Что оставила после себя «упраздненная» глава Ростуризма Зарина Догузова

ФАТальный финал

Всего пару лет назад многострадальное Федеральное агентство по туризму (ФАТ, или Ростуризм) было отпущено из-под крыла Минэкономразвития. Как обосновывалось указом, с целью повышения эффективности реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». И вот накануне Нового года сообщается, что возглавляемый последние годы Зариной Догузовой Ростуризм упразднён (распущен, ликвидирован если хотите), а его функции возвращаются министерству обратно. Причем во имя тех же самых целей, практически дословно. В чем же причина такого недолгого свободного турне злосчастного ведомства, и каковы могут быть последствия рокировок?

Так что же такое Ростуризм - источник сказочных доходов и невероятных возможностей или головная боль, от который все только и пытаются избавиться? И почему он перестал быть?

Эксперты сходятся во мнении, что триггером этих изменений стало противостояние на заседании Государственного совета по вопросам нацпроектов, где в присутствии президента состоялся спор главы Ростуризма Зарины Догузовой с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, курирующим в правительстве вопросы туризма. Зарина Догузова не захотела отдавать Минстрою на откуп (пардон, на освоение) более чем 700 миллиардов бюджета строительства туристических объектов. Мало того, она выразила желание сама получить полноценный министерский портфель - и возглавить, естественно, новое Министерство туризма РФ. С сопутствующими министерскими полномочиями.

Хотя, казалось бы, полномочий - как и задач и функций - у федерального агентства и так хватало. И не только расплывчатые «...выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование и координация деятельности, оказание госуслуг» в сфере туризма. Полномочия ФАТ - это и весьма конкретное «...управление государственным имуществом», а так же «...осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма» и даже «...правоприменительные функции в сфере туризма и туристской деятельности». Казалось бы, поле непаханое.

Неужели королевство маловато, разгуляться негде? На что рассчитывала Зарина Догузова, вступая в конфликт не только с Чернышенко, но и с такими весомыми персонами как зампред правительства Марат Хуснуллин? Ведь распределение и освоение средств на строительство туристических кластеров, и инвестирование в создание их инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства - как раз традиционная сфера их активностей и участия очень близких к ним чиновников и бизнесменов. В результате буквально через месяц указ о расформировании Ростуризма был подписан.

Но с другой стороны, только ли министерские амбиции Догузовой и интрига с распределением сотен миллиардов нацпроектных бюджетных «туристических» инвестиций стали тому причиной? К деятельности самой Зарины Догузовой вопросов немало. Ведь несмотря на весь яркий и массовый пиар (журналистский диплом МГИМО Догузовой явно получен не зря) и на самые благостные отчёты и ещё более радужные перспективы, реальные результаты работы федерального агентства под её руководством далеко не так безупречны.

Сундук со сказками или чемодан без ручки?

По результатам прокурорских проверок в течение 2022 года выявлено, что более двух третей туристических объектов, которые должны были начать работать ещё в 2021 году, так и не введены в эксплуатацию. Ростуризм, не особо оглядываясь на бюджетный кодекс, практически бесконтрольно раздавал огромные деньги в регионы, а там зачастую даже не особенно стеснялись использовать эти дары по своему усмотрению. Например, в Карелии. Кстати, властям этого региона и так есть чем «похвастаться» в рамках природосбережения и экотуризма.

Федеральным надзором, проверочными мероприятиями, лицензированием и аккредитацией объектов и сотрудников турсферы руководство Ростуризма тоже особо не занималось, предпочитая расходовать энергию на сомнительные пиар-акции. Например, 135 миллионов рублей потратив на рекламу отдыха в России. «Наша версия» и ранее писала о вызывающих как минимум удивление моментах «эффективного управления» Ростуризмом: это и дело о миллиардных грантах, которые должны были дать толчок отечественной туротрасли (но так и не дали), и миллионные траты на весьма сомнительный дизайн логотипа России, и сдувшийся как мыльный пузырь кэшбек на внутренний туризм, ставший вместо приятного бонуса адовой мукой для получателей.

Ничем не аргументированная финансовая помощь из бюджета отдельным туроператорам, нарушение отчётности, и прочее, и прочее - всё это нашло отражение в запросе Генеральной прокуратуры. Первый заместитель прокурора России Анатолий Разинкин сформулировал сухо, но ёмко: «Ростуризмом не принимались исчерпывающие меры по созданию и обеспечению благоприятных условий для развития туристской индустрии».

Ни нашим, ни вашим

Итак, в итоге в сухом остатке получается следующее. Временно регулировать вопросы туризма, пока в ведомстве не назначат профильного куратора, будет замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков, ныне отвечающий за региональное развитие. Сама же Зарина Догузова от предложенного места нового замминистра Минэкономразвития отказалась, и заняла скромную должность в экспертном совете МГИМО.

Кстати, премьер Михаил Мишустин не только увеличил с 11 до 12 число заместителей министра экономического развития Михаила Решетникова и с 35 до 37 - количество департаментов в его министерстве. Он также утвердил изменения в государственной программе «Развитие туризма»: теперь исполнителем программы вместо Минстроя назначено именно министерство экономического развития. При этом в правительстве курировать вопросы туризма пока останется вице-премьер Дмитрий Чернышенко, но назвать его при этом выигравшей стороной конфликта тоже сложно.

Как справится c таким «подарком» ведомство Решетникова, включая невыполненные финансовые обязательства (к слову, на сегодняшний день общие долги турфирм оцениваются в неподъемные для них 1,5-2 млрд рублей), будет ясно уже скоро. Многие эксперты считают в сложившейся ситуации именно направление внутреннего туризма не просто сферой повышенной инвестиционной привлекательности. Аналитики сходятся во мнении, что как раз внутренний туризм сейчас мог бы стать точкой роста современной российской экономики услуг, новой идеологической линией и настоящим патриотическим национальным проектом, отвечающим современным вызовам - как сейчас модно говорить.

Что ещё выявит дальнейшая работа надзирающих органов и самого Минэкономразвития в расследовании доставшегося «наследства», и какие выводы будут сделаны - покажет время. По сложившейся традиции, виновных в столь весомых для бюджета потерях у нас традиционно не наказывают. Тем более злые языки называют весьма влиятельных покровителей несостоявшейся министерши, готовых на всяческую моральную и прочую поддержку своей креатуры. Однако, похоже, здесь всё будет зависеть от результатов проверок. Национальные проекты это священная корова, доить которую совсем уж без уважения - чревато.

Алексей Викторов

20.01.2023 16:00

Просмотров: 16865