Версия // Общество // В 1980 году в воздухе над Тирренским морем из-за взрыва погиб лайнер компании Itavia

В 1980 году в воздухе над Тирренским морем из-за взрыва погиб лайнер компании Itavia

2044

Загадки трагедии Устики

В 1980 году в воздухе над Тирренским морем из-за взрыва погиб лайнер компании Itavia (фото: Wikimedia Commons/Lewis Grant)
В разделе

Эта авиакатастрофа особенная. В мирном воздушном пространстве погибает от взрыва гражданский пассажирский самолет. В течение нескольких десятилетий работает три комиссии по расследованию катастрофы. Находятся новые улики и факты, увольняют со службы итальянских военных, но причина катастрофы официально не объявлена. Итогом стало решение суда о компенсации родственникам погибших со стороны Правительства Италии.

В этой статье мы расскажем о гибели итальянского пассажирского лайнера DC-9-15 компании «Itavia», и о расследовании причин катастрофы.

Прерванный полет

Это был обычный внутренний рейс. В пятницу, 27 июня 1980 года, самолет McDonnell Douglas DC-9-15 авиакомпании «Itavia» должен был выполнить рейс IH870 по маршруту Болонья – Палермо. DC-9-15, регистрационный номер I-TIGI, построили в 1966 году. Во флоте «Itavia» самолет летал с 1972 года. Командиром лайнера был 44-летний Доменико Гати, имеющий налет 7 430 часов, вторым пилотом – 32-летний Энцо Фонтана, с налетом 2 873 часа. Рейс IH870 вылетел из международного аэропорта Болоньи имени Гульельмо Маркони в 19-08 часового пояса СЕТ с опозданием в 1 час 51 минуту. На борту находились 77 пассажиров и 4 члена экипажа. Часть полета проходила над Тирренским морем. Последнее сообщение было получено с самолета в 20-37 СЕТ. Через 51 минуту полета, в 20-59 СЕТ лайнер внезапно упал в Тирренское море, в 25 км от острова Устика. Все находившиеся на борту 81 человек погибли. В воздух были подняты два истребителя F-104 «Starfighter» ВВС Италии, но из-за плохой видимости летчики ничего не обнаружили. Позднее, в этом районе были найдены плавающие по поверхности моря обломки самолета и тела погибших.

Первое расследование

На следующий день после падения самолета была создана комиссия по расследованию причин катастрофы. Было установлено, что самолет внезапно развалился на две части и рухнул в море. Комиссия рассматривала 4 версии: техническая неисправность, столкновение с другим самолетом, поражение ракетой класса «воздух – воздух», взрыв на борту самолета. Первые две версии были отклонены. Но, в отсутствии обломков, специалисты не могли определить, был ли взрыв внешним (то есть самолет был поражен ракетой), или внутренним – внутри самолета взорвалась бомба. В отчете написали, что причина гибели самолета был взрыв неустановленного происхождения. Родственников погибших такой вердикт не устроил, и они добились повторного расследования.

Второе расследование

По теме

Второе расследование началось в мае 1987 года. На дне моря удалось найти речевой самописец самолета. Запись заканчивалась криком пилота: «Смотри!». Часть следователей посчитала, что слово «Смотри» командир произнес, увидев приближающуюся ракету «воздух – воздух». Но это было не единственное мнение. Другие посчитали, что это начало фразы «Смотри на авиагоризонт», то есть фраза не имела отношение к ракете (если бы она была). Нашли и часть фюзеляжа. Его края были загнуты внутрь, то есть взрыв был внешний. Через два года, в 1989 году комиссия выпустила отчет, что взрыв, предположительно, вызван ракетой, выпущенной по DC-9 с неизвестного самолета. Правда, в 1991 году, два следователя отозвали свои выводы из-за недостаточных улик. Всё вернулось в исходное.

Третье расследование

Один из следователей, Фрэнк Тейлор, обратил внимание, что найдено очень мало обломков самолета. В 1988-1989 годах Тейлор участвовал в расследовании гибели над городом Локерби американского Боинга компании «Pan American». Во время этого расследования он создал компьютерную программу, которая указала места нахождения обломков. Тейлор решил применить её и к расследованию гибели DC-9. Результат превзошел все ожидания. Следствие обнаружило 92% обломков самолета. Сложив их все вместе в одном ангаре, следователи установили, что в хвостовой части фюзеляжа отсутствует часть обшивки. Такое бывает, если внутри самолета произошел взрыв. Наиболее вероятное место взрыва – в хвостовом туалете. После взрыва оторвался двигатель №2, после чего вся кормовая часть была оторвана набегающим потоком воздуха. В салоне лайнера произошла взрывная декомпрессия, и носовая часть самолета пикируя и вращаясь, рухнула в Тирренское море. Итальянское правительство отказалось публиковать отчет и выводы работы Третьей комиссии.

Предположение и версии

Эта катастрофа породила массу версий, некоторые из которых подтверждаются фактами. 18 июля 1980 года на юге Италии, в административной области Калабрия, был обнаружен разбившийся истребитель ВВС Ливии МиГ-23. Рядом с ним нашли тело ливийского летчика. Сразу возникли вопросы: почему самолет оказался в Италии? Летчик заблудился, или хотел сбежать из Ливийской Джамахирии? Власти Ливии скандала поднимать не стали, ограничившись лишь опознанием летчика. Это был капитан ВВС Халил Эззебен. Официальная версия Правительства Ливии предполагала, что пара МиГ-23 совершала учебный полет. Халил Эззебен якобы потерял сознание, и самолет на автопилоте улетел в Италию, где, после того, как закончилось топливо, упал на землю. Пилот погиб при катапультировании с небольшой высоты. Несчастный случай. Нестыковки начались после судмедэкспертизы. Выяснилось, что Халил Эззебен был мертв уже как минимум две недели (по отношению к дате экспертизы). Итальянские патологоанатомы утверждали, что всё это время тело находилось в холодильнике. Возник вопрос – для чего труп подбросили к месту падения МиГ-а? Но потом, после трагедии с DC-9, это история ушла на второй план. А зря. Дело в том, что данные с гражданских радаров показывали, что какой-то воздушный объект находился западнее пассажирского самолета. Казалось бы, проверить это – не проблема. На побережье Италии – члена НАТО – сосредоточено много радаров ПВО. Работали РЛС и на военных кораблях, находившихся в том районе. Но произошло странное. Записи с трех итальянских РЛС, оказались стертыми. Четвертую РЛС отключили как раз во время катастрофы – якобы в тот самый момент загружали программу-симулятор для тренировки расчетов РЛС. Данные с самолета АВАКС, который в тот день патрулировал небо над Средиземным морем, следователям получить не удалось. Гриф секретности не позволял передать эту информацию. На рейде Неаполя находился американский авианосец USS «Saratoga» CV-60. Но и на нем мощная РЛС была отключена, так как на ней проводились регламентные работы. Итальянские власти заявили, что в районе катастрофы никаких других самолетов не было.

В течение десятилетия итальянское общество было уверено, что DC-9-15 «Itavia» стал невольной жертвой воздушного боя между истребителями стран НАТО и ВВС Ливии. Некоторые СМИ писали, что в бою участвовали самолеты США, Франции, Италии и Ливии. Утверждалось, что, якобы, есть данные с РЛС, которые подтверждали, что в момент катастрофы в воздухе в том районе находились истребители нескольких стран НАТО, а ливийский МиГ попытался скрыться от обнаружения, подойдя близко к DC-9. После захвата Триполи западной коалицией, стали доступны архивы ливийских спецслужб, в которых утверждалось, что рейс 870 и ливийский МиГ-23 были атакованы двумя французскими истребителями.

Была и ещё одна версия. Неожиданная. Согласно ней, власти Ливии использовали итальянские аэродромы для дозаправки своих самолетов, которые совершали перелет в Югославию, где проходили регулярное техническое обслуживание. Разумеется, Ливия платила за это Италии. В НАТО решили положить конец этой полулегальной практике, при этом был случайно сбит гражданский лайнер.

Заявление официальных лиц и заседание суда

Подтверждением этой версии послужили два заявления бывших руководителей Италии. В 2008 году бывший Президент Италии и Председатель Совета Министров Франческо Коссига заявил, что итальянский лайнер был сбит ракетой, выпущенной с французского истребителя во время боя между французскими и ливийскими самолетами. В 2023 году, бывший Премьер-министр Италии Джулиано Амато подтвердил это заявление, сказав, что «DC-9 был сбит ракетой «воздух-воздух», выпущенной с французского истребителя. Целью атаки был самолет, на котором должен был лететь Муаммар Каддафи». Не больше, и не меньше. Во всяком случае, подтверждение того, что к гибели самолета приложила руку большая политика, служит решение суда, который состоялся в 2013 году по вопросу финансовой ответственности Правительства Италии перед родственниками погибших в катастрофе. Верховный суд постановил выплатить родственникам погибших € 100 000 000 – $ 120 000 000. Апелляционный суд Палермо отклонил жалобу, поданную юристами Правительства Италии, и оставил приговор в силе.

Отдельной темой в данной трагедии служат многочисленные отставки военных из ВВС страны. Что интересно. Поводы для отставок были громкими – фальсификация документов, государственная измена, лжесвидетельство, злоупотребление служебным положением, пособничество. Но, ни одно дело не было доведено до суда. А в 2004 году генералы Коррадо Мелильо и Зено Тасио были признаны невиновными в государственной измене. Обвинения против других военнослужащих были сняты, или отменены из-за срока давности. В 2005 году апелляционный суд постановил, что никаких доказательств в поддержку обвинения нет, а в 2007 году Кассационный суд Италии окончательно закрыл это дело.

В июле 2006 года все собранные обломки DC-9 были перенесены из базы ВВС «Пратика ди Мааре» в Болонью. Там в 2007 году был открыт Музей памяти жертв Устики В 2016 году на экраны вышел художественный фильм «Устика», посвященный этой трагедии.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх