Версия // Общество // Загранпоездки подешевеют. Но количество направлений сократится

Загранпоездки подешевеют. Но количество направлений сократится

1746

Тур де финанс

lori.ru
В разделе

Зарубежная туриндустрия уже вступила в эпоху понижения цен на отдых, наши операторы пока что довольствуются лишь отдельными спецпредложениями. Однако скоро рынок может не оставить выбора тем, кто во главу угла ставит прибыльность своего бизнеса: удручённого кризисом клиента уже к лету будут заманивать всеми доступными способами.

Недавно Российский союз туриндустрии (РСТ) обнародовал данные по отрасли за январь. Цифры отнюдь не порадовали бизнесменов: только за январь на 40% по сравнению с прошлым годом сократился спрос на традиционные зимние пляжные направления – Египет и Таиланд. Если же брать весь зимний период, а не отпускной январь, то уже можно констатировать сокращение спроса на 20-30% (разброс в расчётах объясняется тем, что у некоторых компаний различные понятия и о сроках зимнего сезона).

Продажи горнолыжных туров на январь сейчас меньше на 10%, чем год назад. Плачевное состояние туристической отрасли достаточно очевидно, причём в этот раз официальная статистика даже хуже, чем данные негосударственных объединений. Так, в начале февраля глава Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Анатолий Ярочкин рассказал журналистам, что снижение турпотока за четвёртый квартал 2008 года составило 20-30%, а туристов, посетивших нашу страну, стало в два раза меньше.

При этом падение рынка въездного туризма за январь, по оценке Ростуризма, составило 60%. Новогодние праздники, которые многие наши граждане предпочитают провести вдали от родины, стали лакмусовой бумажкой проблем туриндустрии: в так называемые горячие периоды операторы могут не только много заработать, но и много потерять, и в этом году размеры убытков красноречиво говорили сами за себя.

Порадовали компании только недорогие поездки в Финляндию и бюджетные автобусные туры в Европу, но и там нет значительного повышения спроса. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Андрей Игнатьев считает, что вторая половина января и февраль для туркомпаний станут самыми тяжкими месяцами, убыточными и пессимистичными, поскольку после праздников спрос на путёвки и так невысок, а кризис только усиливает затишье в офисах компаний, продающих путёвки.

«Далеко не все туроператоры доживут до начала летнего сезона, который стартует с конца марта – начала апреля. Некоторые не смогут выдержать натиска финансовых и иных проблем и предпочтут уйти с рынка», – считает Игнатьев.

По оценкам специалистов, с начала кризиса с рынка уже ушло 10% туристических агентств и 5% туроператоров. Некоторые пытаются спасти свой бизнес путём сокращения кадров и зарплат, благо толп покупателей путёвок сейчас не наблюдается. По мнению специалистов РСТ, если экономическая ситуация в стране не улучшится к лету, то уже в июне количество «кризисных уволенных» достигнет 25% персонала фирм этой отрасли.

Кое-где пошли другими путями уменьшения издержек. В некоторых регионах уже участились отдельные прецеденты с аннулированием туров без возврата денег, после чего неудачливые туристы попросту не могут найти обманувших их людей на просторах России. Понемногу добираются кризисные «лохотронные» веяния и до Москвы. Ранее разрекламированная туристическая компания в январе-феврале аннулировала как минимум восемь туров, купленных у своих партнёров-туроператоров. Клиенты перечислили средства, однако до компаний-операторов эти деньги так и не дошли, в результате туристические путёвки были признаны недействительными. Пока руководство компании хранит молчание и неизвестно, чем закончится эта история, однако понятно, что в будущем количество подобных прецедентов будет только увеличиваться.

По теме

Сейчас находящиеся в весьма стеснённых обстоятельствах компании по всему миру стараются спасти положение всеми доступными способами, в том числе и снижением цен за перелёты и гостиничные номера. Однако для россиян даже путёвки и услуги, купленные у зарубежных агентов, не станут дешевле из-за того, что падает курс рубля, а все составляющие отдыха оцениваются, как правило, в евро и долларах. Нерадостны и перспективы транспортной составляющей отдыха. Авиаперевозчики несколько снизили стоимость билетов, но всё равно самолёты отправляются в рейс полупустыми. Раньше российский туризм на недорогие направления ассоциировался с чартерными перевозками, теперь упадёт в объёмах и этот сегмент. Туроператорам невыгодно арендовать чартерный самолёт, если в салоне занята в лучшем случае половина мест, поэтому многие компании выкупают нужное количество бортмест на регулярных рейсах – для путешественника это дороже, но турбизнес предпочитает не нести ещё и транспортные риски.

Уже сейчас туристическая отрасль находится на спаде более глубоком, чем вся российская экономика. Дело в том, что у участников этой отрасли кризис начался чуть раньше, чем у всех остальных: ещё в мае начали расти цены на перевозку, что привело к снижению спроса. Когда нефть была ещё достаточно дорогой, произошёл безудержный рост цен на топливо – это случилось весной и летом. В августе ситуация несколько улучшилась, так как потребители осознали новый уровень цен на перелёты и смирились – хоть и по таким тарифам, но отдохнуть всё-таки хочется. В итоге по результатам сезона многие компании по прибыльности вышли в ноль, кто-то ушёл в минус, а затем наступил кризис и повлёк вниз даже наиболее успешных игроков.

Президент компании «Натали Турс» Владимир Воробьёв прогнозирует: «В отличие от Европы, где ожидается падение объёмов в пределах 20-25%, у нас выездные потоки могут сократиться наполовину. Причина в том, что российский рынок в значительной степени был сформирован за счёт низкого курса рубля и доступности потребительского кредитования». Теперь же вряд ли кто-то решится брать кредит под нынешние 20-30%, чтобы купить тур, в то время как непонятны ситуация с трудовой занятостью и дальнейшие перспективы развития кризиса. Специалисты отмечают, что кто-то отказывается от отпуска за границей по объективным финансовым причинам, а кто-то – по психологическим. Накопления на чёрный день в последние месяцы часто увеличиваются как раз за счёт тех сумм, которые были отложены на отпуск.

К лету в первую очередь с рынка уйдёт бюджетный турист, ориентировавшийся на низкую стоимость отдыха. Клиенты, покупавшие продукт средней ценовой категории, наверняка частично «перетекут» в низший ценовой сегмент. Тем не менее туроператоры всё равно ожидают, что продажи дешёвых туров упадут на 40-50% по сравнению с прошлым летом.

Египет и Турция по-прежнему останутся самыми популярными и массовыми направлениями, но россияне будут выбирать отели классом пониже и уменьшат расходы на экскурсии, дополнительную еду и алкоголь, сувениры.

Людей, которые выбирали дорогие предложения в самых престижных местах, не так много, поэтому они не окажут сильного влияния на рынок. Конечно, даже у людей с высоким уровнем достатка сократились доходы, но некоторые из таких клиентов имеют значительные накопления, к тому же они скорее откажутся от материальных покупок, но посетят дорогой курорт, чтобы избавиться от стресса и позабыть о неприятностях в родном городе. Кроме того, мировые центры отдыха класса люкс уже несколько снизили цены, кое-где очень существенно. Например, .

Внутреннему туризму предрекают расцвет только самые оптимистичные специалисты – слишком низок пока уровень рекреационных услуг, а в хороших отелях и гостиницах завышены цены. Зато кризис, вероятно, увеличит количество тех россиян, которые сами планируют отдых, а не обращаются в агентство. Сейчас таких людей 50-60%, в ближайшие месяцы их количество только увеличится.

Наценка компаний за формирование тура составляет в среднем 15-20%, многие туристы предпочтут потратить больше времени, зато сэкономить и подобрать себе гостиницу, транспорт и развлечения, наиболее подходящие по всем параметрам. Раньше такую самостоятельность часто проявляли любители экзотики: Гоа, Средней Азии, Латинской Америки. В это лето спрос на дорогие специфические направления уменьшится, пока непонятно насколько. Некоторые участники туррынка ожидают, что те, кому противен традиционный пляжный отдых, могут поехать не в азиатскую глубинку, а, например, в недорогие европейские страны, где можно ознакомиться с местным искусством, архитектурой, природой, при этом не отдавая огромные деньги за длительный перелёт.

В целом же россиянам стоит ожидать некоторых скидок и специальных предложений в майские праздники и летом. Однако падение цен не будет большим: рубль сильно девальвировал по отношению к евро, а самые популярные направления – Египет и Турция – вряд ли будут дешеветь хотя бы только из-за большого спроса на них.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.02.2009 12:16
Комментарии 0
Наверх