Январь 2016 года выдался богатым в информационном смысле на разного рода события. 15 января 1891 года, то есть 125 лет назад, родился замечательный русский поэт, прозаик, эссеист, литературный критик и переводчик Осип Эмильевич Мандельштам!
В предыдущих статьях под названием «Игра в классики», опубликованных на нашем сайте, мы уже упоминали о грядущем 125-летии Мандельштама в связи с проведением года литературы в России. Творчество Осипа Мандельштама без преувеличения называют одним из интереснейших в русском Серебряном поэтическом веке.
Творчество поэта стоит в одном ряду с именами Константина Волошина, Николая Гумилева, Велемира Хлебникова, Константина Бальмонта и Андрея Белого, Игоря Северянина, Дмитрия Мережковского, Леонида Андреева, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского, Александра Блока, Анны Ахматовой, Тэффи и многих других замечательных поэтов и прозаиков того времени, ныне составляющих цвет русской литературы.
Судьба многих из перечисленных мной людей сложилась непросто, даже трагически. Не избежал подобной участи и Мандельштам. В 1934 году он был арестован в первый раз. Сначала был сослан в Чердынь, после – в Воронеж. В 1938 году он был повторно арестован, отправлен в лагерь во Владивостоке, где и был расстрелян. Судьба Осипа без сомнения стала символом его поколения.
«Мне на плечи кидается век-волкодав, но не волк я по крови своей» - выразительно писал Мандельштам о тридцатых годах двадцатого века.
Но не будем забегать вперед. Расскажем о пути Мандельштама по порядку. Он родился в Варшаве. Учился в Петербурге и за границей. Студентом участвовал в группе поэтов-акмеистов. Познакомился со многими поэтами и прозаиками своего времени. Его первый сборник стихов под названием «Камень» вышел в 1913 году.
«От легкой жизни мы сошли с ума…» - писал поэт о тех временах.
Многие из общавшихся с ним коллег по литературному цеху, уже тогда отмечали особое внимание Мандельштама к семантике языка, своеобразную выразительность, свободное обращение с рифмами, дотошную проработку сочетаний и взаимодействий слов.
Период двадцатых годов связан с поэтикой ассоциаций «Тристий». Сам Осип писал о себе так:
«Мало в нем было линейного, нрава он был не лилейного».
Свое творчество называл «поэтической правотой». Пройдя сквозь две революции, ревущие двадцатые, коллективизацию и многое другое, он выработал к началу тридцатых собственный неповторимый поэтический стиль, который характеризовался самой Анной Ахматовой как «божественная гармония». Его манера сочинять, была не совсем обычной - он сначала проговаривал свои стихи, как бы, пробуя их на вкус и лишь потом дорабатывал.
Прожитую Мандельштамом жизнь без излишнего пафоса можно назвать яркой, наполненной трагическими событиями. Не в первый раз в истории случается так, что талантливый человек попадает в жернова жестоких времен, хрустящих на выбитых зубах:
«…мы живем, под собою не чуя страны…».
Прекрасно отдавая себе отчет в том, куда он попал и где живет, Осип пытается, как может, отразить в своем творчестве ужас своего положения.
«Я рожден в ночь с второго на третье января в девяносто одном ненадежном году – и столетья окружают меня огнем…» - писал он в стихотворении, вошедшем в «Воронежские тетради» в 1937 году.
Как бы то ни было, стихи поэта нашли своих многочисленных читателей. По предсказанию самого Мандельштама, они «слились с русской поэзией, изменив кое-что в ее строении и составе». Творческое наследие Осипа представляет собой неординарный предмет для изучения и различных исследований. Интерес к работам Мандельштама не затухает и в наши дни. В связи со 125-летием в 2016 году в Москве пройдут различные фестивали и творческие вечера, посвященные его памяти. Мы рекомендуем посетить некоторые из них нашим читателям по своему выбору.