// // Вместе с развалом страны исчезала решимость и ответственность её генералов

Вместе с развалом страны исчезала решимость и ответственность её генералов

5354

Будни советской противовоздушной обороны. Часть 2

6
В разделе

Наступили 70-е годы ХХ века. На вооружении СССР и США поступили военные разведывательные спутники. Они производили оптическую, радиотехническую, радиационную и некоторые другие виды разведок. И если с оптической разведкой все было ясно – спутники «отобрали хлеб» у разведывательных самолетов, то с радиотехнической разведкой всё было не так просто.

Сюжет: Армия

С одной стороны, спутник, пролетая над территорией потенциального противника, записывал работу всех радиоизлучающих средств - РЛС, центров связи и т.д., определяя рабочие частоты и местонахождение источника сигнала. С другой стороны, противоядие нашлось очень быстро. Дело в том, что спутники летают по стабильной траектории, и вычислить время пролета спутника над конкретным местом с точностью до минуты, сложности не представляет. У каждого командира есть таблица пролета спутников и время, повторюсь - с точностью до минуты, когда нельзя включать станции в режим излучения. В результате, разведывательные спутники летают, а внизу никто в момент пролета не работает. В последнюю четверть ХХ века резко возросла роль радиотехнической разведки. Зная расположение источников излучения и их частоты, в случае войны можно «ослепить» противника и сделать все его вооружения грудой никому не нужного железа, которым невозможно управлять, которое просто не знает, куда и когда стрелять и надо ли вообще это делать.

Вот из-за этих обстоятельств опять возросла роль разведывательных самолетов. Только их тактика стала другой. Самолет радиотехнической разведки подлетает к границе и провоцирует средства ПВО, показывая, что он готов пересечь границу. Естественно включаются все станции, отвечающие за контроль обстановки, и разведчик записывает их частоты и определяет их местоположение. Иногда используется вариант с подставной «фигурой». Роль нарушителя границы выполняет другой самолет, часто гражданский, с пассажирами, а работу средств ПВО фиксирует «случайно» оказавшийся поблизости самолет радиотехнической разведки. Судьбы пассажиров такого самолета-приманки, как правило, никого не интересует. В 70-80 е годы ХХ века, основной головной болью советской ПВО были именно такие «подставы».

Повседневная служба и необычные происшествия советского ПВО

Рассказ пойдет об эпизодах боевой службы, где подвиг является повседневной работой, а будни становятся экстремальными.

28 июня 1976 года. Лёгкий самолет L-20 шахских ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР. Пилот на МиГ-17 принудил его к посадке, что не удалось спустя 20 лет с Рустом.

21 октября 1970 года легкий двухмоторный самолет U-8 «Семинол» ВВС США сбился с пути, нарушил воздушное пространство СССР и совершил посадку на аэродроме города Гюмри в Армении. Кроме летчика на борту находились два американских генерала и турецкий полковник. Поняв свою ошибку, пилот попытался взлететь, но аэродромные службы заблокировали самолет автомобилями. Расследование было долгим – спецслужбы не могли отказать себе в удовольствии – но, в конечном итоге, летчик и генералы были отпущены.

28 ноября 1973 года разведчик RF-4C «Фантом II» шахских ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его МиГ-21СМ израсходовал свои ракеты, но безуспешно. «Фантом» активно уклонялся и от своих намерений не отказывался. Фактически, состоялся воздушный бой. Тогда пилот МиГа Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран. Экипаж – иранец и американец – катапультировались. Геннадий Елисеев при таране погиб. За свой подвиг в мирное время он был удостоен звания Героя Советского Союза. Посмертно.

24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» ВВС Турции вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит огнем зенитно-ракетного комплекса. Это был второй случай после Френсиса Пауэрса, когда для защиты советского неба был применен зенитно-ракетный комплекс.

21 июня 1978 года сразу четыре транспортных вертолета СН-47 «Чинук» ВВС Ирана вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном. Они были перехвачены истребителями МиГ-23. В результате, один вертолет сбит, все 8 членов экипажа погибли, второй поврежден, и был вынужден совершить посадку на территории СССР.

Завершим наш обзор двумя, мягко говоря, нестандартными случаями.

18 июля 1981 года транспортный самолет CL-44 авиакомпании «Transportes Aereo Rioplatense» из Аргентины, совершал тайный транспортный рейс из Тель-Авива в Тегеран с грузом оружия. Летчики транспортника заблудились и непреднамеренно вторглись в воздушное пространство СССР над Арменией. Советский перехватчик Су-15ТМ, обнаружив нарушителя, совершил таран, летчик успел катапультироваться. Он был награжден орденом Красного Знамени.

5 августа 1984 года, в ходе преследования самолета-нарушителя Эйрбас А-310, советский перехватчик вторгся в воздушное пространство Швеции на глубину 50 км.! По данным шведского радиоперехвата, он был готов открыть огонь по А-310. Советская сторона все отрицала, шведы настаивали, но так как все закончилось благополучно, то инцидент был исчерпан.

Южнокорейские «Боинги» - головная боль советской ПВО

Собственно говоря, инцидентов с «Боингами» было два. И если в первом ПВО сработало грамотно и самолет – нарушитель был принужден к посадке, то во втором оно попало в грамотно расставленную ловушку, смысл которой мы описывали в начале статьи. Сценарии обоих случаев практически одинаковы, хотя были реализованы в местах, удаленных друг от друга на 9 000 км. Самолет известной и уважаемой авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполняет регулярный трансконтинентальный полет. Неожиданно он очень сильно отклоняется от маршрута, и заходит в советское воздушное пространство. Естественно, все силы и средства ПВО начинают работать в боевом режиме. Недалеко от происходящих событий «случайно» находится американский самолет радиоэлектронной разведки. Американец летит над нейтральными водами. Претензий к нему нет никаких. Все проблемы, как и что делать с гражданским бортом, нагло летящим вглубь страны, необходимо было решать советским ПВО… К этому стоить добавить, что в KAL все пилоты гражданских лайнеров на международных линиях были отставные летчики в званиях старших офицеров южнокорейских ВВС.

Су-15
Су-15

20 апреля 1978 года Боинг-707-321В южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнял рейс №902 по маршруту Париж-Сеул с посадкой в Анкоридже. Самолет вылетел из аэропорта Орли 20 апреля в 14-40 по местному времени. На борту находилось 97 пассажиров, включая 26 женщин и 5 детей, и 12 членов экипажа. «Боинг» благополучно пролетел над Великобританией. Восточной Атлантикой. Достиг Гренландии. В районе Гренландии у него якобы вышло из строя навигационное оборудование. Хотя потом, в официальном заявлении руководства KAL было заявлено, что ошибку допустил экипаж. Напомним, командирами таких лайнеров были полковники ВВС Южной Кореи и делать им такие грубые ошибки не положено. В результате этих «ошибок» «Боинг» начал разворот направо. Сделав огромную плавную дугу, он, в конечном счете, полетел назад – на юг. Пролетев над Шпицбергеном, самолет направился в зону Кольского полуострова, в район советско-финской границы. Радары ПВО обнаружили «Боинг» за 400 км до границы. Курсом на Мурманск шел самолет с большой отражающей поверхностью, у которого не работал ответчик «свой-чужой». Сначала подумали, что это наш самолет, экипаж которого не сменил перед полетами коды опознавания. Пока разбирались, самолет вошел в воздушное пространство СССР. Шел 1978 год. Вспомните, как реагировала ПВО в 50-60-е годы. (см Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1). Когда «Боинг» уже был над Кольским полуостровом, на его перехват пошел истребитель Су-15 под управлением капитана Александра Босова. Он опознал в «Боинге» гражданский борт. Командир «Боинга» утверждал, что пытался связаться с истребителем, летчик и наземные службы отрицали такие попытки. К тому моменту до границы с Финляндией, куда повернул «Боинг» было всего 80 км. Был дан приказ на пуск 2-х ракет Р-60 с истребителя.

Одна из ракет попала в двигатель «Боинга». Произошла разгерметизация салона и пилот «Боинга» резко снизил высоту. И вот тут надо отдать должное высочайшему летному мастерству командира корейского лайнера. Он прекратил полет в сторону границы с Финляндией и около часа летел над Кольским полуостровом, выбирая замерзшее озеро, чтобы совершить аварийную посадку! Ким Чанг Ки был действительно одним из лучших летчиков ВВС Южной Кореи. Он посадил подбитый «Боинг» на лед одного из озер полуострова. К «Боингу» стали прибывать советские вертолеты. Двое пассажиров погибли при попадании ракеты. 107 пассажиров были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном доме офицеров. Все вели себя достойно, кроме одного. Он для снятия стресса потребовал отвести его в публичный дом. 23 апреля в мурманском аэропорту пассажиров передали американским консулам, а те перевезли их в Хельсинки.

Командир «Боинга» Ким Чанг Ки и штурман были задержаны. Они признали свою вину, т.е. заявили о том, что потеряли ориентацию в пространстве, что очень сомнительно, учитывая профессионализм пилота и штурмана. Их выслали из СССР.

Разведывательного оборудования на «Боинге» не нашли. Но радиоразведке НАТО в Норвегии удалось зафиксировать весь процесс перехвата. Никто из пилотов и командиров, принявших решение сбить нарушителя, не был представлен к награде. Но они не были и наказаны. Действия ПВО страны были признаны правильными.

Второй инцидент с авиакомпанией KAL произошел через 5 лет. Об этой истории написано десяти книг и снято столько же документальных фильмов. Желающие без труда найдут подробную информацию и много версий в интернете. В этой статье мы попытаемся суммировать всю информацию и сделать выводы о действиях советского ПВО. Этот инцидент был идеально спланированной разведывательной операцией США. Советские ПВО были загнаны в ловушку, из которой они не смогли выбраться. Американцы получили, во-первых, ту разведывательную информацию, которая им была нужна, а во-вторых, грянул мощнейший международный скандал, выставивший СССР в роли убийц мирных пассажиров. Планировщики разведопераций могли быть довольны, их план удался на все 100%. Суть операции заключалось в следующем. Пассажирский «Боинг-747-230» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнял рейс №007 по маршруту Нью-Йорк – Анкоридж – Сеул. После вылета из Анкориджа, «Боинг» сближается с самолетом радотехнической разведки RC-135 и они некоторое время продолжают полет в непосредственной близости друг от друга. На экранах локаторов советской ПВО это одна большая цель. При подходе к Камчатскому полуострову, пассажирский «Боинг» уходит с международной трассы гражданских самолетов и вторгается в воздушное пространство над Камчаткой, а RC-135 продолжает лететь в международном воздушном пространстве. Здесь необходимо сделать одно чрезвычайно важное примечание. «Боинг-747» и RC-135 внешне похожи. Силуэты этих самолетов почти одинаковы. Не надо забывать и то обстоятельство, что вся операция проводилась ночью и визуально определить, кто перед тобой – «разведчик» или «пассажир» с опущенными шторками иллюминаторов невозможно. Кроме этого, время операции было рассчитано так, что над регионом пролетал спутник радиотехнической разведки «Феррет Д». «Боинг» после пролета над Камчаткой, летел над территорией СССР дальше, пролетая Сахалин, и только потом выходит в международное воздушное пространство.

RC-135
RC-135

«Боинг-747»
«Боинг-747»

При нарушении границы в течении столь большого времени, все советские средства ПВО должны были включиться, обозначив себя. Она «светилась» как новогодняя елка. Это записывалось RC-135 и спутником. И, наконец, СССР должен был что-то сделать с нарушителем. Сажать его ночью было затруднительно, надо было сбивать. Ведь противной стороной было сделано всё, чтобы у командиров советской ПВО была 100%-ная уверенность, что в воздушное пространство СССР вторгся разведчик, а не пассажирский самолет. Моральных переживаний о том, что погибнут невинные люди, планировщики операции не испытывали.

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года, рейс KAL-007 вылетел из Анкориджа. На борту было 269 человек. Всё шло по плану. «Боинг» прошел над Камчаткой. Как и планировали американцы, в ПВО были уверены, что в воздушное пространство СССР вторгнулся RC-135. Однако, «Боинг» Камчатку пересек благополучно. Причина этого не озвучивалась. По одной из версий, Камчатка вела усиленные переговоры с Москвой. Никто не хотел брать на себя решение. По другой версии, зенитно-ракетные комплексы, прикрывавшие базу атомных подводных лодок в Вилючинске, были технически неисправны. «Боинг» продолжал полет и приблизился к Сахалину. Надо было уже принимать решение, или самолет уходил из воздушного пространства СССР. С Сахалина поднялись два самолета – перехватчик Су-15, пилотируемый летчиком Геннадием Осиповичем, и истребитель МиГ-23, который его прикрывал. «Боинг» на запросы не отвечал, ночью опознать в нем пассажирский самолет было невозможно. Осипович получил приказ сбить нарушителя, и он его сбил. «Боинг» упал в море, фактически пролетев над всем Сахалином. Мир содрогнулся. Президент США назвал СССР «Империей зла». Каких-либо объяснений со стороны Советского Союза никто слышать не хотел. Единственное, что СССР сделал удачно – обманул ВМС США и поднял останки «Боинга» со дна Татарского пролива. Версий о том, что же реально происходило, было много. Вплоть до того, что Осипович сбил не пассажирский самолет, а все-таки разведчик, а «Боинг» сбили сами американцы. Была версия и о целом воздушном сражение в небе над Сахалином, в котором участвовали десятки самолетов. Желающие без труда могут найти эти материалы. Спустя время можно сказать, что претензий к советской ПВО быть не должно. Все было сделано правильно. Ночью определить принадлежность самолета очень сложно, принудительно сажать «пассажира» над морем невозможно. Приходится констатировать, что советское ПВО все-таки попало в грамотно расставленную ловушку.

Матиас Руст – позор советской ПВО

Инцидент с Рустом – это последний знаковый эпизод в истории ПВО Советского Союза. История известна достаточно широко, поэтому подробностей в этой статье не будет. Матиас Руст, молодой немец, решил внести свой вклад в разрядку и 28 мая 1987 года на легкомоторном самолете Сессна – 172 «Скайхоук» вылетел из Хельсинки в Москву. ПВО засекла его сразу, уже на Балтийском море, но все время полета в Москву большезвездные военноначальники не могли принять решение о том, кто должен отдать приказ на уничтожение нарушителя. Итоги сахалинской эпопеи были еще очень свежи. Принудительно посадить самолет не могли, так как у Сессны очень небольшая скорость и современные перехватчики просто проскакивали мимо него. Сел Руст на Красной площади, что дало повод острякам говорить, что в Москве открыт новый международный аэропорт «Шереметьево-3», расположенный прямо в центе города. Уязвленный Горбачев уволил всё руководство армии, страна опять стала посмешищем. Позитивным итогом этой истории стало то, что в авиацию ПВО страны были включены боевые вертолеты для борьбы с такого рода нарушителями. Появилась так же конспирологическая версия о том, что идею полета в голову Русту вложили специально, чтобы Горбачев убрал руководство Министерства обороны, которое противилось заключению договоров с США на невыгодных для СССР условиях. Достоверность такой версии под вопросом.

Через 4 года не стало страны СССР. Не стало и Советской Армии и войск ПВО страны. Современная Россия долго восстанавливала потенциал своих вооруженных сил. В настоящее время противовоздушная оборона страны в составе Воздушно-Космических Сил (ВКС), оснащенная новым оружием, охраняет небо Родины.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.06.2019 15:55
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх