Версия // Культура // 25 февраля ушёл из жизни Дэвид Робэк

25 февраля ушёл из жизни Дэвид Робэк

6766

Помнишь меня?

Дэвид Робэк
https://www.nme.com/
В разделе

Дэвид Робэк был одним из создателей музыкальной формации Mazzy Star. Возможно, название данного коллектива мало или совсем ничего не скажет многим из нас. Что, впрочем, не является плохим или хорошим. Группа Робэка стояла у истоков развития любопытного музыкального стиля под названием «Андеграунд Пейсли» - яркой калифорнийской музыки, частично определившей «лицо» начала и середины 1980-х годов.

Нередко случается так, что то или иное (печальное или радостное) событие случайно пробуждает в нашей памяти целые пласты воспоминаний. Так произошло в случае ухода из жизни на 61-м году Дэвида Робэка, замечательного музыканта, как мы сказали выше, одного из создателей группы Mazzy Star. Чем нас может заинтересовать творчество данного коллектива, к каким ассоциациям и к желанию прослушать чьи композиции оно может сподвигнуть? Расскажем об этом далее.

Группа была образована в Санта-Монике в 1989 году, когда певица и автор песен Хоуп Сандовал, также играющая на гитаре, глокеншпиле, губной гармонике познакомилась с гитаристом и клавишником Дэвидом Робэком, который по совместительству творил музыку и также понемногу сочинял песни. Знакомство двух творческих душ состоялось в Лос-Анджелесе, где Робэк был активным участником калифорнийской инди-сцены 1980-х годов, объединенной общим названием «Андеграунд Пейсли» (англ. «Underground Paisley»), возродившей примечательный звук психоделического, фолк и гаражного рока конца 1960-х и 1970-х годов (где гремели такие имена как Velvet Underground, The Doors, Jefferson Airplane, Grateful Dead, Simon and Garfunkel и многих других гениальных исполнителей).

В Википедии говорится о том, что выпущенный в 1990 году дебютный альбом Mazzy Star «She Hangs Brightly», сочетал «элементы блюза и фолка, вкупе с психоделическим меланхоличным звучанием гитары». Песни этой пластинки определили «поля» их музыкальных экспериментов — от тягучего дрим-поп, талантливо сочетаемого с потусторонними мелодиями неопсиходелии, до экспериментов шугейзинга. «У группы появились поклонники, но Сандовал и Робэк с самого начала подчеркнуто дистанцировались от любых «звёздных» проявлений коммерческого успеха. Они практически не давали интервью, а когда журналистам удавалось таки загнать их «в угол», отделывались односложными и маловразумительными ответами».

Критики отмечали, что «следующий альбом группы «So tonight that I might see» (1993) вышел уже на другом лейбле. На второй пластинке Хоуп и Девид продолжили гнуть ту же неопсиходелическую «линию», но звук работы стал более собранным и осмысленным». Немудрено, что через год после выхода альбома заглавный трек с него под названием «Fade into you» попал во многие американские инди и мейнстримовые музыкальные чарты. В итоге диск застолбил место в пятерке лучших альтернативных альбомов 1995 года, став платиновым. «Примечательно, что успех нисколько не вскружил голову Хоуп и Дэвиду. Сандовал продолжила делить своё время между Лос- Анджелесом и Лондоном, а Робэк обосновался в Беркли. Время от времени музыканты давали малосодержательные интервью и удивляли поклонников редкими живыми выступлениями».

В 1996 году вышел «Among my swan». Диск «закрепил за Mazzy Star репутацию самой меланхоличной группы американской инди-сцены. Альбом получился еще более лаконичным и акустическим, чем предыдущий. После его выхода музыканты отправились в небольшое турне. Последнее выступление коллектива состоялось в Лондоне в 2000 году. Хотя Mazzy Star никогда официально не заявляли о прекращении совместной деятельности, никаких новых релизов не появлялось от них в течение 15 лет. Осенью 2011 года группа представила два новых трека — «Common burn» и «Lay myself down». В 2013 году состоялся релиз четвёртого полноформатного альбома «Seasons of your day».

По теме

В общем, ничего особо выдающегося формация не совершила, каких-то высоких музыкальных «вершин» не покорила, хотя и немного искупалась в лучах славы в середине девяностых. Так почему нам она может быть интересна? Мне кажется, ответ на этот вопрос лежит в плоскости развития музыкальной культуры в целом. Мы уже упоминали стиль под названием «Андеграунд Пейсли» (англ. «Underground Paisley»), который наследует другому музыкальному жанру, появившемуся в Америке в середине 1970-х под именем «Джэнгл-поп» (англ. «Jangle pop»).

Поясним. «К особенностям Джэнгл-попа относят характерно «бренчащие» (англ. «to jangle») гитары и мелодии пауэр-попа. Джэнгл-поп не относился к музыке мейнстрима. Его тексты песен зачастую были не слишком вразумительными. Звук также не подвергался длительным продюсерским обработкам, будучи «шершавым» и в каком-то смысле «крафтовым». Такие признаки характерны скорее для хипповской и панковской DIY-этики (от англ. «Do It Yourself» — «Сделай Это Сам»), характерной для инди-музыки в целом.

Многие критики и источники (как last.fm) отмечают, что «первой (и самой известной группой, игравшей в этом стиле) была The Byrds. Их 12-ти струнная гитара легла в основу более позднего изменения жанра». Джэнгл-поп всегда был стилистически близок к Пауэр-попу, где, к примеру, выделяются такие гиганты жанра, как Cheap Trick. «В дальнейшем такие коллективы, как The Raspberries и Big Star окончательно «размыли» границы между Джэнгл-попом и Пауэр-попом».

Упомянутые стили стали весьма популярными в восьмидесятых годах: их бесконечно крутили на радио и на появившемся в начале восьмидесятых MTV. К этому жанру «можно отнести первые альбомы таких грандов альтернативной музыки, как R.E.M. или The Connells». Похожее по стилистике движение, получившее название «Андеграунд Пейсли» происходит от узора «пейсли», в России более известного как «турецкий огурец», популярного в шестидесятые годы, хотя и сегодня этот узор вы можете встретить на банданах или майках).

Оно «расцвело» на западном побережье США, где групп, играющих подобную инди и альтернативную музыку (среди которых творят и герои нашей статьи Mazzy Star), возникло в те годы немало.

В их числе были как в свое время известные, но сегодня полузабытые имена, вроде The Three O’Clock c характерным по звучанию хитом «Jet Fighter»,

творения групп The Last, The Dream Syndicate, Opal, Game Theory, The Long Ryders, Green on Red. Стоит упомянуть более известные альтернативные коллективы, вроде Goo Goo Dolls или снискавший огромную популярность девичий ансамбль The Bangles, со временем обратившийся к более мягким поп-роковым формам звукоизвлечения. С Андеграунд-Пейсли часто ассоциируют некоторых представителей гаражного рока 1980-х: The Marshmallow Overcoat, The Pandoras, The Droogs.

В общем, перед нами интересный, ныне полузабытый музыкальный феномен, который породил и на который также оказали влияние такие стили, как: Панк-рок, Постпанк, Нью-вейв, Хардкор-панк. Которые, в свою очередь, породили плеяду разнообразных современных смешанных стилей: Альтернативное кантри, Альтернативная танцевальная музыка, Альтернативный хип-хоп, Альтернативный метал, Ню-метал, Фанк-метал, Бэгги, Блэкгейз, Брит-поп, C86, Христианский альтернативный рок, Колледж-рок, Дарк-рок, уже упоминавшийся Дрим-поп и стоящие рядом с ним Джэнгл-поп, Данидин-саунд и Пейсли Андеграунд, Эмо, Гик-рок, Готик-рок, Гребо, Гранж, Инди-фолк, Инди-поп ,Тви-поп, Чембер-поп, Инди-рок, Индитроника, Индастриал-рок, Латиноамериканская альтернатива, Лоу-фай, Мэдчестер, Мангебит, Мат-рок, Неопсиходелия, New rave, Нью-поп, Нойз-рок, Ню-гейз, Поп-панк, Пост-брит-поп, Пост-гранж, Постпанк-ривайвл, Построк, Сайкобилли, Райот-грррл, Сэдкор, Шугейзинг, Слоукор, Уизард-рок, Эмо-поп, Фанк-метал и тем, вроде независимых лейблов звукозаписи, студенческого радио, крупных независимых музыкальных фестивалей («Lollapalooza») и пр.

Смерть Робэка дала повод вспомнить и поговорить о взаимосвязи забытых или малоизвестных музыкальных стилей, направлений и их представителей. Ибо, как говорится, это еще далеко не конец. Многое только начинается…

«Наша Версия» выражает соболезнования семье и всем поклонникам музыканта.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.02.2020 16:00
Комментарии 0
Наверх