонезии заявил: «В машинном отделении произошло нечто необычное». Это не успокоило общественность, ведь в СМИ появилась информация, что на «Tampomas II» не была установлена стандартная система обнаружения дыма. В конечном итоге, во всем обвинили экипаж парома. Судоходная компания, как водится, «вышла сухим из воды». У многих в стране сложилось впечатление, что тогда правительство намеренно скрыло истинные причины катастрофы. Многие до сих пор требуют провести более серьезное расследование. Возможно, при каких-то внешних политических условиях, оно будет произведено, хотя это маловероятно. 29 января губернатор Южного Сулавеси Энди Одданг объявил трехдневный траур и дал указание приспустить флаги.
Заключение
К сожалению, низкие стандарты безопасности на индонезийских паромах явлением обыденным. В июне 2018 года страна была потрясена гибелью трех паромов – «Sinar Bangun» на озере Тоба (более, чем 160 погибших), пассажирского катера на острове Сулавеси (13 погибших) и скоростного парома у южной Суматры (2 погибших). Как заявляют индонезийские эксперты по безопасности на море, у местных властей нет достаточных средств для обеспечения безопасного перехода на паромах, а крупные судоходные компании с большой неохотой выделяют деньги на мероприятия по обеспечению Конвенции по безопасности на море на своих судах.
Просмотров: 1348