Версия // Общество // В 2001 году недалеко от острова Хайнань столкнулись самолеты ЕР-3 и J-8II

В 2001 году недалеко от острова Хайнань столкнулись самолеты ЕР-3 и J-8II

3391

Ошибка китайского летчика

В 2001 году недалеко от острова Хайнань столкнулись самолеты ЕР-3 и J-8II
В разделе

Инциденты на морской и воздушной границе всегда отличаются жёсткостью. До стрельбы, как правило, дело не доходит, но разведчиков выдавливают силовыми методами. На море часто применяют так называемый навал, когда корабль бортом оттесняет с курса нарушителя. При этом оба корабля получают повреждения. В воздухе так делать нельзя, так как нанесения повреждения самолету-нарушителю автоматически означает и повреждения своего самолета.

Никому не нужно падение в море обоих машин. Обходятся другими приёмами: Истребитель-перехватчик демонстрирует ракеты, предупреждая, что он их может применить, занимает положение спереди от разведчика и струёй своих газов не дает последнему нормально лететь. В крайнем случае, на самолет-нарушитель иногда сливают часть керосина из топливных баков. Последнее – эффективный метод, так как стекла кабины пилотов покрывается пленкой и видимость ухудшается, а беспилотные разведчики теряют управление и падают. 14 марта 2023 российский истребитель Су-27 над Черным морем, таким образом, сбил американский стратегический беспилотный разведчик MQ-9 Reaper. Но иногда летчики совершают ошибки при пилотировании в такой ситуации. Об одном таком случае у границы Китая, который произошел в 2001 году, мы расскажем в этой статье.

Самолеты радиоэлектронной разведки США

После окончания Второй мировой войны в США появился новый класс летательных аппаратов – самолеты радиоэлектронной разведки. Это направление стало стремительно развиваться. Первое поколение разведчиков представляли собой переделанные бомбардировщики. В бомболюках устанавливалось радиоэлектронное оборудование, и размещались операторы, повышенный запас топлива позволял проводить многочасовые разведывательные полеты. Такие самолеты интенсивно использовались в конце 40-х – начале 50-х годов при разведке вдоль границ СССР. Их часто перехватывали. Были случаи применения оружия. Несколько самолетов-разведчиков были сбиты. Об этом периоде смотри статью «Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1».

Второе поколение разведчиков было совершенно иным. Американцы построили два типа самолетов, которые, по их задумке не должны были пересекаться с советской ПВО. Первый – высотный самолет для фото и радиоэлектронной разведки U-2 (его дальнейшая модернизация имела индекс TR-1). Эти самолеты имели потолок более 21,3 км, что в конце 50-х годов делало их неуязвимыми для советской ПВО. U-2 летал над Советским Союзом, что называется «вдоль и поперек», пока 1 мая 1960 года его не сбили под Свердловском из зенитно-ракетного комплекса С-75. Второй самолет – SR-71 «Blackbird» был не просто высотным, но и имел скорость более 3 300 км/ч. Что интересно. Титан для производства SR-71 «Blackbird» через подставные фирмы США закупали у СССР.

Машинами третьего поколения стали самолеты радиолокационной разведки на основе пассажирских, или противолодочных самолетов. Они не предназначались для нарушения государственной границы. Такие разведчики совершали многочасовые полеты вдоль границы. Установленная на них аппаратура позволяла эффективно снимать информацию со всех радиоизлучающих средств – РЛС, мобильной связи, радиостанций различных классов и т.п. Флагманом разведывательного флота Америки стал стратегический разведчик RC-135, сделанный на базе военно-транспортного самолета С-135 «Stratolifter» и самолета-заправщика КС-135» Stratotanker». Такие самолеты стоят на вооружении только двух стран – США и Великобритании. Их появление всегда вызывает повышенное внимание средств ПВО. Но иногда, для радиоэлектронной разведки используются другие, менее заметные самолеты. В десятках стран на вооружении стоит базовый противолодочный и патрульный самолет Р-3С «Orion». Всего выпущено сотни таких машин. До недавнего времени он были основным патрульным и противолодочным самолетом блока НАТО и многих других стран. Но у этого самолета есть одна редкая модификация – ЕР-3Е «Aries» – самолет радиоэлектронной разведки, по своему потенциалу немногим уступающий своему знаменитому старшему брату. Вот такой самолет и стал главным действующим лицом инцидента в Южно-Китайском море.

Место действия, или предыстория вопроса

По теме

Начиная с 70-х годов ХХ века, Южно-Китайское море превратилось в места нового большого конфликта. Более подробно смотри статьи «Острова раздора. Захват» и «Острова раздора. XXI век». Все страны, завязанные в конфликтный узел вокруг Южно-Китайского моря, можно разделить на две группы. В первую входят Вьетнам, Филиппины, Бруней и Китайская республика на Тайване. Их цели локальны – иметь экономические преференции, опираясь на географическое положение своих стран, то есть получить под свой контроль перспективные районы добычи углеводородов и рыбных промыслов. Два других игрока – США и Китай – мыслят категориями глобальными. Конечно, для Китая важны новые районы добычи нефти и газа, а также перспективные районы для ловли рыбы, но самое главное – это контроль над акваторией Южно-Китайского моря, и. как следствие – над одним из самых напряженных маршрутов мирового торгового судоходства. Под чьим приглядом будет южный морской путь из Юго-Восточной Азии в Европу, тот получит неоспоримое геополитическое преимущество. Китай энергично и резко проводит свою экспансию на атоллах и островах, США всеми силами препятствуют этому. Один из инструментов, используемых Соединенными Штатами, является проход военных кораблей вблизи островов под китайским контролем и полеты разведывательных самолетов над ними.

Кроме разведки деятельности вооруженных сил Китая на островах, США очень интересует китайский остров Хайнань. Дело в том, что этот остров, расположенный недалеко от материкового Китая, кроме своих знаменитых курортов, максимально насыщен военной инфраструктурой, которая серьезно влияет на обстановку в Южно-Китайском море. На острове есть авиабаза и крупный центр китайской радиотехнической разведки, который контролирует весь регион. На нём расположена китайская военно-морская база Юйлинь, на территории которой в подскальных укрытиях базируются китайские атомные ракетные подводные лодки

1 апреля 2001 года

1 апреля 2001 года ЕР-3Е «Aries» с бортовым номером 156511 вылетел в разведывательный полет с авиабазы Кадена на острове Окинава. Самолет был приписан к Первой разведывательной эскадрилье ВМФ США VQ-1. Он отличался от остальных самолетов эскадрильи тем, что на борту 156511 была установлена аппаратура Story Teller. Это был самолет радиоэлектронной разведки ВМФ США и действовал он в интересах военно-морской разведки. Командиром экипажа был лейтенант Шейн Осборн. Всего на борту находилось 24 человека (21 мужчина и 3 женщины). Цель полета – разведка военных объектов на Хайнане и Парасельских островах. Район патрулирования ЕР-3Е находился вне территориальных вод Китая на расстоянии около 70 морских миль – 110 км – от острова Хайнань и на расстоянии 100 миль – 180 км – от Парасельских островов. Таким образом, американский разведчик мог вести разведку сразу за двумя ключевыми базами Китая в Южно-Китайском море. В таких случаях, поднимаются в воздух истребители-перехватчики, которые тем, или иным способом отгоняют разведывательные самолеты. Как правило, при появлении истребителей, разведчик сам разворачивается и уходит. Но 1 апреля 2001 года всё пошло не так.

По теме

На перехват разведывательного «Ориона» были направлены два истребителя J-8II с аэродрома Линшуй на Хайнане. Эти истребители китайской разработки на основе советских истребителей-перехватчиков ПВО Су-15. На то время это были самые современные перехватчики морской авиации НОАК. Один из J-8II с бортовым номером 81194 совершил два сближения с разведчиком. Почему американцы не отвернули – достоверно неизвестно, но они продолжали полет прежним курсом. Третье сближение у китайского летчика не получилось. Одно из вероятных объяснений заключается в следующем. Такие полеты американская авиация проводила регулярно. И во время одного из полетов в марте месяце J-8II приблизился к «Ориону» на расстоянии трех метров. Возможно, китайские летчики посчитали такой приём эффективным маневром. Но 1 апреля во время третьего сближения китайский летчик Ванг Вэй ошибся. Ошибка летчика заключалась в том, что в первых двух сближениях он завершал маневр уходом вниз и назад. В третьем заходе он решил уйти вверх. ЕР-3Е – самолет турбовинтовой. При отходе от «Ориона», киль китайского истребителя попал под один из винтов разведывательного самолета. В результате удара J-8II развернуло в воздухе, и он врезался в носовую часть «Ориона». При этом оторванный киль китайского истребителя попал в элерон разведывательного самолета и разрушил его. Экипаж американского самолета видел, как падает в море китайский истребитель. Также они видели купол раскрывшегося парашюта. Китайский флот оперативно организовал спасательную операцию, но Ванг Вея найти не удалось. В КНР он стал национальным героем. С ЕР-3Е то же было плохо. После столкновения самолет стал неконтролируемо вращаться и вошел в режим пикирования. Но, несмотря на то, что осколки элерона и лопастей разгерметизировали обшивку «Ориона», самолет стал реагировать на отклонение рулей. Шейн Осборн выключил поврежденный двигатель и дал команду покинуть самолет. Но, снизившись до высоты три километра, «Орион» стал снова управляемым, и с некоторыми ограничениями можно было продолжать полет. На борту разведчика находилась совершенно секретная аппаратура, и экипаж решил попытаться спасти машину.

Принудительная посадка

Пилот второго китайского J-8II, Чжао Ю, наблюдал процесс столкновения и падения со стороны. Он запросил руководителя полетов на применение оружие против американского самолета, но получил отказ. Чжао Ю приказали принудить «Орион» к посадке. Чжао Ю приказ выполнил, заставив поврежденный ЕР-3Е лететь в направлении острова Хайнань. Осборн подсчитал, что полет до острова может продлиться минут 20, и за это время необходимо было уничтожить все секретные документы и, по возможности, аппаратуру. Всё было сложено в мешки и сброшено в море. Посадку произвели на аэродроме Линшуй. После неё американские летчики предприняли попытку не пустить китайских военных на борт самолета, требуя прибытия американских дипломатов, но китайцы пошли на штурм и захватили «Орион».

Разразился невероятный дипломатический скандал. Он подогревался тем, что кроме факта принудительной посадки американского военного самолета, этот самолет был буквально напичкан секретной аппаратурой. Обе стороны обвиняли друг друга. США заявляли об опасном маневрировании, приведшем к столкновению, КНР обвинял США в преднамеренном таране своего самолета. В конечном итоге, понимая патовость ситуации, США выступили с двусмысленным заявлением, которое помогло замять инцидент. Каждая сторона осталось при своих взглядах. За время нервных переговоров, китайцы разобрали ЕР-3Е и изучили оставшиеся секретные документы, которые не успели уничтожить в воздухе. Американцы предложили отремонтировать «Орион» за 8-12 месяцев, на власти КНР на это не пошли и запретили вывозить «Орион» в США на военном самолете. Для этого пришлось арендовать тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан».

Заключение

На некоторое время разведывательные полеты США над Южно-Китайским морем были приостановлены. Но вскоре их возобновили. Правда, после инцидента они проводятся на стратегических разведчиках RC-135. ЕР-3Е отремонтировали, и он продолжал совершать разведывательные полеты до 2013 года. Командира «Ориона» Шейна Осборн наградили крестом «За выдающиеся летные заслуги», пилот китайского истребителя Ван Вэй был посмертно награжден как «Страж территориального воздушного пространства и вод». Напряжение между двумя странами усилилось. В среднем, в этом регионе американская авиация совершает около 200 разведывательных полетов в год.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.10.2023 09:00
Комментарии 0
Наверх