Авиакомпаниям пытаются запретить овербукинг
Полёт без гарантии
«Даже в не сезон и вне праздников, когда нет никакого пика, люди всё равно попадают в овербукинг, и это очень неприятно», – констатирует член центрального штаба ОНФ депутат Госдумы Александр Васильев. В результате мониторинга выяснилось, что овербукингом сегодня занимаются практически все российские перевозчики. Причём речь идёт вовсе не о маленьких региональных авиакомпаниях, но о лидерах рынка, входящих в первую тройку. Более того, овербукинг случается настолько часто, что некоторые часто летающие пассажиры сталкиваются с ним дважды в неделю.
Новый закон, считают авторы документа, сможет исправить ситуацию. Для авиакомпаний предлагается ввести административные штрафы: в случае если нарушение фиксируется первый раз, штраф составит от 50 до 100 тыс. рублей. За повторное нарушение придётся раскошелиться уже на 200 тыс. рублей.
У авиакомпаний позиция другая. Минувшим летом они вышли с инициативой, предложив Минтрансу овербукинг легализовать. Позиция авиаторов такова: дескать, практически ни на какой рейс не приходят все 100% пассажиров, а потому можно с лёгкой душой продавать на 5% билетов больше. В качестве главного аргумента часто приводится зарубежная практика: дескать, в Европе и Америке овербукинг давно узаконен, успешно функционирует и все пассажиры довольны.
Сегодня никто, даже надзорные ведомства, не имеет технической возможности отследить, сколько было продано билетов на тот или иной рейс
С этим сложно поспорить. Западные компании действительно предлагают весьма щедрые компенсации, если вы столкнулись с овербукингом. Это может быть значительная денежная выплата, повышение класса обслуживания и всякие приятные мелочи типа пользования VIP-залом в ожидании следующего рейса. Однако отечественные сторонники легализации овербукинга забывают упомянуть одну маленькую деталь. В той же Европе следующего рейса придётся ждать от силы 3–4 часа, а потому неудивительно, что в такой ситуации от желающих получить компенсационные 200 евро нет отбоя. Другое дело – овербукинг в России. «Недавно мы с активистами Народного фронта летели из Новосибирска и как раз попали на овербукинг. Так нам предложили улететь аж на следующий день, причём не самым ранним рейсом, который у них был в 9 утра, а в 11 утра. На том рейсе, видимо, меньше загрузка. То есть авиакомпания исходит исключительно из собственной выгоды», – рассказывает Александр Васильев.
Что же, может быть, любителей продавать больше билетов теперь испугают штрафы? Похоже, что нет. Дело в том, что сегодня никто, даже надзорные ведомства, не имеет технической возможности отследить, сколько было продано билетов на тот или иной рейс. Кстати, и сегодня овербукинг де-факто не разрешён, однако за него компании никто не наказывает. Так, за 2016–2018 годы было возбуждено всего 10 дел по фактам овербукинга. Эксперты связывают это со сложностью доказывания факта овербукинга и отсутствием законодательного запрета.
Ещё одна неразрешимая на сегодня проблема – это то, что большинство рейсов в нашей стране «замкнуты» на Москву. То есть, столкнувшись с овербукингом, вы рискуете не успеть на стыковочный рейс. Так что едва ли денежная компенсация, пусть даже достаточно значительная, сможет вас утешить.
Просмотров: 3179