Версия // Власть // Власти не идут на уступки дальнобойщикам

Власти не идут на уступки дальнобойщикам

3097

Нарулили

фото: Евгений Курсков/ТАСС
В разделе

Вопреки ожиданиям дальнобойщиков правительство проигнорировало протесты против введения системы «Платон», показав тем самым, что не намерено поддаваться требованиям улицы. В свою очередь, водители грузовиков, несогласные с введением очередного побора, заявили о создании профсоюза. Как дальше будет развиваться ситуация – дорогой польской «Солидарности» или путём подавления протестов?

Поначалу дальнобойщики надеялись, что об отмене «Платона» в ходе своего Послания Федеральному собранию выскажется Владимир Путин. Этого не произошло – президент вообще не коснулся этой темы в своей речи. Вместо него точки над i расставил Дмитрий Медведев. Во время своего интервью центральным телеканалам глава правительства заявил как отрезал: «Платон» – это правильная идея, и я считаю, что она должна быть доведена до своего логического конца». Отдельно глава кабинета подчеркнул, что «подавляющее большинство перевозчиков, солидных, больших, которые выполняют 85–90% всех перевозок внутри страны, уже в этой системе находятся».

Слова премьера возмутили водителей. По их заявлениям, о «большинстве зарегистрировавшихся» говорить нельзя в принципе, поскольку общее количество перевозчиков в стране превышает 2 млн, так что 700 тыс. – это даже не половина. Следствием этого стало решение о создании всероссийского профсоюза дальнобойщиков, который займётся организацией общероссийского протеста.

Попытка слива

То, что шофёрский протест – это серьёзно, стало ясно с самого начала. Одна из первых акций водителей – поход 200 фур на Смольный, занятый администрацией Санкт-Петербурга, – была прервана лишь немалыми усилиями полиции.

поход 200 фур на Смольный в Санкт-Петербурге удалось остановить лишь немалыми усилиями полиции

Следующим шагом должно было стать перекрытие Московской кольцевой автодороги. Но в дело вмешался глава профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, которого многие дальнобойщики сейчас обвиняют в «сливе» протеста: он выступал за перенос акции, а затем призвал коллег разъезжаться. «Слышал, ему за это подготовили табуретку в Госдуме», – говорит один из координаторов дальнобойщиков, Сергей Гуляев.

Впрочем, в парламенте и без Котова тесно: к протестам водителей постаралась присоединиться КПРФ. По версии главы фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, партия «стремится стать бенефициаром темы дальнобойщиков» накануне парламентских выборов. Причём коммунисты не останутся внакладе, даже если возмущение не приведёт к желаемому шоферами исходу: КПРФ продемонстрирует режиму, что может «взаимодействовать с «несистемными» движениями и нейтрализовывать их», – отмечает Виноградов. «Активисты КПРФ сразу отложили действо, которое уже было фактически организовано дальнобойщиками, на две недели. Коммунисты дали власти время, чтобы подготовиться, найти ответы, принять меры», – соглашается президент Центра политических технологий Игорь Бунин.

Крепче за баранку

Не исключено, что в связи с фактическим отсутствием готовых выступать в единой связке организаций дальнобойщики и решили объединиться в

профсоюз. Главная его задача уже озвучена: «Мы будем настаивать на том, что единственный выход из конфликтной ситуации – это мораторий на введение сборов до 2018 года», – говорит координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, пожалуй, самый авторитетный лидер протеста. При этом, как подчёркивает Войтко, «мы не исключаем, что после изучения тарифы за проезд по федеральным трассам будут снижены не в разы, а на порядок. Возможно, будет доказано, что система «Платон» просто не нужна».

По теме

Но дальнобойщики борются с очень серьёзным противником. Проблема «Платона» – «это вопрос президентского уровня», считает зампредседателя партии «Демокаратический выбор» Сергей Жаворонков. По его словам, «бенефициаром данного процесса является семья Ротенбергов, что делает этот вопрос для власти безумно важным».

Но обращает на себя внимание, что в региональных элитах нет такого единомыслия, как у федеральной власти. Столкнувшись с протестами, они повели себя очень по-разному. С одной стороны, глава Архангельской области Игорь Орлов рискнул репутацией и обвинил протестующих в «безмозглости», а полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, когда-то позиционировавший себя как «человека труда», увидел в действиях дальнобойщиков попытку «проверить на прочность политическую систему». С другой стороны, губернатор Белгородской области Евгений Савченко уже попросил Минтранс установить для «Платона» переходный период, руководитель Приморья Владимир Миклушевский поддержал идею моратория, а мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман** передал в администрацию главы государства обращение бастующих.

То есть во власти так или иначе присутствуют люди, отреагировавшие на протесты. Но ситуация по-прежнему далека от разрешения. И к чему в итоге придут противоборствующие стороны, наблюдателям неясно.

«Страна в целом не готова к большому протесту, – считает Игорь Бунин. – Ещё не исчезла эйфория от присоединения Крыма, работает «эффект осаждённой крепости»: кругом враги, мы должны сейчас сплотиться и вместе выстоять».

Однако кризис налицо. И он, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв, из экономического уже перерастает в социальный. «Но, – оговаривается аналитик, – социальный кризис необязательно переходит в кризис политический – этот переход зависит от наличия тех, кто может этот протест организовать, идеологизировать и направить в нужное русло».

Найдётся ли в России свой Лех Валенса – покажет время.

Система «Платон» может стать миной, заложенной под целостность государства. Не исключено, что уцелевшие после введения системы предприниматели, занимающиеся транспортными перевозками на фурах, предпочтут оперировать в рамках своего региона, не выходя на платные федеральные трассы и не перевозя местные грузы в другие субъекты Федерации.

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий* комментирует такое предположение:

– Сама по себе система «Платон» несёт в себе опасность, так как разрушает единство экономического пространства. Любое удорожание стоимости транспортных перевозок и любая политика, которая ограничивает пропускную способность дорог или снижает её, является антинациональной.

Кстати

«Платон» начал вызывать серьёзное раздражение не только у дальнобойщиков.

20 отраслевых объединений – Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», Рыбный союз, «Союзмолоко», Зерновой союз и др. – подписали обращение на имя Дмитрия Медведева, в котором рассказали о сбоях в работе системы и предложили установить тестовый режим её функционирования. Как говорится в письме, «с момента запуска системы «Платон» и до настоящего времени пользователи фиксируют постоянные системные технические сбои в её работе. Это, в частности, привело к тому, что «недостаток предложения (транспортных услуг) привёл к росту тарифов на перевозки на 20–30%, а в отдельных регионах страны на 100».

По мнению авторов обращения, рост себестоимости товара выльется в повышение оптовых и розничных цен в преддверии новогоднего потребительского бума. В частности, литр молока может подорожать на 1,2 рубля при нынешнем тарифе «Платона», а после его увеличения в марте — ещё на 2,5 рубля.

Отраслевики предлагают установить тестовый режим работы «Платона» с нулевым коэффициентом к размеру платы. Это позволит довести систему до рабочего состояния и выработать экономически обоснованный размер платы. Кроме того, необходимо изменить систему взимания средств на оплату по факту использования дорог.

*
Кагарлицкий Борис Юльевич внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
**
Экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.12.2015 23:57
Комментарии 3
Еще на сайте
Наверх