«Челюскин» во время своего похода не прикрывал судно с заключенными ГУЛАГа

Советские морские мифы. «Пижма»

Мифы – морские в том числе – явление, периодически возникающее в поле СМИ. Уже несколько десятилетий, каждые 7 – 8 лет всплывают истории о «Пижме», перевозящей заключенных ГУЛАГа и об эсминцах проекта 45-бис, предназначенных для войны с американцами в Антарктиде. Каждое новое поколение читателей получают возможность с ними ознакомиться. В этой статье мы расскажем о двух морских мифах.

Первый миф – о пароходе «Пижма», который шел в паре со знаменитым «Челюскиным», и на котором перевозили заключенных ГУЛАГа, второй – об Антарктическом флоте СССР и о кораблях, входивших в него. Мы подробно объясним, почему эти истории – выдуманы.

Пароход «Пижма», перевозивший заключенных

Этот миф появился в конце 90-х годов ХХ века – времени, когда массово появлялись публикации о настоящих и мнимых преступлениях 30-х годов. В 1997 году в газете «Известия» появилась заметка Прокопенко, в марте 2000 года в еженедельной газете «Новая Сибирь» появилась статья Э.И. Белимова «Тайна экспедиции «Челюскина». Эту статью перепечатали многие СМИ (например, петербургская газета «Час пик» и даже один из израильских (!) журналов), вышла она и на телеэкраны. В августе 2001 года телеканал ТВ-6 в своей программе показал сюжет о «Пижме», а в 2005 году на телеканале «Культура» в цикле «Секретные проекты» был показан фильм «Неизвестный «Челюскин»» производства телекомпании «Цивилизация». По жанру он позиционировался как «документально-художественный исторический детектив».

Содержание мифа

Суть мифа в следующем. В 20–30-е годы в СССР не было богатых и стабильных месторождений олова. Этот стратегический материал за валюту покупался за рубежом. Перед советскими геологами была поставлена стратегическая задача – найти богатое месторождение на территории СССР. В полевые сезоны 1933 и 1934 годов геологами Арктического института (сегодня Институт Арктики и Антарктики) была установлена территория, на которой такое месторождение могло было быть – так называемые «точки Серпухова». Располагались они на Чукотке. Само собой, строить там рудник и комбинат должны были заключенные ГУЛАГа. Вопрос состоял в том, как их незаметно доставить в столь удаленный регион. Для прикрытия данного похода было решено использовать широко освещаемый в прессе поход по Северному морскому пути (СМП) парохода «Челюскин».

Пароход Челюскин летом 1933 года в Ленинграде (фото: Wikimedia Commons/Русский матрос)

Немного отвлекаясь, скажем, что этот поход был классической авантюрой советской эпохи. До него СМП за одну навигацию прошёл ледокольный пароход «Александр Сибиряков» Ледокольный пароход – это обычное грузовое судно с усиленным корпусом, позволяющим ходить во льдах. Сегодня такие суда называются судами с усиленным ледовым классом. Восемь таких пароходов (7 ледокольных парохода и ледорез «Литке») были куплены царским правительством во время Первой мировой войны для обеспечения доставки грузов в Архангельск. «Челюскин» был обычным сухогрузным пароходом с тонкими бортами и большой шпацией – расстоянием между шпангоутами. У ледоколов шпангоуты стоят близко друг к другу – это дополнительная защита борта от льда.

Момент гибели Челюскина (фото: Wikimedia Commons)

Для перевозки заключенных якобы выбрали однотипный пароход, так же построенный в Дании – «Пижма». По версии создателей мифа, в Копенгагене, на верфи компании «Бурмейстер и Вайн» были построены два однотипных торговых судна – «Лена» и «Пижма». «Лену» передали в распоряжение Главному управлению Севморпути и переименовали в «Челюскин», а «Пижму» передали НКВД для доставки заключенных в северные лагеря. Некоторая задержка с выходом «Челюскина» из Мурманска объяснялось тем, что не всех заключенных успели доставить на «Пижму». Замысел чекистов был прост – для того, чтобы спрятать вещь, её надо положить на самое светлое место. Этот принцип и был применен в данном случае. Суда шли в паре, на небольшом расстоянии друг от друга. Поскольку все внимание было привлечено к «Челюскину», «Пижма» оставалась в тени. По планам, суда должны были идти вместе до Певека. Не будем подробно рассказывать эту легенду о переходе двух судов, прейдем к самому главному. После того, как «Челюскин» был затёрт льдами и затонул, было принято решение взорвать «Пижму» вместе с заключенными. «Пижма» находилась в 30 километрах от «Челюскина». Охранники на аэросанях были перевезены на «Челюскин» (правда, не ясно, куда они делись потом), а 2 000 заключенных ушли на дно вместе с «Пижмой».

Еще раз немного отвлечемся. Эта история – не первая попытка «утопить» заключенных на борту пароходов ГУЛАГа. Еще в конце 30-х годов в эмигрантской прессе было много публикаций о гибели в Чукотском море в 1935 году парохода «Джурма» с 12 000 заключенных(!!!) После того, как стало понятно, что на относительно небольшом пароходе столько человек просто физически не поместится, один ноль убрали. К этому мифу мы еще вернемся.

Главным от органов на «Пижме» был некий Кандыба. После гибели «Челюскина» он запросил Москву о своих действиях. Там ответили: «Взрывать». Кандыба заложил взрывчатку и подорвал судно. Однако, сработали не все заряды, «Пыжма» тонула медленно, заключённые выбрались на лед, выгрузили запас продовольствия и рацию. Кто-то из заключенных был знаком с радиоделом, и по радио запросили о помощи. Несколько человек эвакуировали американскими самолетами в США. В Америке они попали на обложку журнала. В СССР Кандыбу повысили в звании до комбрига и наградили орденом Красного Знамени, но после появления этого журнала – расстреляли. Вот такой жуткий бред.

Опровержение

Отто Юльевич Шмидт (фото: Wikimedia Commons)

Необходимо сделать одно отступление, которое справедливо для всех морских мифов, не только советских. Морские мифы распознать значительно легче, чем все остальные. Дело в том, что при придумывании какой то истории очень важно показать её правдоподобность. В ней никогда не скажут: «Отплыл на корабле». Обязательно укажут название, иногда номер проекта. Для достоверности. И это название будет лакмусовой бумажкой на правдивость истории. Дело в том, что в ХХ и XXI веке жизнь корабля оставляет столько следов, что невозможно представить корабль или судно инкогнито. В этом и нет необходимости. Все корабли, даже выполняющие самые секретные задания, хорошо известны. Например, в ВМФ есть два сверхсекретных подразделения – ОСНАЗ и ГУГИ. Говорят, что ГУГИ по степени секретности превосходит знаменитое ГРУ. Однако, во всех справочники и в профильной литературе есть список кораблей, которые подчиняются одному и другому ведомству. О выполняемых ими заданиях, мы, возможно, не узнаем никогда, но то, что эти корабли принадлежат данным структурам, известно.

Возвращаясь к ХХ веку, скажем, что в СССР действительно существовали суда, которые перевозили заключенных, в частности, на Колыму. Все заключенные на Колыме подчинялись Дальстрою, который в свою очередь, входил в структуру НКВД. У этой организации есть страница в Википедии, где указываются все пароходы Дальстроя. Именно благодаря тому, что информацию о кораблях и судах невозможно скрыть, был развеян миф о гибели 1 200 человек на пароходе «Джурма». Дело в том, что почти все пароходы «Дальстроя» не строились на отечественных верфях, а покупались за границей. Утверждалось, что «Джурма» погибла в Чукотском море в первой половине 1935 года. Но дело в том, что пароход был куплен СССР только в конце 1935 года. А когда она, якобы, погибла, пароход еще ходил под голландским флагом под названием «Brielle». Так закончился миф о «Джурме». Пароходы «Дальстроя» действительно гибли. О гибели парохода «Индигирка» смотри статью «Колымский «Титаник»».

Если применить подобный подход к данной истории, то без труда можно установить, что в Копенгагене был построен только один грузовой пароход «Лена», переименованный в «Челюскин». Никаких других судов этого проекта построено не было. Более того, в Дании в 30-е годы ХХ века не было построено ни одного торгового судна с названием «Пижма». В списках судов Народного комиссариата морского флота СССР не было судна с названием «Пижма». Все остальные подробности этой истории просто не интересны.

Закончить рассказ об этом мифе можно любопытным фактом. Дотошные исследователи нашли судно с названием «Пижма». Им оказался плавмагазин на реке Печоре.

Продолжение следует

Андрей Максимов

18.08.2022 09:39

Просмотров: 6153