Версия // Общество // В развитии морских крыльев страны царские чиновники оказались дальновиднее сталинских

В развитии морских крыльев страны царские чиновники оказались дальновиднее сталинских

17136

История авианосцев России. Начало

Аэростатоносец «Русь»
В разделе

С авианесущими кораблями в России и Советском Союзе всегда было сложно. В Российской Империи, Советском Союзе и современной России словосочетание «авианесущий корабль» запускало процессы далекие от судостроения. В этом цикле статей мы расскажем об истории кораблей с палубными летательными аппаратами в ХХ веке и попробуем понять, есть ли перспектива подобных кораблей в России в веке XXI.

Сюжет: Армия

Аэростатоносец и гидроавиатранспорты

В царской России с палубной авиацией все было проще. Первым кораблем, использующим летательные аппараты для разведки, стал аэростатоносец «Русь». Он был построен в Германии в 1887 году и первоначально носил название «Лан» (Lahn).

И быть бы ему обычным пароходом, если бы не русско-японская война. В России проводились опыты по проведению воздушной разведки с помощью аэростатов и небольших дирижаблей, поэтому было принято решение оборудовать такими аэростатами и боевые корабли.

В 1904 году на средства графа С.А. Строганова «Лан» был куплен и переименован в «Русь». Судно было переделано для использования с палубы привязных аэростатов. На вооружение корабля находилось 9 аэростатов и воздушных шаров.

К началу Первой мировой войны в России серийно строились весьма приличные гидросамолеты конструкции Григоровича – М-5 и М-9.

Идея переделать торговые суда в носители гидросамолетов, что называется, витала в воздухе. В составе Балтийского и Черноморского флота находились 9 гидроавиатранспортов (гидроавианосцев), каждый из которых нес от 4 до 7 гидросамолетов.

По планам царского правительства, гидросамолеты М-9 и М-11 должны были быть установлены на 36 кораблях Российского императорского флота.

Гидросамолет конструкции Григоровича – М-5
Гидросамолет конструкции Григоровича – М-5

В Первой мировой участвовали 7 кораблей. На Балтике находился гидроавиатранспорт «Орлица», остальные 8 служили на Черном море. Но из всех именно «Орлица» стала самым активным участником боев Первой мировой войны, она приняла участие в обороне Рижского залива.

7 июля 1916 года четыре гидросамолета М-9 с «Орлицы» вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами и сбили два из них. Именно этот день в 1996 году приказом Главнокомандующего ВМФ РФ был объявлен днем морской авиации ВМФ России. «Орлицу» ждала долгая судьба. После войны её разоружили, вернули на гражданскую службу и, как водится, переименовали в «Совет». Списан пароход был только в 1964 году.

Гидроавиатранспорт «Орлица»
Гидроавиатранспорт «Орлица»

Советская эпоха, 20-50-е годы ХХ века

Во время гражданской войны авианесущие корабли применялись ... на реках. Широкую известность получила баржа-гидроавиатранспорт «Коммуна», воевавшая в составе Волжской военной флотилии красных. «Коммуна» была переделана из нефтяной баржи большого размера. Её длина была 140 метров. На борту находилось 9 самолетов: 6 летающих лодок Григоровича М-9 и 3 колесных истребителя «Ньюпор».

Баржа-гидроавиатранспорт «Коммуна»
Баржа-гидроавиатранспорт «Коммуна»

По теме

Всего в гражданскую войну на стороне Красного флота принимали участие 4 переделанных в гидроавиатранспорты барж. В 1928 году перед конфликтом на КВЖД на реке Амур в состав Амурской флотилии вошел авиатранспорт «Амур», несущий 4 гидросамолета МР-1.

Понимая важность прикрытия с воздуха кораблей флотилии вдали от своих аэродромов, моряки переоборудовали один из мониторов («Вихрь») в гидроавиатранспорт «Амур». После окончания конфликта «Амур» был снова превращен в речной монитор.

Гидросамолет МР-1
Гидросамолет МР-1

В межвоенный период военные моряки и кораблестроители неоднократно поднимали вопрос о целесообразности наличия в составе флота одного-двух авианосцев. Причем, учитывая сложное экономическое положение страны, моряки предлагали переделать под авианесущие корабли уже действующие единицы. Так были разработаны проекты переоборудования в авианосцы одного из недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил» и учебного судна «Комсомолец» (бывший «Океан»). В качестве промежуточной меры была разработана и даже согласована во всех инстанциях, программа переоборудования в гидроавианосцы торговых судов. По планам ВМФ на вторую пятилетку (1932-1937) в состав ВМФ должны были войти 32 единицы различных проектов. Такое большое количество объяснялось тем, что планировалось переоборудовать грузопассажирские и грузовые теплоходы различных проектов. Планировалось переоборудовать суда, на которых можно было разместить 8 гидроамолетов КОР-2 (Бе-4). Были проекты судов, которые могли нести несколько больших гидросамолетов. Однако, с этими планами произошло то, что и с программой Большого флота. К началу Великой Отечественной войны не было переоборудовано ни одно торговое судно, и в Великую Отечественную СССР вошел, не имея ни одного корабля с самолетами на борту. Исключение составляли крейсера, несущие на борту один - два самолета КОР-1 или КОР-2.

Гидросамолет КОР-2
Гидросамолет КОР-2

Следует сказать, что в СССР разрабатывались проекты и классических авианосцев. Они тоже были включены в «Большую судостроительную программу». Первоначально ВМФ предлагал доработать легкий крейсер проекта 68, строившийся серийно, в легкий авианосец. Проект получил индекс 71. Он был включен в судостроительную программу 1942 года. Планировалась постройка двух авианосцев – по одному для Северного и Тихоокеанского флотов. До этого времени промышленность должна была разработать рабочие чертежи. Идея была здравая – позднее американцы, законодатели моды на авианосцы с середины ХХ века, поступят таким же образом. Они перестроят девять уже заложенных корпусов легких крейсеров типа «Кливленд» в легкие авианосцы типа «Индепендес».

Позднее начались проработки тяжелого авианосца проект 71Б, на базе линкора типа «Советский Союз» и тяжелого крейсера типа «Кронштадт». С началом Великой Отечественной войны в СССР были остановлены все работы в НИИ и КБ, работающих на ВМФ, если они не были связаны с непосредственным обеспечением боевых действий флота. Тема легкого авианосца проекта 71 была остановлена.

В 1944 году Наркомат судостроительной промышленности подготовил объёмистый сводный отчёт группы инженеров-судостроителей, командированных в США. Тема авианосцев всплыла вновь. Было принято решение о возобновление проектирования авианосца, только на этот раз тяжелого. За основу был взят проект 71, но с увеличенными размерами. Проект получил индекс 72. Предполагалось, что на корабле будет базироваться специально доработанный истребитель Як-9К, и было выдано задание на проектирование торпедоносца ПТ-М72. Но и этот проект не вышел на стадию рабочих чертежей. Более того, СССР по репарации достался практически готовый немецкий авианосец «Граф Цеппелин». Готовность корабля, по различным оценкам, была 90-95%. Но неразбериха, царившая в умах военных и политических начальников, привела к тому, что авианосец был затоплен в ходе учебного бомбометания авиации Балтийского флота 16 августа 1947 года в водах южной Балтики.

По теме

В начале 1945 года комиссия, созданная Наркомом ВМФ Николаем Кузнецовым, сформулировала список по выбору необходимых типов кораблей для послевоенного флота. Комиссия пришла к выводу, что необходимо построить авианосцы двух типов: эскадренные (тяжелые) – для Северного и Тихоокеанского флота, и малые (легкие) – для Балтийского и Черноморского флота. На основании этих выводов Главный морской штаб Наркомата ВМФ предложил строительство девяти больших авианосцев. Шесть кораблей для Тихоокеанского флота, три для Северного флота. И еще шесть малых для Северного флота. При рассмотрении в правительстве количество авианосцев уменьшили до четырех, а Сталин подвел черту: «Хорошо, построим две штуки малых». Но из конечного варианта плана исчезли и они: руководители Наркомсудпрома заявили, что «пока не готовы строить такие принципиально новые корабли». Парадокс заключался в том, что без таких кораблей строительство других теряло всякий смысл.

В 1951 году военные моряки во главе с наркомом ВМФ адмиралом Николаем Герасимовичем Кузнецовым сделали еще один заход. По окончании Второй мировой войны все поняли, что авианосцы стали одним из основных классов боевых кораблей. После возвращения из первой опалы на должность Министра ВМФ (так тогда называлась нынешняя должность Главкома ВМФ), Кузнецов предложил включить в послевоенную кораблестроительную программу строительство одного авианосца. Легкий авианосец проекта 85 был включен в план проектирования кораблей ВМФ на 1955-1960 годы. Это был современный проект с катапультами и угловой палубой. Между тем наступила эра реактивной авиации. Проектируемый легкий авианосец должен был нести 40 реактивных истребителей, два вертолета, иметь стандартное водоизмещение в 24 000 т. и дальность плавания от 5000 миль. Но создание такого корабля требовало объединения ресурсов не только Минсудпрома и Минтяжмаша, но и Минавиапрома, который саботировал проект. В апреле 1955 года Кузнецов напрямую обратился к Хрущеву с просьбой привлечь к проекту КБ Яковлева, Микояна и Сухого. Это была последняя попытка Николая Герасимовича спасти авианосец – через месяц он слег с инфарктом.

Эра проектов советских авианосцев закончилась.

Тормозом для осуществления всех планов служило - во-первых, общее непонимание политическим руководством страны необходимости иметь в составе флота авианесущие корабли, во-вторых, неготовность судостроительной промышленности строить корабли принципиально нового типа, в-третьих, пассивность авиаконструкторов в проектировании палубных самолетов. Побудить Наркомат судостроительной промышленности строить авианосцы могло только политическое руководство, а оно молчало. Круг замкнулся…

Наступала эра нового Главкома ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова, который все-таки построит авианесущий флот СССР.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.07.2019 16:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх