Версия // Общество // В недалеком будущем на ЕГЭ по гуманитарным предметам могут разрешить пользоваться интернетом

В недалеком будущем на ЕГЭ по гуманитарным предметам могут разрешить пользоваться интернетом

11607

Экзамен нового поколения

В разделе

ЕГЭ нередко критикуют за то, что школьников «натаскивают» на решение тестов, но при этом теряется такая составляющая, как развитие критического мышления. Для того, чтобы это исправить, учащимся могут разрешить искать информацию в интернете во время экзаменов по гуманитарным предметам, а для ЕГЭ по дисциплинам естественно-научного цикла планируется создать задания с видеофрагментами и экспериментом на цифровой модели.

В течение следующих несколько лет формат сдачи Единого государственного экзамена может претерпеть существенные изменения. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), осуществляющий разработку экзаменационных заданий для выпускников. Экзамены будут переводиться в электронную форму. Школьникам дадут возможность работать со справочниками и геоинформационными системами. Для ЕГЭ по предметам естественно-научного цикла могут быть разработаны задания с видеофрагментами и экспериментами в онлайн-режиме. Согласно оценке ФИПИ, на создание и апробацию вышеуказанных нововведений уйдет около пяти лет. По мнению представителей института, эти технологии дадут возможность оценить критическое мышление учащихся, а также уйти от зазубривания информации. Тем не менее, специалисты не рекомендуют полностью погружать школьников в электронный формат – они напоминают о том, что важно развивать в учащихся и навыки живого общения, в том числе, с экзаменаторами.

Глава ФИПИ Оксана Решетникова: «Для гуманитарных предметов компьютерная форма позволит привнести в экзамен поиск информации в интернете, работу с разнообразными справочными данными. Появится возможность использования различных мультимедийных источников. Например, работа с геоинформационными системами в географии».

Взять под контроль

К слову, у российских образовательных учреждений уже имеется опыт установки ограничений доступа к определенным интернет-ресурсам. В 2012 году в силу вступил закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и контент начали фильтровать. Для этой цели используются технологии так называемых «черных списков» (блокируется доступ к определенным ресурсам) и «белых списков» (разрешается доступ только к сайтам, внесенным в специальный перечень). Блокировка распространяется не только на сайты с «взрослым» контентом, но и на социальные сети и ресурсы, содержащие готовые домашние задания, рефераты и сочинения.

Будут ли использоваться системы фильтрации в рамках ОГЭ и ЕГЭ, еще неизвестно. В настоящее время во многих образовательных учреждениях на период экзаменов устанавливают аппаратуру, которая глушит связь.

Время экспериментов

Перевод ЕГЭ и ОГЭ в цифровое поле, по мнению Решетниковой, сделает возможным включение фрагментов видео в экзамен по дисциплинам естественно-научного цикла – появится возможность создавать задания, где выпускники должны будут определить физические, химические или биологические процессы в условиях реальной жизни. Кроме того, школьникам в недалекой перспективе, возможно, придется столкнуться с экспериментальной частью в ЕГЭ и ОГЭ – модельными и компьютерными экспериментами.

Когда конкретно задания нового типа попадут в контрольно-измерительные материалы (КИМы), сказать сложно. Для того, чтобы любая новация была включена в процедуру итоговой аттестации, по словам Решетниковой, необходимо как минимум два года. В этот период новшество апробируется, а также выясняется, насколько к этому готовы школы в регионах – как с технической, так и с организационной стороны. После того, как новая модель получит поддержку экспертов образовательной системы, необходимо будет сформировать банк заданий, которые будут использоваться в ходе экзаменов. Эта база, в том числе, позволит генерировать индивидуальные варианты заданий в автоматизированном режиме.

По теме

Оксана Решетникова: «По нашим прогнозам, на весь комплекс работ уйдет не менее пяти лет, в течение которых кроме специалистов — разработчиков измерительных материалов».

Компьютеризация и индивидуальность

Ранее в СМИ появилась информация о том, что ОГЭ и ЕГЭ планируется перевести в компьютерную форму. Это позволит генерировать индивидуальные варианты заданий. Данное новшество поможет избежать такой проблемы, как списывание и «сливы» заданий. Также есть предложение использовать подобные технологии и для подготовки заданий, которые предлагают школьникам на предметных олимпиадах.

При этом компьютеризация экзаменов уже практикуется. В частности, в ОГЭ по информатике включены задания, которые проверяют навыки работы с электронными таблицами, а первые компьютерные модели ОГЭ и ЕГЭ по информатике, созданные в прошлом году, недавно прошли первые апробации.

Сейчас и ЕГЭ, и ОГЭ сдаются в письменном виде на бланке, который заполняется черной гелевой ручкой. После сдачи работы сканируются. Тесты проверяются компьютером, а задания, предусматривающие развернутые ответы – эксперты. При этом существующая система имеет определенные уязвимости. В частности, на прошлой неделе сообщалось, что работа выпускника из Астрахани была оценена в ноль баллов, так как сканер не смог ее прочитать. Причина проблемы оказалась скрыта в ручке, которой пользовался выпускник. Работу в порядке исключения проверили в ручном режиме, и школьник смог пройти минимальный порог. Если же экзамен будет сдаваться на компьютере, вероятность подобных инцидентов снизится.

Эксперты полагают, что главные проблемы ЕГЭ – «слив» заданий в сеть и списывание – можно частично решить путем увеличения количества вариантов или кардинально – с помощью персонификации экзаменационных заданий. В этом случае обычное списывание не принесет никакой пользы, а любой вариант, слитый в интернет, точно будет отличать от того, который достанется выпускнику на экзамене. При этом, по мнению специалистов, компьютерную модель тестирования, которая необходима для создания персонализированных вариантов заданий, невозможно использовать без искусственного интеллекта, генерирующего задания и осуществляющего их проверку. Ведь компьютерная проверка может гарантировать объективность оценки и, к тому же, искусственный интеллект лучше людей справится с подбором заданий одинаковой сложности.

Мышь не проскочит

В этом году образовательные учреждения в пилотных регионах будут получать задания ЕГЭ только посредством защищенных интернет-каналов, а в 2020 году планируется перевести на эту схему большую часть российских школ.

В течение последних нескольких лет во время ЕГЭ ведется видеотрансляция онлайн, просматривать которую могут интернет-наблюдатели, фиксируя возможные нарушения. Трансляция ведется в 93 процентах экзаменационных аудиторий. Что касается оставшихся 7 процентов кабинетов, там экзамены сдают выпускники с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории школьников применяются более мягкие требования: им разрешают приносить с собой еду, продлевают время сдачи экзамена, разрешают выходить из аудитории. Трансляция в данном случае не ведется во избежание большого количества ложных сообщений о якобы допущенных нарушениях, однако после экзамена можно посмотреть запись.

В этом году «сезон» ЕГЭ заканчивается 1 июля. Большая часть выпускников уже успела сдать экзамены, а с 17 июня стартовали резервные дни.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.06.2019 12:10
Комментарии 0
Наверх