На днях стало известно о том, что права на адаптацию российского ситкома «Папины дочки» купил немецкий канал Das Vierte. Сумма сделки не разглашается. Известно лишь, что за свой сериал руководство «СТС» запросило с немецкого телевидения сумму, сопоставимую с ценой западных проектов, закупаемых для нашего вещания. Это первый случай, когда западные продюсеры заинтересовались российской продукцией подобного плана. А вот другие российские форматы на Западе уже покупали. Какие именно и почему о них ничего не слышно, попытался выяснить корреспондент газеты «Наша Версия».
Телевидение у нас в основном предлагает лицензионные программы. «Собственных форматов у нас очень немного, – поделился продюсер W Media Сергей Кордо. – Почти все шоу и программы нашего телевидения – не отечественного происхождения. Своего на российских каналах почти не придумывают. «КВН», «Что? Где? Когда»?, «Поле чудес», в общем, своё производство можно пересчитать по пальцам. Дело не в том, что нет идей, а в деньгах. Идеи без материальной поддержки нежизнеспособны. Например, программа «Народ против», которую вёл Дмитрий Дибров (выходила на канале ОРТ в 2002 году. – Ред.), в Англии разрабатывалась почти полтора года группой из 15 человек. Они сняли в различных декорациях и с различными компьютерными программами четыре «пилота». В итоге шоу потянуло более чем на миллион фунтов – и это в Англии, где технологии съёмки игр давно отлажены. Так же и у нас – ни один канал не возьмёт идею без «пилота». Но чтобы снять удачный «пилот», нужна не одна версия, а несколько, потому что только в процессе съёмок понимаешь просчёты в технологии, декорациях и правилах игры. В наших условиях даже и представить невозможно, что съёмочная группа будет год работать и получать зарплату без 100-процентной гарантии результата».
Так что неудивительно, что каждое сообщение о покупке нашего продукта западным инвестором становится сенсационным. А продажа прав на адаптивный сценарий российского ситкома и вовсе станет первой в истории.
«Папины дочки» – ситком, который выходит на канале «СТС» и рассказывает об отце-одиночке, который воспитывает пять дочерей разного возраста. Рейтинг у телесериала достаточно высокий. «Ценность этого ситкома в том, что он может быть идеально адаптирован под западного зрителя, это интернациональный сериал, – комментирует пресс-служба канала «СТС». – Многодетные семьи есть во всём мире, и многим сюжет нашего сериала покажется близким независимо от национальности».
Но ситком для нас формат сам по себе заимствованный. А вот реалити-шоу «Дом-2» – чисто российский проект. И это единственный «долгоиграющий» проект нашего производства, который даже вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное реалити-шоу.
В 2005 году телекомпания «ТНТ» объявила о продаже прав на использование этого формата реалити-шоу американской компании Sony Pictures Television International (SPTI). Это был первый случай, когда оригинальное российское реалити-шоу было куплено глобальной медиакорпорацией. В Sony Pictures полагали, что шоу в стиле «Дом-2» станет хитом в странах Латинской Америки и на юге США. Но этого так и не произошло.
А в 2001 году американская компания ABC проявила интерес к покупке лицензии на российскую передачу «Жди меня». Говорилось даже, что на ABC готовы говорить о совместном производстве программы. Дескать, возможно даже, что «ВИД» будет сам делать американскую версию (разумеется, съёмки будут проходить в США и вести передачу будет американец). Но никаких сведений о том, появилась ли эта программа в эфире, нет.
«Я думаю, что у телевидения такая же проблема, как у кино, – считает известный кинокритик, культуролог Кирилл Разлогов. – С одной стороны, те же американцы изредка у нас что-то покупают, и для нас это является прорывом. Но вспомните историю с «Дозорами». В Штатах фильм собрал всего лишь пару миллионов долларов. Объясняется всё просто – американцы вообще не любят смотреть чужую продукцию, они больше доверяют своей. Они в этом смысле очень консервативны, и чем-то посторонним американцев заинтересовать крайне сложно. ТВ-проекты, конечно, отличаются от кино, поэтому можно предположить, что, несмотря на популярность у нас, за рубежом наши проекты пока не вызывают такого интереса».
Получается, что продажа российских форматов за рубеж «греет» только наших производителей. Это, конечно, неплохо. Но одновременно означает и то, что ничего суперэксклюзивного, что могло бы заинтересовать мэйджоров, мы пока так не придумали.