Версия // Бизнес // Уголовное дело против компании «М2М телематика» – отголосок ГЛОНАСС или попытка разобраться со строптивым акционером?

Уголовное дело против компании «М2М телематика» – отголосок ГЛОНАСС или попытка разобраться со строптивым акционером?

4974

Системная атака

Интеллектуальная транспортная система, разработанная компанией «М2М телематика», не имеет аналогов даже за рубежом
В разделе

Рынок высоких технологий страны на прошлой неделе буквально взорвало сообщение – возбуждено уголовное дело по фактам хищений государственных денег в одной из самых «продвинутых» айтишных фирм страны – «М2М телематика». В конце июня обыски прошли в домах у бывших руководителей М2М – Александра Гурко и Игоря Грушелевского. Пресс-служба МВД сообщила, что обыски связаны с расследованиями хищений неких бюджетных средств. В том числе и у ОАО «Российские космические системы» (разработчик ГЛОНАСС). В свою очередь, Гурко и Грушелевский заявили, что уголовное дело и обыски не что иное, как попытки их старшего акционера АФК «Система» надавить на них с целью невыполнения неких финансовых обязательств. В обстоятельствах конфликта разбирался журналист Марат Хайруллин.

Говоря проще, одни из самых известных «высокотехнологичных» топ-менеджеров страны заявили открытым текстом, что АФК «Система» отказывается платить по счетам. А вместо этого пытается засадить их за решётку. Чтобы судить о том, есть или нет правда в этих словах, необходимо вообще понять, чем эти люди занимаются. Дело в том, что компания «М2М телематика» – пионер и лидер одного из самых молодых рынков страны – навигационного. Они занимаются производством умных устройств, с помощью которых можно управлять различными процессами, системами и отдельными устройствами. Например, транспортными потоками в рамках отдельного автопарка или города. Можно удалённо управлять логистическими системами или собственным домом и т.д. Сфера применения таких устройств очень широка. Главное отличие от той же сотовой связи – под каждую конкретную ситуацию или процесс эта система проектируется отдельно. Соответственно под каждое техническое решение или отдельный проект пишется соответствующая программа. Я специально подчёркиваю этот момент, поскольку он важен для дальнейшего рассказа. Такие системы используют спутниковый сигнал. В данном случае эта фирма продвигала на отечественный и зарубежный рынок услуги отечественной системы ГЛОНАСС.

Здесь важно понимать, что «М2М телематика» – это исключительно российский бренд, производящий и продвигающий российские высокие технологии. Это придаёт ему особую ценность. Возможно, это не так заметно рядовому гражданину, как, например, в случае с «Касперским» или «Яндексом». Но это именно так – ценность этого отечественного бренда была не меньше. Но вот в том-то и загвоздка, что, лично с моей точки зрения, действительно скорее всего была. Дело в том, что организованная в 2005 году ведущими отечественными специалистами в области информационных технологий Гурко и Грушелевским компания, что называется, попала в пику.

За время работы прежней команды «М2М телематики» компании удалось сделать практически невозможное – создать навигационный рынок в России, восстановить традиции сильнейшей инженерной школы в области навигации, сформировать «ядро» уникальных специалистов в части создания и внедрения инновационных ГЛОНАСС-решений, разработать первое в мире оборудование ГЛОНАСС для коммерческого рынка, реализовать масштабные инфраструктурные проекты на основе ГЛОНАСС (создание системы мониторинга автотранспорта ОАО «АК Транснефть», Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города Москвы, Логистического транспортного центра (ЛТЦ) Сочи, оснащение оборудованием ГЛОНАСС карет Скорой медицинской помощи по всей территории России и многое другое), компания обладала самой большой партнёрской сетью в России, была лидером по внедрению ГЛОНАСС в регионах

Пережив кризис, всего за несколько лет – с 2008-го по 2011-й, компания увеличила выручку в 65 раз – до рекордных для нашего IT- рынка 3,5 млрд рублей. Среди знаковых проектов фирмы – запуск Единой системы управления пассажирскими перевозками в Воронежской области, развитие проекта «Школьный автобус» в Алтайском крае, Рязани и Рязанской области, Костроме и Костромской области, Волгограде, Томске, внедрение системы «Умная остановка» в Тамбове и Рязани, развитие проекта по оснащению Скорой медицинской помощи в Ленинградской области, развитие системы диспетчеризации на пассажирском транспорте в Омске. В результате сегодня на основе технологической платформы «М2М телематики» в России успешно функционируют уже более 5 тыс. диспетчерских центров по управлению пассажирским транспортом более чем в 100 городах.

Со всех точек зрения это был настоящий прорыв. И ещё раз – это более чем важно – всё это сделано на базе отечественной ГЛОНАСС. И здесь необходимо подчеркнуть ещё один момент – на отечественном рынке и на рынках стран-партнёров М2М фактически в одиночку сумела сконструировать, самостоятельно наладить производство и затем внедрить устройства, способные работать как с американской спутниковой системой GPS, так и с отечественной ГЛОНАСС. И благодаря этому сегодня в нашей стране собственно моносистема GPS оказалась вытеснена отечественной продукцией с двумя системами. Это важно в стратегическом плане – ребята придумали блестящий ход, который реально начал выводить ГЛОНАСС на рынок. Чуть ниже мы приведём пример, как работает с рынком в этом плане сегодняшний оппонент Грушелевского – АФК «Система».

Возвращаясь к теме, в 2010 году можно было уверенно констатировать, что перспективы у этой компании были, что называется, блестящими. Они были если не монополистами, то бесспорными лидерами. Одновременно наше государство объявило о намерении инвестировать гигантские бюджетные средства в эту сферу высоких технологий, поскольку благодаря деятельности «М2М телематики» у нас здесь наметилась, как это сейчас называется, точка прорыва на международный рынок. Конечно, не только благодаря ей, но в очень большой степени. В частности, было объявлено о государственном финансировании проектов «ЭРА-ГЛОНАСС», «Логистический транспортный центр Сочи», «Интеллектуальная транспортная система Москвы», внедрении элементов ИТС в Красноярске, Омске, Тамбове, Хабаровске, Барнауле и Алтайском крае, Ленинградской области, Рязани и Рязанской области, Саратовской области и других. Благодаря этому эксперты прогнозировали, что уже к 2015 году рынок навигационных услуг в России достигнет отметки 150 млрд рублей, 10 млрд – в 2011-м. Безусловно, повторюсь ещё раз, на этом фоне перспективы компании М2М выглядели просто потрясающими.

Горе от ума

Что же произошло? Компанией заинтересовалась одна из самых дорогих российских компаний – АФК «Система», которую контролирует олигарх Владимир Евтушенков. Сегодня, спустя три года после поглощения «Системой» «М2М телематики», иначе эту ситуацию, как «горе от ума», назвать нельзя. Но тогда всё выглядело очень и очень радужным. АФК выглядела как высокотехнологичный эффективный бизнес, а Владимир Евтушенков как единственный российский миллиардер, занимающийся высокими технологиями. В данном контексте важно понимать, что АФК владеет контрольными пакетами двух лидеров отечественной микроэлектроники – «Ситроникс» и «РТИ Системы».

Первый производит всю гамму продукции, так или иначе связанной с микроэлектроникой, – от бытовой техники до специализированных приборов и систем для космических спутников. Второй – это ведущий концерн в отечественной оборонной промышленности в области производства различных систем. Причём, что важно, обе компании транснациональные, они активно покупают активы на зарубежных рынках. Но если анализировать чисто российскую составляющую их бизнеса, то обе компании здесь показывают в некоторых случаях просто удручающие результаты. Прежде всего речь идёт о постоянных скандалах с выполнением государственных целевых программ и Рособоронзаказа. Это, в частности, очень хорошо видно по ряду проверок Счётной палаты в 2008–2011 годах. Включая знаменитую проверку ГЛОНАСС и Роснано. Но речь сейчас не об этом, возможно, я посвящу этой теме отдельный материал в дальнейшем. Пока же отмечу, что поглощение такими компаниями лидера молодого рынка уже тогда у специалистов вызывало немало вопросов.

Более того, веря в перспективы сотрудничества, акционеры М2М согласились на минимальную цену за контрольный пакет группы компаний.

Замысел действительно был красив: разделение «труда» ОАО «НИС» (компания АФК, на тот момент являвшаяся федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности) – головная организация продвигает и реализует крупные проекты, масштабирующие рынок, группа компаний М2М выступает как технологический партнёр. На быстрорастущем рынке связка «НИС – М2М» являлась лидером – а это резкий рост объёмов бизнеса и, значит, стоимости компании – акционеры должны были быть довольны.

Было одно необходимое условие: акционер (АФК) инвестирует в развитие и глобальную экспансию те самые десятки миллионов долларов в год, что в масштабах АФК казались вполне посильной суммой, а на новом и быстрорастущем рынке, где компании АФК (НИС и М2М) занимали лидерские позиции, получение инвестиций от акционера представлялось простой задачей.

– АФК «Система» – это прежде всего огромная бюрократическая структура, соответственно и эффективность её IT- подразделений, если можно так выразиться, была вообще в минусе, – рассказывает эксперт Автандил Цуладзе. – На момент покупки акций М2М, «Ситроникс» и «РТИ Системы» были вообще убыточными компаниями. Единственно, чем могли соблазнить основателей компании представители АФК, – это обещанием инвестиций и государственных заказов. У АФК отличные позиции в госорганах, об этом можно судить хотя бы по тому факту, что им постоянно сходят с рук многочисленные скандалы с чипами и китайскими телефонами. Насколько я понимаю, пункт об инвестициях был закреплён в договоре купли-продажи отдельно. Сегодня же Грушелевский утверждает, что это обязательство не выполнено. И, честно говоря, я ему верю – зачем сильным слушать слабых? Тем более что репутация у АФК и, в частности, «Ситроникса» и «РТИ Системы» весьма неоднозначная.

Позор на весь мир

Действительно, можно сказать о ряде скандалов вокруг этих активов АФК, которые прогремели буквально на весь мир. Одна из самых скандальных историй произошла у АФК, когда одна из её «дочек», «Ситроникс Смарт Технологии», внедряла в московском метро систему оплаты бесконтактными смарт-картами. Сначала достоянием общественности стала информация, что весь заказ на производство таких карт отдан подразделению АФК. А потом стало известно, что с ноября 2005 года тогдашний всесильный руководитель столичного метро Дмитрий Гаев вошёл в совет директоров «Ситроникса», чьё дочернее предприятие ООО «Ситроникс Смарт Технологии» (ССТ) возглавляет сын Гаева – Владимир. Благодаря заключённому в 2006 году контракту «Ситроникс» стал единственным поставщиком проездных билетов для Московского метрополитена, что стало приносить «Ситрониксу» прибыль в размере 10 млн долларов в месяц. В общем, тогда особых вопросов это у общественности не вызвало, пока в 2011-м в прессу не попали данные проверки Московской контрольно-счётной палаты. Выяснилось, что первые партии смарт-карт в течение 2007–2008 годов и частично в 2009-м поставлялись в метро вообще без чипа. Производители наклеивали на картонку электронную ленту производства «Филипс», которую в официальных хрониках выдавали за свою. При этом цена, по которой «Ситроникс» продавал метро эти картонки, значительно превышала стоимость самого проезда в метро.

Другой скандал произошёл в 2007 году, когда руководство «Ситроникса» разыграло целое представление с потёмкинскими деревнями на головном предприятии концерна – зеленоградском заводе «Микрон». Там предполагалось, что тогдашний вице-премьер Иванов откроет уникальную для России линию по производству микросхем, в которую государство инвестировало 300 млн рублей. Пресс-служба АФК анонсировала, что с открытием этой линии наша страна станет седьмой по счёту в мире, где есть подобное производство. В итоге выяснилось, что Иванов гулял по цеху, где производились те самые смарт-карты, а за стеклом так называемой чистой комнаты люди в специальной защитной одежде имитировали деятельность по производству чипов. При этом станки в «чистой комнате», как потом признался в СМИ один из уволенных инженеров, даже не были подключены к электричеству! То есть это был настолько вопиющий обман общественности и руководства страны, что онемели, кажется, все – примера такого публичного и наглого очковтирательства новейшая истории страны ещё не знала! Насколько известно, в 2012 году Счётная палата поставила официально перед Генпрокуратурой вопрос о судьбе указанных 300 миллионов. Пока публичного ответа Генпрокуратура на этот вопрос не дала. Однако после этой пиар-акции государство инвестировало в совместный проект с «Ситроникс» уже несколько миллиардов рублей – беспрецедентное размещение бюджетных средств в новые производства. Даже в создание самой системы ГЛОНАСС наша страна инвестировала не намного больше.

Но самое смешное заключается в том, что эта афера сошла АФК с рук, потому что уже в следующем году руководство компании устраивает следующую пиар-акцию – Владимиру Путину публично вручается сотовый телефон китайского производства со встроенным чипом ГЛОНАСС/GPS. Этот жест преподносится как прорыв компании АФК в деле продвижения отечественных технологий на международный рынок – мол, один из крупнейших китайских производителей сотовых телефонов взял на вооружение российские технологии. Путину обещали уже в следующем году выйти на отметку в 500 тыс. таких телефонов. В итоге всего через год, не выпустив и 3 тыс. телефонов, китайцы объявили о закрытии производства.

– Изначально это была стратегическая ошибка АФК, – рассказывает Автандил Цуладзе. – Данный аппарат представлял собой обычный телефон и совершенно не привлекал покупателей свой ценой. При стартовой стоимости в 11 тыс. рублей МТС Glonass 945 уступал по прочим характеристикам многим моделям за 6–8 тыcяч.

– Но, самое важное, с моей точки зрения, – продолжает эксперт, – это сама сделка с китайским концерном. По моему мнению, АФК фактически субсидировала производство этих смартфонов, купив часть акций китайского смартфона. По моей информации, это были деньги, которые пришли подразделениям АФК по линии государственных целевых программ. Если это так, то это в чистом виде коррупция и очередное надувательство руководства страны и общественности.

Гибель «Титаника»

На самом деле это только часть публичных скандалов, связанных с высокотехнологичными подразделениями АФК. Я могу рассказать о гораздо больших. Но в данном случае важно то, что изначально было понятно, М2М на тот момент представляла собой классическую высокотехнологичную и динамичную IT-компанию мирового уровня. Ну, например, в том виде, в каком подобные компании работают в американской Силиконовой долине. Но как только эта компания была поглощена АФК, у неё начались проблемы. Выше уже говорилось, что «Система» не выполнила своих обязательств по инвестированию в производство М2М. Вместо заявленных инвестиций и перспектив развития пришла бюрократическая машина. За два года в статусе ключевого акционера М2М АФК, по сути, не развивала компанию. Все технические разработки создания систем финансировались за счёт средств самой компании. Кроме того, Гурко и Грушелевский публично утверждают, что АФК не выполнила и своих финансовых обязательств по полному выкупу акций М2М у миноритарных акционеров.

Но самое важное, что с приходом новых владельцев М2М начала терять свою динамику развития. Как раз по причине смены руководства и невыполнения обещаний об инвестициях и финансовой поддержке из компании только за последние два месяца ушли более 200 человек, включая руководителей компании, проработавших с момента её основания и выведших М2М в лидеры отрасли. Также ушли ведущие разработчики навигационных продуктов, софта, аппаратных и программных средств – интеллектуальный костяк этой структуры, руководители проектов и т.д. По сути, произошло разрушение лидирующей компании отрасли.

Кроме того, с приходом АФК к внешним конкурентам М2М прибавились внутренние: компании АФК «Ситроникс», «Ситроникс КАСУ», РТИ, «Интеллект телеком», которые при административной поддержке материнской структуры привлекались к участию в ключевых проектах. Это привело к уменьшению внутреннего денежного потока и «заморозило» планы компании по развитию собственных производственных мощностей, а также не способствовало появлению новых научно-технических разработок, требующих финансирования. Причём произошло это на пике развития навигационного рынка и самой компании.

Часть крупных проектов, разработанных и реально выполняемых М2М, заключались на другие структуры АФК. В частности, проект «ИТС-Москва» достался дочерней структуре «Ситроникса» – «Ситроникс КАСУ», созданной специально под данный проект.

В свою очередь, руководство АФК, сменив высший менеджмент М2М, тут же написало заявление в полицию – якобы вместе с мозгами из компании утекли и их наработки. Как утверждают эксперты, это уже полный абсурд. Поскольку, как уже говорилось выше, особенность навигационного рынка заключается в том, что программное и интеллектуальное решение разрабатывается под каждый индивидуальный проект. То есть эти разработки имеют очень короткий срок жизни.

– Иными словами, руководить некогда лидером отрасли пришли либо полные профаны, либо они сознательно вводят правоохранителей в заблуждение, – утверждает Автандил Цуладзе. – Особенно учитывая склонность нашей полиции идти в некоторых случаях на поводу олигархических структур, – подводит черту эксперт. – Зная методы работы АФК, я склоняюсь ко второй точке зрения. Как бы то ни было по факту, мы знаем, что как только АФК поглотило М2М, она начала резко деградировать и в итоге на сегодняшний день практически находится в глубоком кризисе. Иными словами, аргументация Грушелевского, что уголовное дело против него связано с нежеланием АФК выполнять свои финансовые обязательства, очень похоже на правду.

Любопытно, что в АФК «Система» утверждения Грушелевского о своём влиянии на действия полиции называют абсурдными, утверждая, что он был уволен в связи с неудовлетворительным финансовым состоянием компании и неоднократными нарушениями требований корпоративного законодательства о предоставлении информации о деятельности компании акционерам, что и стало основной причиной создания условий для хищения бюджетных средств через дочернюю структуру АФК. Также они обещают принять все меры для помощи следствию. Хочу отметить, что, по моим данным, в период с 2010-го по 1 марта 2013 года компания не исполняла ни одного контракта в рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС, а следовательно, даже теоретически не могла иметь отношение к расходованиям бюджетных средств.

Собственно, на этом можно закончить эту часть моего расследования. Но в этом знаковом для нашей IT-отрасли конфликте есть ещё один, на мой взгляд, очень важный момент. Грушелевский и Гурко, выйдя из руководства М2М, тем не менее не ушли с рынка навигационных технологий. И более того, они начали создавать активных конкурентов бизнесу АФК в этой отрасли. В частности, речь идёт о создании Гурко НП «ГЛОНАСС», благодаря чему статуса монополиста, а заодно и федерального сетевого оператора в этой отрасли лишилась структура АФК – ОАО «НИС», к качеству работы которой за последние полгода тоже очень много нареканий. Произошла демонополизация рынка, и в ГЛОНАСС наконец-то пришли инвестиции.

Кроме того, в руководство «Ситроникса» пришёл скандально известный разработчик системы ГЛОНАСС – Юрий Урличич, которому инкриминируют растрату бюджетных средств почти на 6 млрд рублей. Любопытно, что претензии полиции к М2М в плане растраты средств, которые по смежным контрактам выделил им головной разработчик ГЛОНАСС – «Российские космические системы», озвучены в пресс-релизе МВД как-то очень вскользь. По моей информации, это обвинение пока никакими прямыми документами не подтверждено и связано как раз с приходом бывшего главного разработчика ГЛОНАСС в «Ситроникс». Это тоже очень интересная глава во взаимоотношениях АФК и государственного бюджета.

Автор – лауреат премий Фонда солидарности журналистов – «Поступок года», Международной конфедерации журналистских союзов – «За мужество и профессионализм» имени Дмитрия Холодова, имени Артёма Боровика в области журналистских расследований – «Честь. Мужество. Профессионализм», имени Андрея Сахарова – «За журналистику как поступок» и ряда других.

Источник информации:

электронная газета «ВЕК»

Благодаря умным устройствам, разработанным «М2М телематикой», можно удалённо управлять и собственным домом
Фото: ИТАР-ТАСС
Благодаря умным устройствам, разработанным «М2М телематикой», можно удалённо управлять и собственным домом Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.07.2013 15:30
Комментарии 0
Наверх