Что нужно знать СМИ, упоминающим и цитирующим иноагентов

Агентская суматоха

В Российской Федерации ответственность СМИ, упоминающих в своих материалах о сообщениях иноагентов, прописана чётко и однозначно, но не все владельцы упомянутых медиа соблюдают правила, которые регламентированы законом. «Версия» решила разобраться в ситуации. При этом, забегая вперёд, скажем, что и администраторам обычных интернет-сайтов, не зарегистрированных как СМИ, стоит соблюдать требования, о которых поговорим далее.

О чём говорит закон

Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации «О Средствах массовой информации»: «Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.»

Закон «О СМИ» был дополнен данной статьёй в конце 2019 года, но не всем учредителям сетевых изданий и иным СМИ сразу стало понятно как исполнять эти требования, и тем более, какие последствия их ждут. Списки людей и организаций, попадающих под требование, ширится чуть ли не каждый день, потому надо быть осторожным.

Упомянутая выше статья Закона РФ «О СМИ» содержит прямое указание на то, что «Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, не допускается».

Штыхно К.Д. Руководитель юридического отдела "Версии"

Если коротко, то любое приведение информации иностранного агента требует упоминание его специфического статуса.

Форму указания на распространение материалов иноагента Роскомнадзор утвердил Приказом № 124 от 23.09.2020 г. Согласно этому приказу, сообщение, если оно текстовое, должно быть с размером шрифта, вдвое превышающим само сообщение иноагента, звуковым или аудиовизуальным и выглядеть следующим образом: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Также Роскомнадзор в своем приказе сообщает о требованиях к цвету шрифта, который должен быть контрастным по отношению к фону, о том, что сообщение не должно накладываться на текст. Указывает Роскомнадзор и на порядок размещения аудиосообщений, которые не должны накладываться на звуковые фрагменты, должны воспроизводиться без увеличения скорости воспроизведения, с уровнем громкости, соответствующему основному аудиосообщению, а указание на размещение сообщения в аудиовизуальной продукции Роскомнадзор определяет как 20% от размера данного изображения.

Отдельно регулятор сообщает о порядке размещения сообщений. По его указанию сообщение необходимо размещать при распространении всех видов материалов иноагента после заголовка или в начале аудио или аудиовизуального сообщения на протяжении не менее 15 секунд и при каждом прерывании.

Что же грозит ответственным за размещение сообщений лицам, а ответственность в полной мере соответствует уровню современных требований к злостным нарушителям закона: По статье 19.34.1. КоАП РФ с юрлица за однократное нарушение потребуют 500 000 рублей, за повторное 1 000 000 руб., а за неоднократное грубое нарушение нарушитель заплатит штраф, равный стоимости квартиры в ближайшем Подмосковье – 5 000 000 руб.

Текущее положение дел

Стоит также заметить, что Роскомнадзор уже давно освоил и использует в своей деятельности автоматизированные системы контроля за соблюдением законности распространения информации в СМИ, что, конечно, удобно для него, как для контролирующего органа. Но это вызывает много сложностей для исполняющих его требования СМИ. Порой русский язык позволяет обойти прямое указание ключевых слов, а порой они попадают в специфическом контексте и совершенно в ином смысле. Автоматизированная система или «робот» Роскомнадзора всегда начеку, и СМИ иногда получают предупреждения по самым странным случаям. Применение упомянутых выше положений закона может стать задачей для ещё одного «робота», отслеживающего наличие клейма «иноагент» рядом с упоминанием организации или персоны.

Формальное отсутствие упоминания иноагента может стать поводом для вынесения требования о выплате штрафа, или может быть даже отключения статьи в течение 24 часов под риском блокировки всего сайта, по аналогии с упоминанием о способах самоубийства. Кстати, какого-либо удобного и, главное, действенного способа дать регулятору объяснения по поводу выявленного «роботом» нарушения, никто пока не предусмотрел. Выходит, что подобному требованию можно только подчиниться, а потом уже искать подтверждение и объясняться в других инстанциях.

В ответ на автоматизированный контроль Роскомнадзора, некоторые СМИ уже вводят автоматизированное уведомление читателей об иноагенте при любом упоминании организации, даже если оно не цитируется.

В заключение стоит сказать, что о том, кто является иноагентом, можно узнать на сайте Минюста, а коллегам из СМИ и не только, размещающим сообщения на просторах сети, пожелать не упускать из вида такое серьезное требование закона.

Кирилл Штыхно

02.02.2021 15:26

Просмотров: 6345