Версия // Власть // В битве за власть на Украине в ход идут любые приёмы

В битве за власть на Украине в ход идут любые приёмы

12492

«Одна бабка мне казала, что Порошенко помре после выборов»

Это, пожалуй, уникальная ситуация в мировой истории, когда предвыборная кампания выстраивается через несколько сезонов художественного сериала, мигом становящегося суперпопулярным. фото: Анна Марченко/ТАСС/EPA/ТАСС
В разделе

21 апреля состоится второй тур выборов президента Украины. В нём сойдутся действующий президент Пётр Порошенко и медиабизнесмен, комик Владимир Зеленский, за считанные месяцы превратившийся в сенсацию политической жизни Украины. После того как Порошенко минувшей осенью ввёл военное положение в пограничных областях страны, въезд россиян на территорию Украины стал фактически запрещён.

Однако обозреватель «Нашей Версии» смог прорваться через границу, став одним из тех немногочисленных россиян, кто смог увидеть предвыборную кампанию изнутри.

Для того чтобы я смог проехать на территорию Украины, мои украинские друзья сделали мне особое приглашение на пафосное мероприятие, организованное на высоком международном уровне. Благодаря этому я смог наблюдать нынешнюю предвыборную кампанию воочию, изнутри – именины сердца для политолога из России, где федеральные выборы, увы, уже давно стали скучной имитацией и их исход изначально не вызывает сомнений. На Украине, напротив, до последнего дня действительно невозможно было быть уверенным даже в том, кто выйдет во второй тур.

Выборы без бумажки

В Киев из Москвы я ехал на обычном автобусе. В салоне были сплошь украинцы и лишь пара россиян, обзаведшихся украинским ВНЖ. Сзади меня сидели две тётки из житомирской сельской глубинки, которые обсуждали предстоящие выборы.

Одна говорила, что Порошенко всё сделает, чтобы остаться президентом: «Мій кум казав, шо вже усе готово для обмана, вони ж підтасуют выборы – нельзя позволить цей собаке остаться у власти!» Другая успокаивала: «Та ничого страшного, мені одна бабка казала, шо Порошенко изберется, але скоро помре, свои ж убьют. И тоди уж прийде молодой презідент, и Украина расцвете».

Имея за плечами опыт участия в 15 избирательных кампаниях и зная, как и зачем вбрасываются такие слухи, я мысленно отмечал: видимо, таково отношение простых украинцев к «гаранту», что политтехнологи готовы пообещать им даже его физическую смерть после переизбрания. Лишь бы только избрали...

Главным отличием нынешней избирательной кампании от прежних стало полное отсутствие бумажной продукции – никто не раздавал листовки, не стоял в пикетах у метро, не ходил по квартирам. Вся кампания шла, и очень активно, лишь по ТВ, в соцсетях и на билбордах. Что поделать, XXI век, смена политических эпох. Уже на подъезде к Киеву в глазах зарябило от рекламных билбордов кандидатов, установленных на обочинах трассы. Доминировали по количеству щитов два кандидата – Порошенко (на жаргоне украинских политэкспертов – ПАП или Петя) и Тимошенко (ЮВТ или Юля). Немногим меньше было у Бойко. Далее следовали Зеленский (Зе), Гриценко, Ляшко, Вилкул и Тарута (причём на билборде было, что он за ЮВТ). Впрочем, количество почти ни у кого не переросло в качество. Кандидаты ниже третьего места использовали традиционный, приевшийся с 90-х годов, стиль, который совершенно «не цеплял». Видимо, заказчики рассчитывали лишь на свой «ядерный электорат», и не более.

У Порошенко в первом туре были портретные билборды «Кандидатів багато («много» – рус.) – президент один!». Сам по себе слоган вроде хорош, но ведь это практически дословная калька с предвыборного плаката Владимира Путина! Об этом избирателям, естественно, тут же поведали журналисты. Штабные креативщики убедили шефа: мол, «сработало в России, сработает и здесь».

Ещё более очевидный провальный эффект был с билбордами «Україна обирує зміни!» («выбирает перемены» – рус.) с портретом Тимошенко. То есть её команда, не задумываясь, перенесла свой месседж времён «оранжевой революции» 2004 года в нынешнюю кампанию, хотя ситуация кардинально изменилась. Тогда Юля была символом перемен, а сейчас она воспринимается как часть «элиты». А символ перемен теперь Зеленский. Получается, что команда Тимошенко своими билбордами сыграла на пользу рейтингу новичка.

По теме

Тимошенко применила «прогноз от Ванги»

В Киеве я жил в квартире моего товарища – матёрого полит­аналитика, имевшего хороших знакомых в штабах почти всех ведущих кандидатов. Причём я с удивлением увидел, что украинская «политическая кухня» отличается от российской отсутствием «клановости». Если в России считается предосудительным сотрудникам штаба одного из кандидатов тесно общаться со штабистами другого кандидата, то для Украины это вполне нормально. Таким образом я был в курсе всей политкухни, слушая откровения штабистов на встречах в кафе, куда и меня приглашал товарищ.

«Люди кажуть, шо Ванга ще предсказала – Украина стане жити краще, коли президентом избере жинку!» Респект политтехнологам от Юли, запустившим этот слух, – в том селе это сработало, Тимошенко выиграла выборы с разгромными 45% голосов!

Как нам признался под стопку «Закарпатского» коньяка штабист Тимошенко, вся её кампания была расписана заранее, ещё в ноябре-декабре. Тогда Зеленского не было среди предполагаемых участников выборов, и Юля уверенно шла к победе – под лозунгом перемен и предвыборной программы «нового курса». Поэтому она сделала ставку на молодёжь, объявив об «апгрейде политики» и т.п. Всё вроде шло нужным ходом. И вдруг – раз! – на поляну выскакивает, как чёртик из табакерки, Зеленский. После чего, как гораздо более подходящий под эти месседжи, забирает у Тимошенко всю протестную молодёжь и средний класс. А менять концепцию уже было поздно.

В итоге у Тимошенко, как у героини пушкинской «повести о старике и старухе», остался лишь прежний «ядерный электорат» в виде пенсионеров, ведущихся на её социальную риторику. Только там сработали её технологии. Кроме Киева, я ещё долго гостил в селе в 140 километрах от столицы. Так вот, там соседка на вопрос о политических предпочтениях уверенно заявила: «Люди кажуть, шо Ванга ще предсказала – Украина стане жити краще, коли президентом избере жинку!» Респект политтехнологам от Юли, запустившим этот слух, – в том селе это сработало, Тимошенко выиграла выборы с разгромными 45% голосов! Но в масштабах всей Киевской области, как и всей страны, в первом туре уверенно победил Зеленский – на волонтёрах и массовом протесте против «элиты», спаянной нерушимыми коррумпированными узами. Например, в Дарницком районе Киева штабы Порошенко и Тимошенко возглавляли супруги. И это в столице, а что уж говорить о регионах. Одна и та же «политэлита», члены которой нередко перебегали из лагеря в лагерь, лишь бы не прогадать с исходом выборов.

Кампания Зе – уникальная в мире?

Неожиданный для всех успех Зеленского воспринимается как свежий глоток протестного постмодернизма. Это, пожалуй, уникальная ситуация в мировой истории, когда предвыборная кампания выстраивается через несколько сезонов художественного сериала, мигом становящегося суперпопулярным. Были успешные прецеденты, когда артист и медиапродюсер в одном лице избирался президентом. Но я не помню ни одного случая, чтобы он до этого на протяжении пяти лет технологично выстраивал кампанию, со всеми предвыборными лозунгами и приёмами. Более того, зарабатывал бы на ней, покрывая вложенные расходы, то есть делая победную кампанию беспрецедентно дешёвой.

Сериал «Слуга народа» начали снимать в 2014 году. Его сверхзадача, как сейчас понятно, изначально была политической, предвыборной. Да, туда вплели и «развлекаловку», чтобы привлечь внимание зрителя. При этом сериал весьма умён – по степени реалистичности и закрученности хитросплетений политических интриг. Не зря

По теме

«Слугу народа» закупила знаменитая американская корпорация Netflix. Кстати, Зеленский только на этом заработал несколько десятков миллионов долларов.

Ещё у «Слуги народа» – премии на международных киноконкурсах в США, Германии, Южной Корее. Так вот, предвыборная кампания Зеленского, как и положено по канонам, была разбита на три этапа. Первый сезон «Слуги народа» (2015) ставил своей целью «закрепление узнаваемости». Играющий президента Зеленский демонстрировал честность, патриотизм, борьбу с коррупцией и кумовством, демократичность, стремление к евроинтеграции. Второй сезон (2017) – предвыборная борьба: жёсткий стёб над соперниками (в сериале есть весьма узнаваемые, пародийные образы всех реальных топ-политиков Украины) и основные предвыборные «фишки». Отказ от ТВ-дебатов в первом туре – мол, пусть грызут друг друга! – и участие в них на самом финише. Отказ от обещаний и вообще от ТВ-эфиров – кампания лишь в соцсетях, на YouTube и билбордах. Как и в сериале, билборды Зе были без портрета. Доминировал слоган «Ні обіцянок, ні пробачень!» («Ни обещаний, ни извинений!» – рефрен популярного поп-хита 90-х, где дальше: «Все сталося само собою, / Слова набули нових значень, / Ми ж не змінилися з тобою… / Я погляд твій кожен день шукаю, / Твій літній погляд очей зелених»). Класс! На билборде лишь одна строчка старой песни, а за ней, в подтексте, и обещание перемен, и даже отсылка к зелёному цвету – символу кандидата. Кстати, зелёный – это смешение жёлтого и голубого, цветов национального флага. Вообще кампания Зеленского стала самой креативной и отвязной. Взять хотя бы слоганы в Сети «Весна – время посадок!» или «Весна – время сажать петрушку!».

Поразительно, что не только Зеленский следовал всем тем фишкам, что уже заранее показал в фильме, но и топ-соперники точно следовали его сценарию. Это ж надо было так точно спрогнозировать, что они будут делать сейчас! Наконец, третий сезон сериала (март 2019) – это «закрепление образа», триумфальная пафосная кода, где Голобородько – Зеленский становится объединителем прежде расколотой Украины. И действительно, впервые украинские выборы не стали противостоянием «патриотического Запада» и «пророссийского Востока». Зеленский победил почти во всех областях страны.

Бегемот против клоуна

Более того, все мои киевские товарищи из числа матёрых политэкспертов оказались за Зеленского – и левые либералы, и правые, и националисты! Потому что знают слишком много и обо всей коррумпированной политической «элите», и о реальном Зеленском. Это отнюдь не бессребреник «Голобородько» из сериала, но и не «пешка Бени», как гласит миф, раскручиваемый его противниками. Реальный Зеленский – это жёсткий руководитель самой богатой медиаимперии страны с оборотом в сотни миллионов долларов и штатом в полтысячи человек. Более того, Коломойский, как я узнал из трёпа киевских штабистов, ставил на Тимошенко как на более на «системного» кандидата, рассматривал Зеленского лишь как её «спойлера», а сейчас пребывает в шоке, потому что тот уже играет в свою игру. По словам знающих людей, Зеленский действительно хочет изменить Украину. И, похоже, может это сделать. Впервые хлынувшая на выборы молодёжь Украины выбрала новый стиль – обычного человека, не претендующего на особую «мудрую элитарность». И при этом живого, креативного, современного, остроумного.

Как сказал один украинский политэксперт, Порошенко напоминает сейчас бегемота или носорога, который медленно разворачивается для удара, а Зеленский в это время успевает обежать его и ударить сзади. Так, вся команда Порошенко свято верит в дебаты, на которых-де многоопытный президент забьёт умелой демагогией новичка, и это, мол, перевернёт симпатии избирателей. Что делает Зеленский? Неожиданно вызывает конкурента на стадион, то есть переводит дебаты в тот формат «прямой демократии», что является стержнем его кампании. А заодно вынуждает Порошенко согласиться сдать анализы на нарко- и алкозависимость. Тот с носорожьей серьёзностью добросовестно приходит в государственную клинику и сдаёт там анализы. А Зеленский идёт для этого в частную клинику, принадлежащую его стороннику. Да ещё и пробы на анализ собирает человек, который играл «доктора» в нескольких фильмах, продюсируемых Зеленским. Более того, выясняется, что в бумагах стоит другая дата сдачи анализов. Сторонники Порошенко прыгают от восторга: «Ура, прокол на проколе!» и бурно обсуждают эту тему. Не догадываясь о том, что это специальный ход команды Зеленского, чтобы перевести кампанию из обсуждения его неопытности как руководителя, то есть самого слабого места, в сферу обсуждения анализов. Рядовому избирателю ведь глубоко по барабану, где и когда их сдавали. В итоге команда Порошенко только теряет драгоценные дни. Или вы думаете, что Зеленскому было трудно получить нужный результат с нужной датой в клинике своего соратника?! Да и сотрудник из клиники оказался настоящим врачом, просто сыгравшим в кино. Так что и здесь Зеленский переиграл оппонента.

Далее. Брат мэра Киева Владимир Кличко вдруг заявил: «Не могут клиники так быстро дать итоги анализов, я боксёр и знаю!» И предлагает сдать кандидатам их ещё раз – в киевской антидопинговой клинике VADA. Что двигало Кличко, оставим за кадром. Зеленский отмалчивается, а Порошенко охотно сдаёт анализы в клинике VADA, то есть ещё раз. Да ещё и руководитель его кампании Олег Медведев обратился к оппоненту: «Надо прийти и пописать». Просто напрашивается будущий скетч для «Вечернего квартала» – «Порошенко ездит по миру с баночками для анализов и настойчиво сдаёт их везде и всюду».

Да и вообще Порошенко пока только пытается поспевать за креативностью конкурента.

В общем, пока украинские выборы проходят в формате «избиения Ирода младенцами», да и местные власти начинают откровенно бунтовать против президента. До дня голосования второго тура выборов остаётся всё меньше времени...

Москва – Киев

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.04.2019 18:13
Комментарии 1
Наверх