Версия // Власть // Стиль работы экс-министра обороны повторяет глава ФТС Бельянинов

Стиль работы экс-министра обороны повторяет глава ФТС Бельянинов

5453

Таможня имени Сердюкова

Глава таможенной службы Андрей Бельянинов никогда не упустит своего. фото: ТАСС
В разделе

В очередном расследовании известного журналиста Марата Хайруллина по поводу ситуации, сложившейся на российской таможне, приводятся неизвестные ранее подробности знаменитого дела о попытке контрабанды итальянских броневиков «Ивеко» и новой истории с ввозом в Россию армянского самолёта Ил-76.

Я встречаюсь с депутатом Государственной думы, заместителем председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрием Горовцовым. Разговор вновь идёт о российской таможне:

– Знаете, я уже более трёх лет занимаюсь противодействием коррупции в таможенной сфере. И лично меня не покидает ощущение какого-то бесконечного дежавю, – говорит Дмитрий Евгеньевич. – Даже методы правонарушений не меняются: как только пресекается противоправная деятельность в одном вопросе, так они ровно по тем же схемам проводят новую. Вот сейчас очень много говорят о нежелании Франции передавать России «Мистрали», забыв при этом, что данный контракт мы критиковали с самого начала – наша оборонка способна построить технику ничуть не хуже! В этой связи, думаю, нелишне вспомнить и о втором грандиозном проекте господина Сердюкова – о покупке итальянских броневиков «Ивеко». Тогда, в 2010 году, мы, небольшая группа депутатов и общественных деятелей, буквально кричали на каждом углу, что обе эти сделки не соответствуют интересам страны. И более того, в обоих случаях мы считали, что может иметь место коррупционная составляющая, и призывали провести расследование. Но тогда нас никто не слушал, а в результате теперь мы имеем то, что имеем. И по крайней мере в деле с «Ивеко» эта коррупционная составляющая уже всплыла.

Амбиции Сердюкова – «интерес» Бельянинова

Действительно, контракт 2011 года о сборке в России 1775 бронеавтомобилей общей стоимостью более 1,5 млрд долларов был даже более амбициозной задумкой Сердюкова, чем пресловутые «Мистрали». Позже, в 2012 году, экс-министр обороны активно лоббировал дополнительный контракт на поставку ещё 1200 итальянских бронемашин «Ивеко».

Однако уже в 2013 году, едва на посту министра обороны оказался Шойгу, было объявлено об отказе закупать для Российской армии эти бронеавтомобили. Причина? Как оказалось, они элементарно не подходят для нашей армии, уступая отечественным аналогам. Но так как контракт на поставку почти 2 тыс. броневиков уже был заключён, Министерство обороны вынуждено было его исполнять, чтобы не нарваться на штраф.

– По штатам военного времени одна танковая армия состоит из тысячи боевых машин, – говорит Дмитрий Горовцов. – То есть Сердюков умудрился закупить почти две армии бронеавтомобилей, которые были в итоге складированы под Воронежем, а теперь стоят и ржавеют, потому что никто не знает, что с ними делать.

В распоряжении редакции оказались документы, очень похожие на переписку, которая активно шла между ведомствами накануне заключения этого контракта. Вот выдержка из письма, внизу подпись и расшифровка – Д.В. Мантуров (в то время Денис Мантуров был заместителем промышленности и торговли): «…Обращаем ваше внимание… что в РФ на предприятии… входящем в состав ОАО «Русские машины», с 2005 года серийно выпускается продукция, соответствующая коду ТН ВЭД... в том числе многоцелевые бронеавтомобили семейства «Тигр»… По большинству своих характеристик они не уступают западным аналогам, в частности… IVECO модификации… (LMV)… Следует также принять во внимание, что в отличие от отечественных образцов… техника западного производства не проходила испытаний на территории РФ, а заявленный 3-й уровень баллистической защиты… [6 по ГОСТ] документально и экспериментально в России не подтверждены…».

По теме

Письмо датировано 5 декабря 2011 года. Иными словами, Мантуров уже тогда официально писал, что Сердюков покупает у итальянцев технику, которая давно и успешно выпускается в России. И самое главное – не стоит продвигать иностранцев за счёт снижения стоимости техники: «Минпромторг России не поддерживает предложение Минобороны России об отмене ставки ввозной таможенной пошлины на бронированные автомобили».

Как два мужика договорились

Но и это ещё не всё. Сердюков хотел не просто закупить эту никому не нужную технику, но ещё и сэкономить на этом. Потому он решил ввозить бронеавтомобили… под видом санитарных машин! Соответственно, не платя таможенную пошлину в бюджет государства, которая составляла 20% от стоимости контракта. Вот письмо на имя главы Федеральной таможенной службы Бельянинова, где за подписью и расшифровкой «А. Сердюков» следует просьба изменить код таможенного ввоза с военной техники на медицинскую. Ведь пошлина у медицинской техники 0%, а не 20. На что за подписью и расшифровкой «А.Ю. Бельянинов» следует ответ: «ФТС России считает возможным классифицировать указанные в обращении автомобили (IVECO LMV. – Ред.) в подсубпозиции 8703 33 191 0 ТН ВЭД ТС (автомобили, специально предназначенные для медицинских целей. – Ред.)», если их подмарафетят под медицинские авто. Тем и закончилось – на технику приклеили кресты, а на сиденья кинули носилки. То есть два государственных мужа между собой договорились и, что называется, ударили по рукам.

Впрочем, правительство отреагировало на этот посыл – 28 декабря 2012 года Минпромторг провёл совещание с участием «Оборонсервиса», концерна «Русские машины» и Военно-промышленной компании. Где, в частности, оборонщики прямо сказали: не надо никаких манипуляций с таможней, дайте заказ, и мы сделаем вам лучшие по качеству машины и за меньшую цену.

Дальше ещё интереснее. Подобные контракты в обязательном порядке проверяются спецслужбами в рамках оперативного сопровождения – и на том же совещании была озвучена позиция правоохранителей: мол, ребята, внимание, по нашим данным (цитирую) «…в соответствии со сведениями, полученными из Главного военно-медицинского управления Министерства обороны, в 2011–2012 годах в интересах МО по государственному оборонному заказу медицинская техника на колёсных шасси не закупалась…». И дальше правоохранители подробно описывают, что эта техника «Ивеко» (LMW), по их сведениям, может использоваться только как боевая машина. Иными словами, они уже тогда предупреждали – пожалуйста, осторожнее, эти господа (Бельянинов и Сердюков) явно что-то задумали.

В нашей стране на высшем правительственном уровне существует рабочий орган, который является одним из главных регуляторов по вопросам крупных внешних закупок, – это, в частности, правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции. В 2011–2012 годах её возглавлял первый вице-премьер Шувалов. 15 февраля 2012 года вопрос о снятии пошлины вынесли на заседание специальной подкомиссии под председательством Зубкова, где признали «нецелесообразным отмену ставки ввозной пошлины…». То есть опять-таки прямо сказали хитрым ребятам Сердюкову и Бельянинову – пожалуйста, платите в бюджет.

Но несмотря на это, казалось бы, прямое указание, 57 деклараций на бронемашины «Ивеко» были зарегистрированы со ставкой 0%.

Любимое детище главы ФТС

Горовцов показывает фото тех самых якобы санитарных машин – видно, что на броневики просто наклеили кресты. Особо впечатляют носилки, которые брошены поверх кресел в десантном отсеке. Ещё одни носилки запихнули в багажник – представляете, Сердюков, похоже, собрался эвакуировать раненых с поля боя в багажнике!

«Ущерб только по одной партии броневиков составил до 10 млн долларов. А вы представляете, какой ущерб был бы от ввоза всех 1700 машин? – говорит Дмитрий Евгеньевич. – И вот что самое интересное – вся сделка по растаможке этих автомобилей «Ивеко» проходила через знаменитую фирму «РОСТЭК». В частности,

«РОСТЭК – Московский регион».

Мы уже неоднократно писали об этой любимой структуре господина Бельянинова – настолько любимой, что он в своё время демонстративно нарушил прямое указание президента страны её ликвидировать. О теневых сделках, которые шли через РОСТЭК, мы подробно писали в прошлых номерах.

– Знаете, если в деле замешан РОСТЭК, то точно можно предполагать – сделка совершалась не в интересах государства. Ведь мы годами писали о том, что эта структура, похоже, была создана для того, чтобы уводить таможенные платежи в тень, – выражает мнение депутат. – Сейчас эта структура продолжает процветать. И об этом свидетельствует операция, которую пытались провернуть по той же самой схеме на Домодедовской таможне. Эта ситуация в очередной раз показывает, что таможня и её руководство, по-видимому, не хотят и не умеют работать эффективно и честно на благо Родины. Очень часто говорится о том, что таможня обеспечивает более 50% доходной части федерального бюджета. Но мало кто знает, что ФТС уже сорвала план по сбору платежей в первом квартале этого года – недобор составил уже около 200 млрд рублей. Раньше господина Бельянинова спасало, так сказать, тучное состояние нашей экономики – он мог вообще не работать, а благодаря огромным объёмам внешней торговли, прежде всего экспорту энергоносителей, таможня всё равно выполняла план. Даже при том, что работал РОСТЭК. Мы предупреждали годами, что так жить нельзя, расплата рано или поздно настанет. Тучные годы закончились – и сразу стало очевидно, что господин Бельянинов просто не способен справиться с ситуацией. Сегодня нужен совершенно другой управленец на этот очень ответственный участок работы.

– Ну и не менее важное, с моей точки зрения, это то, что дело с автомобилями «Ивеко» так до конца и не было расследовано, – подводит черту Дмитрий Евгеньевич. – Это очень страшное зрелище: сотни никому не нужных броневиков, стоящих на поле под Воронежем. Если посчитать, на этом поле «закопаны» все четыре «Мистраля»! И это не просто головотяпство – на этих поставках кто-то пытался откровенно нажиться. Почему мы должны прощать Сердюкова и его друга Бельянинова? Давайте всё-таки дадим правовую оценку этому факту.

На те же грабли

В качестве ещё одного примера таможенного беспредела Дмитрий Горовцов приводит ситуацию, когда в Россию через Домодедовскую таможню без уплаты таможенных платежей пытались ввезти самолёт Ил-76 министерства обороны Армении на ремонт.

– Чтобы не платить таможенный сбор, таможенники объявляют, что этот самолёт привезли в Россию временно, вроде как выставочный образец, – рассказывает депутат. – Хотя самолёт везли для ремонта и, следовательно, должны были уплатить соответствующую пошлину. И хотя сумма относительно небольшая – около 4 млн рублей, тем не менее это показывает, что таможня в нынешнем своём виде может не гнушаться буквально ничем. Я думаю, что за освобождение армянского самолёта от таможенного сбора кто-то и здесь выполнил функцию «шкуродёра». Счётная палата насчитала потенциальный ущерб федеральному бюджету в размере 3 962 993 рубля. Причём, по имеющимся документам, можно предположить, что декларантом самолёта выступала российская военная компания, а штамповал все документы таможенный пост аэропорта Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни. При этом больше всего меня возмущает, что в подобных действиях оказываются замешанными именно государственные структуры, то есть чиновники.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.07.2015 17:21
Комментарии 1
Наверх