// // Военные лётчики массово покидают армию

Военные лётчики массово покидают армию

63397

Служба на вылет

2
В разделе

В интернет попали результаты анкетирования российских военных лётчиков, участвующих в операции в Сирии. Данные опроса выглядят крайне противоречиво: пилоты жалуются на несправедливое отношение к ним и их труду, а также на отсутствие стимулов к службе, отчего многие подумывают уйти из армии. Минобороны опровергает информацию о проблемах среди лётного состава. Однако источники «Нашей Версии» подтвердили: ситуация может быть именно такая и даже несколько хуже.

Сюжет: Армия

Следует уточнить сразу, что на плохое отношение к себе со стороны командования пилоты жаловались уже давно. Боевая обстановка, в которой оказались лётчики, направленные в Сирию, лишь обострила недовольство. На что именно жалуются пилоты? Во-первых, по их словам, лётный состав привлекается к несвойственным задачам. Так, лётчиков заставляют постоянно ходить на построения и утомляют бесконечными проверками. Боевых пилотов даже вынуждают брать в руки веники и убирать территорию. Всё это приводит к несоблюдению норм труда и отдыха и в конечном итоге к небоевым потерям лётного состава. Во-вторых, у лётчиков есть претензии и к военным полицейским, которые охраняют базу. Те, дескать, постоянно превышают свои полномочия и неуважительно относятся к лётному составу. В-третьих, пилоты недовольны отсутствием финансового стимулирования при выполнении боевых задач в Сирии, которое резко прекратилось после того, как было объявлено, что операция для Российской армии закончилась. Лётчики утверждают, что боевые вылеты им никак не оплачивают. Кроме того, пилотов перестали награждать.

Ваш лётчик не настоящий!

Обо всём этом сообщил человек, назвавшийся пилотом и направивший в редакцию «Нашей Версии» откровенное письмо. Для прояснения ситуации мы переправили это обращение в Министерство обороны. Рассмотрев его, военные чиновники первым делом заявили, что раз лётчик жалуется анонимно, то он не настоящий. Однако они всё-таки согласились ответить, правда, только на часть вопросов и довольно расплывчато. В частности, относительно выполнения лётчиками несвойственных задач было сказано, что организация повседневной деятельности лётного состава «имеет многоуровневую систему контроля… при этом документы строго определяют нормы предполётного отдыха, даже с учётом времени суток». В общем, вопрос, зачем лётчиков заставляют убирать территорию, остался без ответа. Возможно, это новый элемент подготовки российских пилотов перед боевыми вылетами.

Также в военном ведомстве отметили, что нет ничего странного в обязательном присутствии пилотов на построениях – дескать, они такие же военнослужащие, как и все. Правда, остаётся непонятным, почему совещание нельзя провести в кондиционированном помещении, учитывая, что сирийская жара явно не способствует улучшению самочувствия пилотов.

Полностью был проигнорирован вопрос о неуважительном отношении к лётчикам военных полицейских. Как это выглядит на практике, легко заметить и в Москве, где сержант военной полиции может прилюдно устроить допрос, обыск или проверку даже старшему офицеру.

Не нашлось и прямого ответа на вопрос, почему прекратились выплаты за боевые вылеты. В Минобороны уклончиво сообщили, что «материальное стимулирование лётного состава заложено в оклады». Это скорее значит, что никаких доплат за выполнение боевых задач лётчики действительно не получают.

По теме

Также военные чиновники назвали абсурдным вопрос относительно наград. Было сказано, что «некоторые лётчики два и три раза награждались государственными и ведомственными наградами». Да, награждались, но это было несколько лет назад, когда с экрана телевизора постоянно сообщали об успехах в Сирии. В последние же полгода, несмотря на продолжающиеся боевые вылеты, лимит наград резко урезан. Возможно, поэтому Минобороны не даёт статистику, сколько лётчиков награждено, к примеру, в последний месяц, в последние полгода.

Кстати, возможно, скоро ситуация повторится и с лётчиками военно-транспортной авиации, которые снабжают войска в Сирии, здесь также накопилось немало проблем. Нагрузки на «транспортников» всё время растут. Сегодня экипажи Ил-76 или Ан-124 налётывают в год в среднем по 500–600 часов, проводя недели вдали от базового аэродрома. Для пилотов военно-транспортной авиации давно уже стали нормой полёты впроголодь и без «командировочных».

Александр ХРАМЧИХИН, руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа:

– В России сложилась нетривиальная ситуация, когда главкомом ВКС назначили неспециалиста, сухопутного генерала. Скорее всего генерал Суровикин был назначен на эту должность за успешные действия в Сирии. Однако я не припомню, чтобы такая практика была где-нибудь в другой армии мира. Профильные главкомы обычно специалисты. Похожая ситуация была на Украине, где главкомом ВМФ стал сухопутный генерал, но это точно не положительный пример.

Сухопутный генерал в авиации

Нужно отметить, что жалобы на плохое отношение к себе лётчики связывают в том числе с назначением на пост главкома ВКС человека с мотострелковым прошлым – генерал-полковника Сергея Суровикина. Источники в военном ведомстве сообщают, что его назначение имело определённую цель – мол, сухопутный генерал должен был посмотреть на авиацию свежим взглядом. Также в Минобороны, возможно, посчитали, что генерал, который долгое время успешно командовал группировкой в Сирии, принесёт в авиацию опыт межвидового взаимодействия. Что позволит подготовиться к войне будущего, которая не будет только сухопутной, только морской или только воздушно-космической. Но, по всей видимости, этот, по отзывам подчинённых, довольно суровый генерал перегнул палку с дисциплиной, ничего не предложив взамен.

Это вообще первое подобное назначение со дня образования военной авиации в России. Ряд экспертов считают, что генералы, особенно те, которые окончили академию Генерального штаба, готовы командовать разнородными группировками. Но авиация, как и флот, имеет свою специфику, которую можно понять, только пройдя службу на лётных или флотских должностях. Потому существует множество примеров, когда многозвёздные сухопутные генералы прекрасно разбирались в своём деле, но ничего не понимали в применении приданных им сил и средств из других родов и видов Во­оружённых сил. Их за это нельзя осуждать, они делали то, что умеют. В результате сегодня профессионализм лётчика даже в денежном отношении ценится гораздо меньше. К примеру, за физподготовку, то есть фактически просто за умение бегать и подтягиваться на перекладине, что остро необходимо спецназовцу или пехотинцу, доплачивают 70% от должностного оклада. А за наличие первого класса (читай за высшее лётное мас­терство) пилотам следует прибавка в 20%.

Ежегодные потери – полк

По оценкам экспертов, последние несколько лет ВКС из-за неприемлемых условий теряют за год полк подготовленных лётчиков. Большинство пилотов переучиваются и начинают работать в гражданской авиации. И их уход невозможно восполнить выпуском курсантов, поскольку лётчиков сегодня готовит единственное в стране Краснодарское высшее военное авиационное училище. При этом не следует забывать, что уходят опытные лётчики, а им на смену приходят выпускники, которых нужно доучивать.

Увы, генералы, похоже, не понимают, что требования к жизни и службе у современных молодых лётчиков отличаются от тех, которые были у их предшественников лет 50 назад.

Да, в большинстве своём они так же полны романтикой полётов и военной службы. Но вместе с тем они сравнивают своё положение с тем, что происходит «на гражданке», и считают, что Вооружённые силы должны дать им больше, чем дают сейчас. Главным образом с точки зрения уважения к их труду и самоотдаче. Если оставить это как есть, то военные лётчики по-прежнему будут завидовать тем, кто летает на гражданских Airbus и Boeing.

В этом смысле показательна история старшего лейтенанта Игоря Сулима из Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВКС – пожалуй, самой элитной воинской части российской военной авиации. В 2011 году офицер написал в своём интернет-блоге о поборах командования воинской части с тех офицеров, кто получает премию за успехи в боевой подготовке. В конце концов офицер под давлением был вынужден уйти из армии. Однако он легко нашёл себя в гражданской жизни, прошёл переобучение на гражданского лётчика, работал на международных рейсах в «Уральских авиалиниях», а теперь летает в Китае.

КСТАТИ

Уход военных пилотов в гражданскую авиацию вполне может стать массовым. При этом вряд ли лётчики останутся в России. Последнее время Китай активно перетягивает к себе опытных российских пилотов, платя им в месяц зарплату, эквивалентную 1,5 млн рублей. Это почти в 3 раза больше, чем зарабатывают гражданские лётчики в России. Помимо оклада выдаётся бонус за безопасность полётов, суточные, а также компенсируются расходы на жильё. Конечно, потребуется пройти переобучение, однако история Игоря Сулима показывает: возможности есть. А потому наверняка найдутся желающие повторить его опыт.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.05.2019 14:24
Комментарии 12
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх