Безопасность на дороге зависит только от нас
Война на «зебре»
В марте на заседании президиума Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения президент Владимир Путин призвал не относиться к этим вопросам «как к бытовухе». Такое внимание к проблеме не случайно. За прошедшее десятилетие в результате ДТП травмы получили около 3 млн человек, а число погибших составило более 350 тысяч. По словам Путина, это ужасные цифры. Хотя в целом кривая ДТП идёт уверенно вниз. Если 10 лет назад в России на дорогах гибло 35 тыс. человек, то в 2015 году число жертв удалось снизить до 23 тысяч. По данным ГИБДД, за январь – октябрь текущего года количество ДТП уменьшилось на 6,5% по сравнению с тем же периодом 2015 года, аварийность по вине водителей упала на 5,9%. Есть некоторые проблемы с детьми-пассажирами (минимальный рост аварийности – на 0,1%) и детьми-велосипедистами (рост на 3,2%).
Если же посмотреть на виды ДТП, то чаще всего это столкновения (41%). Затем идут наезды на пешеходов (29%). Кстати, на 12% выросло число ДТП из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети. Однако самый значительный прирост ДТП – на 117% – произошёл по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств.
Штрафами – по лихачам
На прошлой неделе правительство рассмотрело поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят новый штраф для водителей – за опасное вождение. Напомним, к опасному вождению относятся: отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом; перестроение при интенсивном движении, если все полосы заняты; несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала; резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП); препятствование обгону.
Кстати, в Госавтоинспекции отмечают, что применение комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений влияет на дисциплину водителей. С их помощью в прошлом году вынесено свыше 50 млн (67%) постановлений об административных правонарушениях. В службе также поддерживают инициативу привлекать к ответственности водителей на основании видеозаписи, сделанной другими водителями, и отмечают возрастающую в последнее время помощь со стороны социально активных граждан и общественных объединений. «В текущем году более 600 тыс. водителей было задержано в состоянии опьянения, причём каждый 15-й случай стал известен благодаря бдительности граждан и представителей общественных организаций, –
«Горячая точка»
Но не стоит забывать, что никакие новейшие технологии не смогут уберечь людей от аварий на дороге, если они сами будут проявлять беспечность.
О вине пешеходов речь зашла не случайно. Так, более чем в 40% подобных ДТП виноваты именно они. Основные нарушения, которые допускают пешеходы, – переход вне «зебры», даже если она рядом; игнорирование подземного перехода, резкий выход на дорогу из-за стоящих машин, деревьев и т. д. То есть нередко пешеходы даже добросовестным водителям не оставляют шансов.
Отдельная проблема – «невидимки». Статистика показывает, что осенью и зимой количество ДТП с участием пешеходов возрастает, причём пик аварийности приходится на промежуток с 18.00 до 22.00, когда на улице темно. Однако, по данным исследования ВЦИОМ, более 70% всех пешеходов не предпринимают никаких дополнительных мер, чтобы стать заметными на дорогах. 60% просто не считают это необходимым, 16% думают, что это как-то испортит их внешний вид, а 9% просто не знают, где купить световозвращающие элементы. Сегодня ПДД обязывают пешеходов носить их только на загородных трассах, однако сейчас активно обсуждается предложение, чтобы люди «светились» и на городских дорогах.
Безусловно, нельзя снимать вину и с водителей. «В нашей стране их насчитывается десятки миллионов. При этом за прошлый год 22,8 млн нарушений ПДД совершено только водителями легковых автомобилей. Это не говоря о водителях грузового транспорта, автобусов и так далее. Эти цифры свидетельствуют о том, что, к сожалению, водители очень часто забывают, что от их внимательности, учтивости и взаимоуважения зависят дорожная обстановка, жизнь и здоровье других участников дорожного движения, особенно если в транспортном средстве находятся пассажиры», – уверен Виктор Нилов.
«Сложности перехода»
Как-то примирить водителей и пешеходов в войне на «зебре», а главное, снизить шокирующие цифры статистики (за 10 месяцев на дорогах РФ погибло более 4,7 тыс. пешеходов) призвана новая социальная кампания «Сложности перехода».
Госавтоинспекция, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» определили основные ошибки и заблуждения, которые чаще всего приводят к авариям: у пешеходов – переход дороги в неположенном месте, у водителей – превышение скорости и отсутствие привычки притормаживать перед нерегулируемыми пешеходными переходами. Ещё одной проблемой является невнимательность всех участников дорожного движения и отсутствие взаимопонимания. Именно поэтому главная задача кампании заключается в том, чтобы научить водителя и пешехода взаимодействовать на дороге правильно: не просто быть внимательными, а замечать друг друга, принимать правильные решения и тем самым избегать ДТП. Непосредственно образовательные мероприятия пройдут в 10 российских регионах в течение февраля – марта 2017 года.
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»
Просмотров: 5801