Версия // Общество // Стоянки в Москве придётся оплачивать через кассы, мимо них ежегодно проходят сотни миллионов рублей

Стоянки в Москве придётся оплачивать через кассы, мимо них ежегодно проходят сотни миллионов рублей

1999

Парканутые правила

На смену парковщикам должны прийти автоматы. Фото: Борис Кремер
В разделе

Столичные власти собираются принимать плату за парковку в городе через СМС-сообщения. Существующее положение тоже не даёт скучать: в ближайшем будущем деньги за машино-место должны принимать посредством кассовых аппаратовВ то же время, по самым скромным подсчётам, мимо городской казны проходит около 140 млн. рублей, взимаемых с автолюбителей поставить машину в центре города. Департамент транспорта и связи, генерирующий нововведения, пока лишь разводит руками и надеется, что инновации позволят увеличить поступления.

Собирать деньги с желающих постоять у обочины – способ заработать вполне в стиле Остапа Бендера. Сегодня в Москве действует порядка 130 парковок на 5 тыс. мест (Эти парковки принадлежат ГУП «Городская служба платных парковок» (ГУП ГСПП) и обслуживаются 23 частными компаниями – так называемыми операторами парковочной деятельности. Ещё несколько парковок общим числом на 4 тыс. машино-мест обслуживаются фирмами, работающими по прямым договорам с правительством Москвы. Все остальные парковки, существующие в городе, действуют нелегально.

Отличить настоящую парковку от нелегальной просто только в теории. Как объясняет заместитель главы ГУП ГСПП Вячеслав Климов, въезд на городскую платную парковку должен быть оборудован дорожным знаком, обозначающим стоянку. Помимо этого должны быть установлены информационные табло с режимом работы парковки, способом постановки автомобиля. Также должны быть указаны координаты организации, отвечающей за парковку, и номер «горячей линии» ГУП ГСПП (тел. 495-609-29-93). Кроме того, на официальной парковке всегда есть яркая дорожная разметка – пожалуй, эту отличительную черту подделать сложнее всего.

Одежда нелегалов, а попросту аферистов, зачастую полностью копирует униформу подлинных парковщиков: тёмно-зелёные брюки, куртка и светоотражающая жёлто-зелёная накидка с тарифной сеткой на спине продаются в магазинах спецодежды «без рецепта». Отличия в карманах. У легального парковщика должно быть служебное удостоверение организации, которая обслуживает парковку, причём номер удостоверения должен совпадать с номером на жетоне или нагрудном знаке. Кроме того, он должен по требованию предъявить копию ордера с количеством машино-мест и копией печатей ГУП ГСПП и Департамента транспорта и связи Москвы.

Да, и это самое главное: в ближайшем будущем в обмен на плату за стоянку парковщик, у которого с собой должен быть переносной контрольно-кассовый аппарат, выдаст чек. Если предложит квитанцию, пусть даже с печатями и гербами правительства Москвы, можете быть уверены: вы отдали деньги просто так, это нелегальная парковка.

Есть ещё один способ понять, где в результате окажутся заплаченные за парковку деньги – в московском бюджете или в кармане мошенника, – предлагаемый тариф.

Выданный парковщиком чек нужно положить под лобовое стекло автомобиля. Благодаря этому сотрудники УВД заодно проверяют работу парковщиков. Если же вы заподозрили мошенничество, можно смело не платить и обращаться к сотруднику милиции.

Впрочем, через полгода, обещают столичные власти, город и вовсе сможет избавиться от мошенников. «На стоянках будут расставлены так называемые паркоматы – они позволят производить оплату по безналичному расчёту. Карточки будут продаваться и продлеваться по всему городу, так что проблем это не вызовет», – обещает Климов. Сегодня в Москве в тестовом режиме уже работают шесть подобных машин. Все они расположены на парковках на Тверской улице. «В не очень далёком будущем мы планируем ещё одно нововведение – оплату парковки через СМС», – поделилась Мария Проценко.

По планам правительства, доходы от парковок в будущем должны приносить ощутимые средства в бюджет. В ГУП ГСПП считают, что это возможно. «Мы ведём статистику по нашей «горячей линии». Большинство вопросов, которые на неё поступают, относятся к правилам парковки. Легальностью тех или иных тарифов интересуются только 2-3% звонящих», – рассуждает Вячеслав Климов. Однако цифры поступлений в бюджет за прошлый год не впечатляют. Так, в 2006 году, по данным ГУП ГСПП, в бюджет было передано 50% всех сборов – 50 млн. рублей. Другими словами, за год работы 129 парковок было собрано 100 млн. рублей. Значит, одно Машино-место приносило 57 рублей в день. То есть, если брать по среднему тарифу – 30 рублей в час, в день это место было занято меньше двух часов.

Сказать, что доля этой суммы в бюджете малозаметна, было бы слишком дипломатично: она составляет меньше шести тысячных общих доходов столицы в прошлом году, при том, что весь бюджет составил 756 917 млн. рублей. На них можно построить максимум 2 километра дороги, если считать, что 1 километр качественного дорожного полотна в России обходится в 1 млн. долларов. Или можно отремонтировать около 15 километров дороги: по подсчётам специалистов, 1 километр стоит от 2,5 до 5 млн. рублей.

Другой вопрос: насколько нынешние поступления соответствуют истинным оборотам стояночного бизнеса? Попробуем прикинуть. Время работы типичной городской парковки – 8 часов: с 9 утра до 7 вечера. В центре города в эти часы на ней редко можно найти свободное место. Значит, за год одна парковка стоимостью 40 рублей в час, способная принять, скажем, 30 машин одновременно, приносит около 3,5 млн. рублей. Из списка городских парковок около трети как раз расположены в центре. По самому примитивному расчёту, доход от них должен быть больше 140 млн. рублей. В чём же дело? «Парковочный бизнес – далеко не самый кристально чистый. Из доходов парковок берут на всех уровнях – от самого парковщика, который не отдаст всю свою выручку, и выше», –предполагает президент правовой комиссии защиты автовладельцев Виктор Травин. Остаётся надеяться, что чеки помогут хотя бы частично решить эту проблему. А с вводом СМС-платежей она может и вовсе исчезнуть.

Правительству Москвы останется справиться лишь с законодательным пробелом. Дело в том, что наказать автовладельца за неуплату на парковке невозможно. Ведь подобное нарушение не прописано ни в правилах дорожного движения, ни в Кодексе административных правонарушений, ни в Уголовном кодексе. «По сути, плата за парковку – это торговля воздухом. Ведь вы с парковщиком не заключаете никакого типового договора, он не несёт никакой ответственности за вашу машину. Вы даже не показываете ему документы, чтобы эту машину забрать. А в таком случае кому можно пожаловаться на вас за неуплату? Милиционер ничего сделать не может: состава преступления нет – ведь вы ничего не украли. Сотрудник ГИБДД тоже лишь пожмёт плечами, потому что для него это не нарушение», – размышляет Травин.

Пока в ГУП ГСПП соглашаются только с доводами адвоката. «Действительно, привлечение за неуплату – очень громоздкая и сложная процедура. Но нарушение есть – ведь при въезде на парковку стоят щиты с условиями, значит, это нарушение так называемого публичного договора, с условиями которого вы согласились, когда пересекли границу парковки», – говорит Климов. Пока в столице прецедентов по привлечению к ответственности за неуплату на парковках не было. Но эта ситуация тоже вскоре может измениться. «Документ по привлечению к ответственности уже подготовлен и лежит в Мосгордуме. Более того, московское правительство уже инициировало внесение поправок в федеральное законодательство», — констатирует Климов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2007 15:55
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх