Версия // Власть // Зачем понадобился закон о волонтёрской деятельности?

Зачем понадобился закон о волонтёрской деятельности?

3028

На помощь!

В разделе

Законодательная власть решила придать волонтёрскому движению официальный статус. Мол, негоже делать добрые дела без соответствующих на то документов. В обществе немедленно разгорелась дискуссия. Одни считают, что происходящее – попытка прикрыть беспомощность официальных ведомств прекрасными порывами душ простых граждан. Другие, напротив, полагают, что появление в праве официальных понятий, регулирующих взаимопомощь, позволит оказывать её на более качественном уровне.

Илья Екушевский, организатор общественной организации «Клуб волонтёров»:

– На мой взгляд, сейчас закон об волонтёрстве абсолютно не нужен. Волонтёрское движение в целом в России пока ещё в зародыше, несмотря на то что волонтёрству уже много лет. Например, наша организация существует более семи лет. Тем не менее мы считаем, что волонтёрство у нас в стране ещё только развивается, ещё только делает свои первые шаги. И на этом этапе скорее требуется анализ сферы, чем её законодательное регулирование. Даже волонтёрские организации пока друг от друга очень отличаются. Есть маленькие, и им не нужно регистрироваться, им не нужен статус юридического лица. При этом есть огромные волонтёрские организации, которые, естественно, без статуса юридического лица существовать не могут. И на данном этапе всё же лучше провести детальный анализ сферы и понять, как и куда двигаться дальше. Может быть, сегодня будет достаточно каких-то поправок к уже существующим законам. Но я наблюдаю сейчас некую спешку по принятию закона о волонтёрстве, которая как минимум может привести общество к расколу. Например, на днях проводились общественные слушания по этой проблеме, но они были организованы буквально за два дня. И соответственно многие волонтёры просто не смогли принять в них участие – кто-то сейчас находится в Крымске, кто-то в других местах. В течение двух дней изменить свои планы нереально. А ведь таких общественных слушаний сейчас надо проводить как можно больше, чтобы каждый участник мог высказать своё мнение и услышать оппонентов. Но главное – организовывать всё надо заранее. Понимаю, что сейчас обсуждается не закон, а его концепция. Но для широких масс она стала известной совсем недавно, поэтому её надо дорабатывать, и делать это с учётом волонтёрских организаций, которые в будущем будут вести свою деятельность в соответствии с этим законом. И возможно, что в нём нет ничего негативного, только позитив, который привлечёт в волонтёрские организации ещё больше людей. Но чтобы закон был воспринят адекватно, с людьми надо разговаривать.

Юрий Воробьёв, заместитель председателя Совета Федерации, бывший первый заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

– Мы наблюдаем в последнее время повышение общественной активности людей, вот почему возникла необходимость разработать и принять закон о волонтёрах. Каждый человек должен иметь возможность проявить себя в общественно значимой работе, но это не значит, что каждый доброволец может действовать по своему усмотрению. В районе чрезвычайных ситуаций все должны работать по общему плану, каждый в своей зоне ответственности и в соответствии с установленными задачами, соблюдая требования безопасности. И каждый волонтёр должен иметь возможность пройти курс обучения по оказанию первой помощи. Подобные программы разработаны общественной организацией «Российский союз спасателей».

На данный момент разработаны концепция и структура проекта федерального закона «О добровольчестве (волонтёрстве)». Планируем осенью завершить работу над текстом законопроекта, обсудить его с общественностью, причём обсуждение будет происходить в сети Интернет, чтобы каждый желающий смог дать свои предложения в проект закона. Подобные законы есть во многих государствах Европы, в США и Канаде.

Дмитрий Орешкин*, политолог:

– Почему идея закона о волонтёрстве появилась сразу после трагедии в Крымске, понятно – власть боится любых неуправляемых и внесистемных общественных движений. Страна больна сильным советским синдромом. Тогда тоже разрешались только согласованные общественные движения – пионерская организация, ВЛКСМ, а любое независимое объединение – например, общество филателистов или шахматный клуб – вызывало опасения. Вот и сейчас независимые объединения воспринимаются как некая потенциальная угроза, которую лучше убрать. Трагедия в Крымске это чётко показала – приехали независимые волонтёры, которые показывали, что там реально происходило, иначе интерпретировали события. Потому-то власть и приняла не рациональное, а интуитивное решение – придушить! Раз не контролируешь – всё то, что не попадает под контроль, опасно. В этом секторе власть работает только на уровне инстинктов, что очень прискорбно. Система негибкая, она не учитывает настроение общества, не реагирует на него ни через выборы, ни через общественные обсуждения. Это поведение чётко видно при принятии общественно значимых законов в последнее время. Там действительно было мало конструктивного, всё делалось со страху…

Дарья Милославская, член Общественной палаты России:

– Идея правового регулирования пробела, который существует сейчас в законодательстве о волонтёрстве, возникла давно. Мы надеялись, что наши коллеги из Оргкомитета «Сочи-2014», которые сумели внести поправки в законодательство о волонтёрах на Олимпийских играх, также будут выступать за то, чтобы все НКО смогли привлекать волонтёров. Но, к сожалению, этого не произошло, и законодательный пробел остался. У нас есть понятие «доброволец» в законодательстве о благотворительности, у нас есть понятие «волонтёр» в законодательстве, которое регулирует Олимпийские игры. А для всех остальных НКО, которые не попадают в благотворительную деятельность и в организацию Олимпийских игр, у нас нет правовой возможности привлекать волонтёров и оплачивать их расходы. Волонтёры, которые действуют по собственной воле, тратят своё время, силы, душу, иногда не имеют возможности сделать больше, потому что у них нет денег, чтобы добраться в то место, где они нужны. Есть организации, которые готовы компенсировать эти расходы. В том же случае, если они их компенсируют, они нарушают закон – в частности, Налоговый кодекс. Так что никакого отношения к политике вопрос о необходимости регулирования взаимоотношений между НКО и волонтёрами не имеет. Мы работали над концепцией исключительно с юридической точки зрения.

Илья Екушевский, организатор общественной организации «Клуб волонтёров»
Илья Екушевский, организатор общественной организации «Клуб волонтёров»

Юрий Воробьёв, заместитель председателя Совета Федерации, бывший первый заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Юрий Воробьёв, заместитель председателя Совета Федерации, бывший первый заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Дмитрий Орешкин, политолог
Дмитрий Орешкин, политолог

Дарья Милославская, член Общественной палаты России
Дарья Милославская, член Общественной палаты России

*
Дмитрий Орешкин внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.07.2012 14:23
Комментарии 0
Наверх