Версия // Бизнес // Сумеет ли ЦБ Индии сохранить независимость от правительства Нарендры Моди

Сумеет ли ЦБ Индии сохранить независимость от правительства Нарендры Моди

8282

Когда подходят выборы

В разделе

Резервный банк Индии (РБИ) погряз во вражде с администрацией премьер-министра Нарендры Моди в связи с попытками последнего посягнуть на независимость центрального банка. Действия правительства на самом деле являются серьезной проблемой для экономики страны, и вот по какой причине.

В настоящее время независимость Резервного банка Индии рассматривается как столп современной экономики. Но концепция независимости центрального банка глубоко ошибочна. В конце концов РБИ выполняет критические функции - контролирует базовую денежную массу, устанавливает процентные ставки, регулирует банковскую деятельность и выступает в качестве кредитора последней инстанции. Эти функции не могут осуществляться независимо от фискальной и другой экономической политики.

Поддержка независимости РБИ основывается на двух предположениях: единственной целью денежно-кредитной политики должна быть стабильность цен, и усилия на этом фронте должны быть изолированы от политического давления, с которым сталкиваются правительства, стремящиеся достичь своих собственных целей. Результатом является то, что в конечном итоге за финансовые рынки отвечают банки, а не власти, которые подотчетны общественности.

Но действия правительства Нарендры Моди не направлены на то, чтобы объединить денежно-кредитную политику с умными финансовыми и экономическими политиками, дабы более эффективно удовлетворять потребности общественности. Вместо этого они представляют собой близорукую попытку укрепить позицию правящей партии "Бхаратия джаната" перед предстоящими выборами.

Бхаратия джаната находится под сильным давлением. Несмотря на быстрый рост ВВП, индийская экономика остается хрупкой. Рост занятости медленный или формальный, дефицит текущего счета растет, а потоки капитала неустойчивы. Производители и потребители сталкиваются с серьезным дефицитом ликвидности, и, когда банки пытаются справиться с растущими портфелями неработающих активов, кредитные потоки высыхают. В результате инвестиции продолжают снижаться, а многие малые и средние предприятия - костяк экономики - находятся на грани краха.

Эти проблемы строились более 15 лет назад, когда правительства начали принуждать государственные коммерческие банки к долгосрочному кредитованию, которое должно было стать защитой банков развития (которые были ликвидированы во время экономической либерализации Индии). Кроме того, поощрялись и другие виды кредитования, которые были связаны с тем, что на 5000 крупных заемщиков приходилось 90% от общего объема активов, и более половины всех банковских кредитов в Индии. Недавнее банкротство крупного теневого кредитора IL & FS усугубило ситуацию.

Правительство Нарендры Моди, возможно, и не создало вышеперечисленных проблем, но оно не сделало ничего для их решения, несмотря на обещания обеспечить быстрый рост занятости, искоренить коррупцию и оздоровить банковскую систему. Его проект демонизации оказался катастрофой, нанеся огромный ущерб гражданам, особенно рабочим, зарабатывающих на жизнь в теневом секторе. Плохо продуманный и реализованный налог на товары и услуги создал дальнейший хаос и экономический кризис.

Когда подходят очередные выборы, правительство Моди стимулирует экономику и оживляет инвестиции большим расходованием государственных средств. Но для этого требуется выдавать больше кредитов - условие, которым РБИ, сосредоточенный на разгребании безнадежных долгов и принуждении банков действовать осмотрительно, неоднократно пренебрегал.

По теме

Вместо этого, впервые в истории независимой Индии, правительство Моди задействовало раздел 7 Закона о РБИ, который дает правительству возможность выдавать указания центральному банку, включая смягчение ограничений на кредитование, внесение изменений в пруденциальные нормативы, позволяющие предоставлять больше кредитов, предоставление единого окна для кредитования малых предприятий и ослабление ограничений на иностранные портфели корпоративного долга одной компании. Правительство также хочет запустить руку непосредственно в резервы РБИ для финансирования собственных расходов.

Это вызвало резкую критику авторитетного экономиста, замгубернатора РБИ Вирала Ачарья, который публично заявил, что если правительство нарушит автономию банка путем «рейдерства», оно столкнется с гневом финансовых рынков. Ответ резко контрастирует со смиренным признанием губернатора Уржита Пателя о демонизации, несмотря на то, что он заранее не был проинформирован о плане.

Критика Ачарьи требований правительства тем более удивляет, учитывая собственную роль RBI в финансировании неработающих активов. Даже Федеральная резервная система США признала, что если центральный банк частично несет ответственность за кризис, он должен быть готов внести свой вклад в эту резолюцию, разрешив правительству монетизировать часть своего дефицита и расширив собственный баланс.

В нынешнем виде правительство имеет большой бизнес в своем уголке. Предположительно, многие компании с просроченной задолженностью хотят получить доступ к новым кредитам, хотя список крупных корпоративных «умышленных неплательщиков», представленных правительству Моди четыре года назад предшественником Патела Рагурамом Раджаном остается секретным, несмотря на просьбы парламента и распоряжения Верховного суда. Мы знаем, что некоторые бизнес-тяжеловесы Индии, такие как Tata и Adani, также надеются извлечь выгоду из идеи списать кредиты энергетического сектора.

Противоречие между правительством Моди и RBI не является проблематичным из-за риска нарушения независимости центрального банка. Это проблематично, потому что правительство Моди не борется за защиту больших общественных интересов, а, скорее, возрождает безответственное банковское кредитование, защищает своих друзей и получает голоса.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.11.2018 14:38
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх