Версия // Бизнес // В Европе назревает битва за $826 миллиардов

В Европе назревает битва за $826 миллиардов

8327

Рубикон пройден

В разделе

План Европейского Союза по восстановлению после пандемии коронавируса имеет все признаки исторического события. Он направлен на то, чтобы предоставить 750 миллиардов евро фискальных стимулов за счет совместных заимствований на финансовых рынках - большая проблема для государств-членов, которые всегда ревностно оберегали право взимать налоги и распоряжаться ими.

Тот факт, что план, обнародованный главой комиссии Урсулой фон дер Лейен, столь четко согласуется с предложением французского президента Эммануила Макрона и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, особенно позитивен: стремление Парижа к самоутверждению на континенте и внешнеполитическому величию не всегда соответствовало взгляду Берлина на сбалансированность бюджета.

Тем не менее, в отличие от времен Шарля де Голля и Конрада Аденауэра, или Франсуа Миттерана и Гельмута Коля, растущее напряжение и проблемы Европы означают, что для таких прорывов нужно больше, чем просто благословение Франции и Германии для обеспечения поддержки на всем континенте. Не приходится сомневаться, что вокруг распределения средств будут вестись ожесточенные дискуссии.

В центре споров окажется так называемая «скромная четверка» - Нидерланды, Швеция, Австрия и Дания - занимающая «боевую роль», подобную той, что была у англичан, когда они были членами ЕС. Внося ощутимую лепту в бюджет блока, они уже негодуют из-за того, что бремя возрастет еще - после Brexit. Февральские переговоры, на которых 28 часов обсуждался следующий бюджет на семь лет, не принесли результатов.

Covid-19 вынудил четверку еще больше напрячься, так как ЕС считает, что экономике блока потребуется помощь в форме грантов, а не займов, которые должны быть возвращены - на общую сумму 2,4 трлн евро. Германия может не поддержать сторонников жесткого бюджета, но их нельзя игнорировать, поскольку план нуждается в единодушной поддержке национальных парламентов.

Встречное предложение еще не озвучено, но желание использовать ссуды, а не гранты, очевидно. Предоставление займов странам с высокой задолженностью, таким как Италия, вероятно, затруднит для них заимствование и расходование средств, необходимых для ускорения восстановления (правительство в Риме должно получить 82 миллиарда евро в виде чрезвычайных субсидий).

Также не стоит думать, что деньги, направленные в страны, пострадавшие от вируса, тратятся впустую, если они не возвращаются напрямую. Денежные средства помогут восстановить единый рынок, который был поставлен на колени в результате пандемии - очевидное благо для ориентированных на торговлю стран, таких как Нидерланды, которые считаются вторыми между членами ЕС по объему внутреннего экспорта. Лишь немногие страны смогут избежать рецессии - в этом году экономика четверки сократится на 3-6%. ЕС выглядел как тонущий корабль во время кризиса. По словам Чарльза де Марсилли, бывшего советника аналитического центра EPSC, этот новый план призван «устранить течь, залатать корпус и лечь в дрейф» в нестабильных экономических водах в течение следующего десятилетия с помощью инвестиционных приоритетов, таких как «зеленая сделка». Это пойдет на пользу всем государствам-членам.

Если предположить, что здесь выигрывает прагматизм, что не совсем очевидно, может быть найден некоторый компромисс, если изменить текущее распределение грантов по сравнению с кредитами, общий объем которых составляет 500 миллиардов евро и 250 миллиардов евро соответственно. Комиссия также, похоже, уже отказалась от дорогостоящих бюджетных скидок, которые возвращают деньги странам, имеющим высокие уровни задолженности. Но потенциальное недовольство избирателей в такой стране как Нидерланды - где партнеры по коалиции премьер-министра Марка Рютте, похоже, скептически относятся к плану ЕС, - приведет к дополнительным условиям.

По теме

Бюджет ЕС сам по себе может предложить некоторый потенциал для поиска баланса: сельскохозяйственные субсидии и фонды поддержки для более бедных районов Европы составляют около 71% бюджета. Необходимо улучшить надзор за этими денежными средствами, обеспечив при этом получение выгоды.

Ожесточить дискуссии по этому поводу может недоверие, возникшее в результате распространения вируса: от гнева в Италии по поводу отсутствия поддержки со стороны партнеров по ЕС до угроз верховенству закона в государствах-членах из Восточной Европы. Каждый из членов блока двигался собственным путем во время кризиса, закрывая границы и накапливая медицинское оборудование; теперь они должны вновь начать доверять друг другу, а также Брюсселю. Они должны быть уверены, что руководящий центр будет справедливо применять правила единого рынка, когда пересечет «рубикон крупных заимствований».

Обнадеживает то, что Германия, исторически скромное северное государство, осознает геополитическое давление на ЕС со стороны США, а также попытки Китая подтолкнуть блок к радикальным шагам. «План заключается в том, чтобы сделать Европу сильнее и работать над улучшением суверенитета нашего Европейского Союза», - заявил министр финансов Германии Олаф Шольц.

Если Европа не сможет достичь консенсуса относительно бюджета, впереди ее ждут достаточно темные времена.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.06.2020 16:30
Комментарии 0
Наверх