Версия // Общество // Врач рассказал о причинах смертей российских детей после уроков физкультуры

Врач рассказал о причинах смертей российских детей после уроков физкультуры

8619

Физкультура с летальным исходом

В разделе

Эксперт объяснил смерти школьников на уроках физкультуры тем, что в образовательных учреждениях нет медицинского персонала, который способен оказать первую помощь при остановке сердца. При этом сердечные приступы у российских детей случаются не намного чаще, чем у их сверстников на Западе, но там в школах имеются врачи.

Главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства, глава Центра синкопальных состояний и сердечных аритмий у детей и подростков Леонид Макаров дал интервью телеканалу «Звезда», в ходе которого рассказал, почему российские школьники умирают на уроках физкультуры, и почему в странах Запада не наблюдается аналогичной картины.

Макаров отметил, что на сегодняшний день сердечные приступы являются одной из основных причин смертности школьников во время уроков физкультуры. И проблема не столько в том, что дети подвержены подобных проблемам, а в том, что в российских школах нет специалистов, способных оказать им помощь в случае остановки сердца.

Как отмечает телеканал, парламентарии Государственной Думы выступают с призывами вернуть в школы врачебные кабинеты, а также практику регулярных профилактических медицинских осмотров для учеников. Также они предлагают допускать школьников к занятиям физкультурой только после получения медицинского заключения. Однако медики и общественные деятели уверены, что проблема с остановкой сердца у детей значительно сложнее.

Как обратил внимание Макаров, количество сердечных приступов у российских школьников за год незначительно превышает статистику по ряду цивилизованных стран. Однако на Западе практически половину детей, у которых происходят приступы, удается спасти. В частности, по данным эксперта, в России на 100 тысяч учеников приходится 1,4 детских смерти в школе. Во всем мире сердечные приступы происходят в среднем у 1,1 процента учащихся школ. При этом последний показатель – это не смерти, а остановки сердца, и 50 процентов этих детей успешно спасают.

Врачи и оборудование

Макаров заметил, что в России имеются проблемы с системой оказания первой помощи, и даже школьные медсестры не могут помочь ребенку при остановке сердца, поскольку образовательные учреждения не имеют необходимого медицинского оборудования. Таким образом, по мнению эксперта, даже присутствие в школах специалистов, обладающих необходимой квалификацией, не изменит ситуацию.

Специалист уверен, что многих детских смертей, которые наступили после высокой физической нагрузки, реально было бы избежать. Для этого, в первую очередь, нужна ранняя диагностика. Он отметил, что в России диспансеризация проходит на очень высоком уровне – например, в отличие от США, где детям-спортсменам не делают ЭКГ, все российские школьники проходят через эту процедуру. Однако проблема в том, что не все медработники могут проанализировать данные, полученные в результате исследования. Макаров рассказал, что ему нередко приходится принимать участие в работе судмедэкспериз после детских смертей, и при разборе медицинских документов часто оказывается, что у ребенка были очевидные заболевания, которые врачи просто не увидели. Врач посетовал, что дети, по сути остаются незащищенными со всех сторон: сначала имеющиеся у них болезни не могут выявить, потом не могут оказать им первую помощь, и в итоге они умирают. Кроме того, в посмертных заключениях порой стоят неверные диагнозы судмедэкспертов, и это «закрывает тему».

По теме

Проблемы в законодательстве

Как полагает Макаров, если рассуждать глобально, причина детских смертей в школах также кроется и в несовершенстве закона. В частности, в качестве примера врач привел столицу Казахстана. После того, как у учащихся местных школ произошло несколько сердечных приступов, окончившихся летальным исходом, власти приняли решение оборудовать все школы Нур-Султана автоматическими наружными дефибрилляторами и научить персонал использовать данную технику. Что касается России, здесь подобный шаг просто невозможен. Даже если автоматические дефибрилляторы появятся в школах, учителя не смогут ими пользоваться, так как в законодательстве не закреплено право лиц неврачебных профессий на оказание первой помощи.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разрешает «другим лицам» оказывать людям первую помощь при наличии соответствующей подготовки или навыков, однако о каких лицах идет речь, умалчивается. И не исключено, что, неудачно оказав помощь, человек навлечет на себя претензии, судебные разбирательства и другие проблемы.

«У нас хромает федеральный закон о первой помощи. И даже врач, выйдя и сняв халат, уже не имеет права оказать медицинскую помощь. Такой парадокс. Это 323-й закон, который не один раз ходил туда-сюда в Госдуме»

Напомним, в прошлом году в СМИ появилась информация о целом ряде громких случаев остановки сердца на уроках физкультуры в российских школах. К примеру, в мае прошлого года 15-летний школьник из Смоленской области почувствовал себя плохо после физнагрузок. Учителя вызвали скорую помощь, подростка доставили в больницу, однако спасти пациента уже не успели. Похожий инцидент произошел в сентябре в Пермском крае: школьник скончался до того, как к нему успели прибыть медики. Были смертельные случаи и в этом году. В марте 15-летняя ученица костромской школы во время урока физкультуры потеряла сознание. Прибывшие медики сумели реанимировать ее и доставить девочку в больницу, но через некоторое время она скончалась.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.05.2019 14:20
Комментарии 0
Наверх