Версия // Бизнес // Стратегия поддержки бедных стран в кризис имеет серьезные недостатки

Стратегия поддержки бедных стран в кризис имеет серьезные недостатки

6383

Долговое бремя

В разделе

Пандемия Covid-19 распространилась по всему миру и не закончится, пока не будет повсеместно взята под контроль. Следовательно, предпринимаются международные усилия по поддержке беднейших стран мира. COVAX, многосторонняя инициатива под патронажем Всемирной организацией здравоохранения и Гави, Альянсом вакцин, организует закупки вакцин для справедливого распределения среди развивающихся стран.

Эта полезная программа уже собрала около 2 миллиардов долларов, но для выполнения миссии потребуется дополнительное финансирование. По состоянию на декабрь 2020 года большинство богатых стран мира заказали достаточно доз для трехкратной вакцинации населения, тогда как 90% людей в беднейших странах мира вряд ли получат вакцину до 2022 года. Хотя любая дополнительная поддержка для бедных стран определенно помогла бы, просто ресурсов для удовлетворения всех потребностей просто не хватает. Таким образом, все доступные ресурсы необходимо будет направить как можно более эффективно и действенно на борьбу с пандемией.

Хотя многие комментаторы призывали к облегчению долгового бремени, чтобы высвободить ресурсы в бедных странах, приостановка платежных обязательств почти наверняка не самый эффективный вариант. В мае прошлого года «Группа двадцати» в координации с Международным валютным фондом и Всемирным банком выступила с Инициативой по приостановке обслуживания долга (DSSI). К декабрю 2020 года около 40 стран, имеющих право на получение помощи, получили отсрочку по обслуживанию долга на сумму около 5 миллиардов долларов, которое должно было быть произведено до июня 2021 года.

Проблема этого подхода в том, что потребности бедных стран не сильно коррелируют с их уровнем долга. Ни долг, ни затраты на обслуживание - в абсолютном выражении или в процентах от ВВП - не являются хорошим показателем относительных потребностей страны. Поскольку приостановление долга вознаграждает страны независимо от того, имеют ли они хорошие или плохие макроэкономические показатели, нет гарантии, что это приведет к выделению большего количества ресурсов там, где они больше всего необходимы для борьбы с Covid-19.

Действительно, согласно DSSI отсрочка должна предоставляться только кандидатам, которые провели реформы в рамках программы МВФ или иным образом приняли экономическую политику, которая считается подходящей для устойчивого роста. Однако на практике безотлагательность ситуации перевесила эти условия.

Долг Замбии, которая получала отсрочки восемь раз между 1983 и 2002 годами, вырос с 21% ВВП до 120%, а теперь обязательства по обслуживанию долга на 165,4 миллиона долларов (0,7% ВВП) и вовсе приостановлены в соответствии с DSSI. Тем не менее в ноябре 2020 года Замбия объявила дефолт.

Опыт Замбии указывает на другую проблему с использованием списания долгов для помощи бедным странам. В случаях, когда долг высок, отсрочка просто позволяет другим, менее терпимым кредиторам получить больше платежей до дефолта заемщика.

Эти «другие» могут представлять из себя как суверенных кредиторов, так и кредиторов частного сектора, которые не согласились участвовать в инициативе по облегчению долгового бремени. Замбия продолжала обслуживать свои долги вплоть до дефолта. Теперь, когда кредиторы страны соглашаются на реструктуризацию долга, сумма, доступная для компенсации, окажется меньше, чем была бы, если бы обслуживание долга было приостановлено раньше.

По теме

В случае DSSI 33 страны с наибольшей задолженностью, должны около четверти своего государственного долга Китаю - крупнейшему официальному кредитору в мире. Хотя Китай подписался под инициативой и предоставил некоторое облегчение бремени долга, он сделал это на иных условиях, чем другие участники DSSI. Хуже того, большинство кредиторов частного сектора вообще не подписались.

Еще одна причина подвергнуть сомнению стратегию облегчения бремени долга заключается в том, что нет никаких гарантий, что средства будут использованы для расходов, связанных с Covid-19. Рассмотрим Южную Африку, которая не имеет права на поддержку DSSI. Как и Замбия, она резко увеличила свой долг - с 22% в 2008-09 годах до 82% в текущем финансовом году. Сейчас, в условиях финансового кризиса, ожидается, что в этом году его дефицит достигнет 15% ВВП. Хотя правительство Южной Африки обвиняет Covid-19 в нынешних финансовых трудностях, реальная проблема заключается в том, что за последнее десятилетие расходы ЮАР выросли без соразмерного увеличения доходов.

Учитывая, что Южная Африка столкнулась бы с трудностями с обслуживанием долга даже без Covid-19, облегчение долгового бремени, вероятно, не высвободит много ресурсов для борьбы с пандемией. Можно с уверенностью предположить, что некоторые страны, которые уже получили помощь, находятся в одной лодке.

Из-за этих недостатков для богатых стран было бы гораздо лучше направить имеющиеся ресурсы непосредственно на расходы, связанные с пандемией, либо путем покупки вакцин, средств индивидуальной защиты и других предметов первой необходимости и отправки их туда, где они необходимы (модель COVAX), либо путем прямого финансирования внутренних закупок. Таким образом страны с высоким уровнем долга все еще могут получить поддержку, но она пойдет на самые срочные расходы, в то время как платежные обязательства перед другими кредиторами и необоснованные бюджетные расходы, возможно, придется отложить. Тогда МВФ мог бы поддерживать страны с неприемлемым долговым бременем обычным способом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.02.2021 12:30
Комментарии 0
Наверх