Дмитрий Савельев: презумпция подозрения против презумпции невиновности?

Правда и медиашум

История с инсценировкой покушения и последующим арестом экс-сенатора от Тульской области Дмитрия Савельева в российских СМИ долгое время «раскручивалась», по сути, в жанре криминального сериала. Вина бывшего сенатора еще не доказана и приговор не вынесен, но в медийном пространстве информация о подготовке покушения и причастности к его организации Савельева подавалась в прессе почти как непреложная истина.

Если набрать в Интернете запрос «Дмитрий Савельев», то поисковик выдает десятки ссылок на материалы об «организации покушения», в которых излагается версия причастности экс-сенатора к несостоявшемуся преступлению. Информацию о многолетней деятельности Дмитрия Савельева как сенатора от Тульской области, депутата Госдумы, предпринимателя-благотворителя придется искать целенаправленно, т.к. она завалена массивом «чернухи».

В такой «информационной атмосфере» и проходит в настоящее время процесс по делу Савельева в Тверском суде Москвы. Коллегия присяжных заседателей сформирована, слушания идут в закрытом режиме. Савельева обвиняют в организации покушения на бизнес-партнера Сергея Ионова, который на момент «покушения» отбывал наказание тюрьме.

Признаки искусственно «подогреваемой» информационной кампании против Дмитрия Савельева очевидны. В публикациях о «покушении» не ставятся вопросы о многочисленных нестыковках в уголовном деле, не приводятся аргументы защиты. Мотивом убийства уже отбывшего наказание за растрату средств компании «Оптомониторинг» Сергея Ионова называется якобы «личная неприязнь» к нему экс-сенатора, что в чем-то напоминает известную сцену из фильма «Мимино» с показаниями в суде колоритного героя картины Фрунзика Мкртчана. Подробности дела, растиражированные в СМИ, инсценировка «покушения» больше напоминают плохо прописанный детектив с весьма посредственным сценарием. Все строится на предполагаемых эмоциях экс-сенатора, но рациональная аргументация отсутствует. В деле нет ответа, на который даже киношные следователи задали бы в первую очередь вопрос: «Кому выгодно?». В чем была выгода Дмитрия Савельева от убийства уже наказанного бизнес-партнера? В «разоблачительных» публикациях также сообщают, что экс-сенатор заплатил за несостоявшееся убийство больше, чем растратил «потерпевший». Такого рода обвинения – очевидный абсурд и, что называется, натягивание совы на глобус.

Биография Дмитрия Савельева не соответствует тому образу, который создают о нем многие негативные публикации. Савельев родился в рабочей семье, воевал в Афганистане, был отмечен боевыми наградами – двумя медалями «За отвагу». Про таких говорят: «self-made man» - человек, который сам себя сделал: был успешным предпринимателем, победил на выборах в Госдуму, стал сенатором от Тульской области. В негативных публикациях о «покушении» на бизнес-партнера для сгущения красок часто писалось о «богатствах» экс-сенатора, и почти не упоминалось о том, что денежные средства были заработаны легально и указывались в декларациях о доходах. Никакого криминала в том, что Дмитрий Савельев зарабатывал предпринимательской деятельностью нет, но для создания негативного образа в глазах читателя в ход шли все известные информационные ярлыки и манипулятивные приемы. Меценатская деятельность Дмитрия Савельева также заслонена потоками «черного пиара». Между тем, экс-сенатор уделял этому большое внимание, и заслужил благодарность многих людей, получивших от него необходимую помощь.

Истинные причины организации информационной кампании против Дмитрия Савельева, как и всей нашумевшей истории с попыткой покушения, в которой все остались живы, возможно, станут известны гораздо позднее, если вообще когда-либо станут известны. Так или иначе, сегодня уже всем понятно, что бывший член Комитета СФ по экономической политике не являлся ни прятавшим доходы под подушку миллиардером, ни подпольным оппозиционером, подыгрывавшим врагам России. Он был системным политиком. Но, как известно, во всякой системе есть свои подсистемы. Экс-сенатора, не отсиживавшегося в окопах на поле боя, многие знали, как достаточно бескомпромиссного человека, который за словом в карман не лез, и много раз был замечен в нелицеприятных высказываниях по отношению к тем или иным сильным мира сего. По признанию близко знавших его людей, Савельеву неоднократно делались предложения «поучаствовать в проектах», но он отказывался, что многим не нравилось, а некоторые и откровенно побаивались «безбашенного» политика, посылавшего ходоков по «известному адресу».

Приходится признать, что сегодня мы живем в непростое время, время, когда презумпция невиновности нередко подменяется презумпцией подозрения, а скорость обвинения зачастую опережает скорость истины. Истина, как говорили великие, не многословна, но для лжи слов всегда будет недостаточно. Будем следить за развитием этой неоднозначной истории.

Николай Васильев

19.12.2025 17:43

Просмотров: 39