Версия // Бизнес // США могут проиграть Китаю в войне за TikTok

США могут проиграть Китаю в войне за TikTok

7371

Часы тикают

В разделе

После обещания президента США Дональда Трампа заблокировать доступ США к TikTok китайская компания ByteDance, владеющая популярным сервисом, активизировала переговоры с Microsoft о продаже своей дочерней компании.

Конечно возможно (даже вероятно), что истинное намерение Дональда Трампа состоит не столько в том, чтобы запретить TikTok, сколько желанием вынудить продать сервис резиденту США. Трамп хочет чтобы покупатель был «очень американским», и даже размышлял о том, что покупатель должен заплатить правительству США комиссию за снижение цены вследствие озвученных им угроз.

Хотя действия Трампа могли принести краткосрочную выгоду, они создали серьезные потенциальные риски для интересов США, не говоря уже о международных и внутренних правилах торговли. В конце концов как отнесется бизнес к тому, что правительства могут давить на частные компании по своему желанию?

ByteDance был основан в 2012 году 29-летним Чжаном Имином, который в свое время создал собственную историю, подобную Марку Цукербергу из Facebook*, Илону Маску из Tesla, Джеффу Безосу из Amazon и покойному соучредителю Apple Стиву Джобсу. Чжан – интернет-предприниматель, который участвовал в создании нескольких других интернет-компаний, включая 99fang.com, онлайн-платформу для поиска и продажи недвижимости.

ByteDance имеет ряд популярных цифровых продуктов в Китае, включая агрегатор новостей на китайском языке Toutiao, который похож на Google News. Но его самый известный продукт в США, Индии и более чем 140 других странах - это TikTok, который позволяет пользователям быстро и легко создавать, редактировать и публиковать короткие видео. Приложение чрезвычайно популярно (некоторые могут сказать, что вызывает привыкание), особенно среди молодежи. Это было одно из самых загружаемых приложений для социальных сетей в 2018 и 2019 годах, и оно также использовалось в образовательных целях. В Китае и Индии с его использованием созданы популярные учебные программы для изучения английского языка и американской культуры.

Благодаря эффективному алгоритму видеорекомендации и функции, которая позволяет пользователям выражать одобрение создателям контента, приложение за очень короткий промежуток времени породило новый класс самозанятых интернет-предпринимателей. Многие люди теперь зарабатывают на жизнь, создавая ролики в TikTok. Вскоре TikTok стал конкурентом WeChat в Китае, а также YouTube и Facebook в США и других странах.

Предвидя чувствительность США к китайскому цифровому продукту, ByteDance предприняла несколько шагов, чтобы выделить TikTok в отдельную организацию. Помимо прочего, он хранит все данные пользователей из США на серверах в этой стране (хотя и с резервной копией в Сингапуре), и нанял Кевина Майера, бывшего руководителя Disney, в качестве генерального директора. Администрация Трампа считает эти меры недостаточными, утверждая, что данные пользователей из США отправляются, или будут отправлены, правительству Китая. Но США еще не представили доказательств этой точки зрения.

Принуждение к продаже TikTok «очень американскому» покупателю поставит под угрозу многие американские фирмы на китайском рынке. В Китае работает больше американских компаний, чем китайских в США. Только в 2019 году новые инвестиции США в Китай составили 14 млрд долларов, увеличившись на 1 млрд долларов с 2018 года по сравнению с менее чем 6 млрд долларов китайскими инвестициями в США. К 2018 году совокупные инвестиции США в Китай выросли примерно до 269 миллиардов долларов, что почти вдвое превышает 145 миллиардов долларов китайских инвестиций в США.

По теме

Более того, американские производственные гиганты, такие как General Motors, General Electric, DuPont, Merck, Pfizer, Eli Lilly, Bristol Myers Squibb, Boeing, Nike, Coca-Cola, Procter & Gamble, и крупные сервисные фирмы, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley, Microsoft, Starbucks, KFC и McDonald's активно работают в Китае. Их бизнес в Китае может приносить до 30% их глобальной прибыли.

Если Китай зеркально ответит на гамбит Трампа - утверждая, без предоставления доказательств, что некоторые транснациональные корпорации США представляют потенциальную угрозу национальной безопасности, - он может заставить их продавать свои подразделения «очень китайским» покупателям. Хотя китайское правительство еще не сделало этого, риск возрос.

Вторым серьезным риском является то, что США могут потерять поддержку внутри Китая. Когда сменяющие друг друга администрации США предъявляют требования в отношении прав человека, верховенства закона, права на интеллектуальную собственность, обмен информацией и изменение климата, многие китайские предприниматели, ученые и другие люди поддерживают их. Многие китайцы хотят учиться у американцев, чтобы продвигать эти цели у себя в стране.

Но когда США атакуют TikTok и другие частные китайские компании, это вызывает совсем другую реакцию. Действия Трампа выглядят как нападение на само китайское предпринимательство и ослабляют позиции в Китае тех, кто отстаивает рыночную экономическую модель. Зачем возиться с международными нормами, если предполагаемый сторонник действует по закону джунглей?

Если бы у США были доказательства того, что TikTok представляет угрозу для частной жизни или национальной безопасности, они могли бы поступить иначе. Например, правительство США могло уведомить ByteDance о том, что хранения данных пользователей в США недостаточно, а затем предоставить владельцу компании достаточно времени для того, чтобы продать ее на открытом рынке, вместо того, чтобы принуждать к передаче «очень американскому» покупателю. В равной степени приемлемыми должны считаться британские, австралийские, канадские, французские, сингапурские или японские фирмы. И ради будущего бизнеса компания заслуживает шанс получить справедливую цену.

Этот альтернативный подход позволил бы избежать вопиющей экспроприации - и сопутствующих рисков, - которые сейчас кажутся вероятными. По сути Трамп делает то, в чем США давно обвиняют Китай: неуважение к частной собственности, попрание презумпции невиновности и использование непрозрачных правил для блокировки деятельности компаний.

У администрации Трампа еще есть время изменить курс и избежать нанесения ущерба интересам США. Но часы тикают.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.08.2020 11:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх