Что выяснил КГБ о гибели первого космонавта
Кто убил Гагарина
Что известно о гибели Гагарина? На первый взгляд вроде бы всё самое важное. 27 марта 1968 года в 10.19 утра майор Гагарин, выполняя тренировочный полёт, вылетел на самолёте МиГ-15УТИ с аэродрома Чкаловский вместе с инженер-полковником Владимиром Серёгиным. Спустя восемь минут Гагарин неожиданно сообщил о возвращении на базу. Спустя пять минут с самолётом пропала связь, а в 14.50 поисковый вертолёт обнаружил близ деревни Новосёлово Владимирской области обломки упавшего МиГа. Вот только что же всё-таки случилось?
О чём умолчала комиссия
Версий о причинах гибели Гагарина настолько много, что из них можно было бы составить книгу. Начиная от вполне себе правдоподобных вроде одновременной потери пилотами сознания из-за нарушения герметичности кабины по причине не закрытого до конца кислородного крана и вплоть до самых конспирологических. Типа похищения Гагарина инопланетянами (о чём говорила известная прорицательница Ванга) или имитации катастрофы с тайным помещением космонавта в закрытый дурдом, поскольку он якобы стал популярнее Хрущёва и генсека это бесило. Но вот в 2011 году архив президента РФ представил общественности рассекреченный итоговый доклад государственной комиссии, занимавшейся выяснением обстоятельств катастрофы. Казалось бы, после этого никаких вопросов остаться уже не должно. «Выводы комиссии: наиболее вероятная причина катастрофы – выполнение резкого манёвра для отворота от шара-зонда. Или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности», – сообщил начальник департамента по обеспечению деятельности архива производства президента РФ Александр Степанов.
Почему же это вполне себе официальное заявление не только не расставило по местам все точки, но и породило новые вопросы? Да хотя бы потому, что логично вытекает следующий вопрос: а что же это был за зонд, с которым столкнулся гагаринский МиГ? Зонды в той местности действительно летали, их запускали из метеорологического института. Если так, то следствие не могло не выяснить, кто и как отправлял зонд в полёт. О том, насколько грандиозными были масштабы расследования, позже рассказал экс-начальник военной контрразведки Центра подготовки космонавтов Николай Рыбкин. По его словам, одной из рабочих версий была диверсия, устроенная иностранной спецслужбой. Потому чекисты проверили не только тех, кто имел отношение к подготовке самолёта, но и всю их родню. «Копали глубоко, – писал Рыбкин. – Среди «подозрительных личностей» фигурирует жена инженера, проверявшего перед полётом герметичность систем. Донесение гласит: за много лет до катастрофы эта женщина на пристани Солнечная Поляна Химкинского водохранилища имела контакт с женой секретаря посольства США по вопросам культуры. Проверка установила: встреча была случайной».
И в этих условиях следствие говорит о каком-то неизвестно откуда взявшемся метеозонде? Да не может такого быть! Как не может быть и того, чтобы оба пилота ни слова не сообщили на Землю о столкновении. А ведь что-то явно случилось, раз Гагарин сообщил о возвращении.
«Всё было по-другому!»
Потому неудивительно, что такой скандал вызвало в 2013 году выступление легендарного космонавта Алексея Леонова, который прямо назвал официальное заключение комиссии бредом. «На самом деле всё было по-другому, – рассказал Леонов, пояснив, что 20 лет боролся за возможность рассказать правду. – Во время пилотирования самолёта [Гагарина] в этом же районе несанкционированно оказался другой самолёт – Су-15, выполнявший полёт с аэродрома Жуковский. При этом лётчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров – а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, – на форсаже ушёл на свой эшелон и на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолёт [Гагарина] совершил полтора витка и на выводе из штопора столкнулся с землёй». На вопрос, кто именно пилотировал Су-15, Леонов уточнил, что ему разрешили объявить об истинной причине гибели Гагарина только при условии, что он не назовёт имени лётчика.
Слова Леонова тут же начали опровергать. Говорили, что попадание в след другого самолёта не является критическим фактором и МиГ однозначно должен был выйти из штопора. А бывший член комиссии по расследованию причин катастрофы Арсений Миронов призвал Леонова извиниться перед лётчиками-испытателями. Полёты на Су-15, соглашался Миронов, в тот день и правда были, но раньше и позже вылета Гагарина. Версия же, что после гибели космонавта полётные листы тайно переписали, отмечал учёный, несостоятельна. Впрочем, в свою очередь, сторонники Леонова намекали, что Миронов сам был одним из начальников Лётно-испытательного института и потому его позиция вполне объяснима.
«Не уберегли»
Так где же истина? Похоже, мы этого так и не узнаем. Но вот что интересно: если присмотреться, то каждая из основных версий содержит в себе кусочки истины. Собрав их, можно получить картину, весьма красочно характеризующую ситуацию, которую тот же Алексей Леонов обозначил ёмко и кратко: «Тайны в гибели Гагарина нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полётов».
«У меня сложилось впечатление, что Гагарина – конечно, ненамеренно – подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли... – признавался упомянутый выше Николай Рыбкин, описывая, что выяснили сотрудники КГБ о последнем полёте космонавта № 1. – Первый тревожный звоночек: бригада, которая руководила слётом УТИ МиГ-15, была, скажем так, не на уровне. Руководитель полётов подполковник Я. из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полёты, принимал поспешные и неправильные решения. Помощник руководителя майор Д. злоупотребляет спиртными напитками, недобросовестно относится к служебным обязанностям. 20 марта при руководстве полётами Я. не заметил снежного заряда. В условиях ограниченной видимости разрешил посадку Серёгину. Выкатывание самолёта и возможная авария были предотвращены тормозным устройством. И уже через неделю всё тот же Я. ошибается снова, когда в небе находится самолёт Гагарина – Серёгина. Через одну минуту после взлёта Гагарина он выпустил более скоростной самолёт. Из-за этой ошибки УТИ МиГ-15 вынужден был перейти в другую зону. За выполнением задания Гагариным Я. не следил. После потери связи не использовал имевшиеся средства для фиксации маршрута полёта самолёта».
С нарушением была проведена и разведка погоды: разведчик сел на аэродром всего за минуту до взлёта Гагарина. Плюс упражнение должно было выполняться в простых метеоусловиях и на самолёте без подвесных баков, а фактически выполнять его Гагарина отправили в сложных погодных условиях, а под крыльями висели баки. И главное – офицер лётной службы подполковник Ш. не произвёл радиолокационную разведку погоды, которую должен был сделать за полчаса до вылета самолёта-разведчика. Данные о разведке он внёс в журнал уже после катастрофы, выяснили в КГБ. Именно данные о высоте облачности и могли дезориентировать пилотов, когда МиГ кувыркался в штопоре то ли и правда из-за попадания в след Су-15 (эту версию, кстати, помимо Леонова поддерживал и Герман Титов), то ли по другой причине. В таком случае Гагарин и Серёгин были уверены, что у них есть ещё 200–300 метров под нижним слоем облаков. Но их по факту не было, потому как данные о погоде оказались взяты с потолка.
«Маленькие шероховатости, недоработки, недоговорки накапливались как снежный ком, – писал Рыбкин. – 27 марта 1968 года звёзды Гагарина и Серёгина сошлись в конечном пункте судьбы – как сошлось в этот день множество больших и малых небрежностей, головотяпств, дуростей…»
Если всё действительно так, то становится понятно, почему гибель Гагарина сперва засекретили, а затем решили списать на неизвестно откуда взявшийся метеозонд. Ведь позорно и стыдно признать, что первый космонавт в истории человечества погиб из-за чьей-то глупой небрежности.
Просмотров: 35858