Версия // Культура // В Москве открывается выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»

В Москве открывается выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»

3418

Дети оттепели

Салихитдин Айтбаев: «Счастье»
В разделе

5 марта 2019 года в Музейно-выставочном комплексе «Галереи искусств Зураба Церетели» в Москве начнет свою работу выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм», на которой будут представлены работы казахстанских художников 60-х – 70-х годов.

В столичном Музейно-выставочном комплексе «Галереи искусств Зураба Церетели» можно будет ознакомиться с выставкой «Шестидесятники. Тюркский романтизм». Ее торжественное открытие запланировано на 5 марта и состоится в 17:00. В 16:00 пройдет пресс-тур.

До Великой Октябрьской революции в Казахстане превалировало декоративно-прикладное искусство, корни которого восходят к культуре древних саков и других кочевых племен. После событий 1917 года, когда Казахстан через некоторое время стал одной из республик СССР, в развитии искусства здесь наметились новые тенденции. В живописи, графике и скульптуре возникли отсылки к европейским традициям. Таким образом, национальной школе изобразительного искусства Казахстана около ста лет.

В 1930-50-х годах, как и во всем Советском Союзе, в Казахстане активно развивался соцреализм. Однако в конце 60-х годов тенденции изменились, и группа молодых и амбициозных художников заявила о себе, выступив с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства. Большое влияние на их творчество оказали постимпрессионизм и мексиканские художники-монументалисты.

«Шестидесятниками» условно принято называть представителей вышеуказанной группы. Это художники Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев и другие. Лидером движения стал Салихитдин Айтбаев. Его работа «Счастье» стала одним из крупнейших открытий на Всесоюзной выставке молодых художников в московском «Манеже» в 1966 году и сделалась программным произведением для новых поколений. «Счастье» представляет собой выражение идеи национального мировосприятия. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания Айтбаеву удалось воплотить в трех своих работах, относящихся ко второй половине 60-х годов - «Счастье» (1966), «Молодые казахи» (1967), «Гость приехал» (1969).

В творчестве Али Джусупова, преемника Айтбаева, а также других его сподвижников Оралбека Нуржумаева, Шаймардана Сариева, Токболата Тогузбаева также можно увидеть поиск своего языка живописи. Характерными особенностями их произведений являются декоративность цветовых сочетаний, статика поз и невозмутимость лиц. Эти художники воспевали силу и энергию традиционной культуры, которая всегда имела для них большую актуальность. Полотна Бахтияра Табиева «Утро в Кегене», «Базар», «На окраине Муйнака» и другие демонстрируют увлеченность художника изображением традиционной жизни и собственную интонацию Табиева в образном звучании.

В середине 60-х в Алма-Ату прибыли обучавшиеся в Москве и Ленинграде скульпторы Тулеген Досмагамбетов, Ольга Прокопьева и Вагиф Рахманов. В 1973 из Москвы приехал Еркин Мергенов, который нашел собственные принципы в выборе модели и в эстетике форм. Его в первую очередь увлекала тема «человек, среда, общество».

Особняком среди представителей изобразительного искусства этого периода стоит романтический пейзажист Жанатай Шарденов, чье творчество сформировалось под влиянием французских импрессионистов, с работами которых он познакомился в музеях Ленинграда во время учебы. Шарденов передавал красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, найдя собственный оригинальный стиль.

Высокого уровня достигла гравюра Казахстана. Графики Макум Кисамединов, Исатай Исабаев и Адил Рахманов в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях актуализировали образы народных героев, реальных и мифических, с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов. Излюбленные техники казахстанских графиков – линогравюра, офорт, литография.

Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане. «Дети оттепели», как их тогда называли, отвергали академические каноны и работали над созданием своего языка и стиля в искусстве.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.03.2019 13:21
Комментарии 0
Наверх