Версия // Власть // Справившись с ресурсным проклятьем, Ливан станет примером для других стран региона

Справившись с ресурсным проклятьем, Ливан станет примером для других стран региона

3350

Распечатать кубышку

В разделе

После двух с половиной лет без президента парламент Ливана наконец-то утвердил Мишеля Ауна на пост главы государства. Теперь Ливан может заняться развитием нефтяной отрасли. Ряд политиков уже предвкушают, как доходы от продажи углеводородов придадут импульс экономике страны, которая пострадала от плохого политического и экономического управления и гражданской войны в Сирии.

Потенциально запасы нефти и газа Ливана действительно могут преобразить страну, а также создать модель, которой будут следовать другие нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Но политики должны помнить о четырех основных рисках. Во-первых, цены на нефть и газ являются неустойчивыми, и будущее ископаемых видов топлива весьма неопределенное. Цены на нефть и газ снизились примерно на 60% с июня 2014 года, и маловероятно, что они восстановятся в среднесрочной перспективе. Мы в эпохе «новой нормальности», когда цены на нефть определяются в том числе и  альтернативными источниками энергии.

Во-вторых, объем извлекаемых запасов углеводородов Ливана не определен. Не менее важно, что даже при самых оптимистических сценариях потенциал страны по управлению добычей нефти и газа и их распределением также является неопределенным.

В-третьих, продолжающиеся территориальные споры в регионе — и отсутствие согласованных морских границ с Кипром, Израилем и Сирией — создают правовую неопределенность о том, кто владеет прибрежными территориями и может использовать шельфовые нефтяные и газовые запасы.

В-четвертых, лидерам Ливана придется иметь дело с дисфункциональной политикой и бюрократическим аппаратом, которые, вероятно, будут пресекать попытки управлять своими природными ресурсами прозрачно и на устойчивой основе.

Таким образом, можно ли Ливану избежать ресурсного проклятия, от которого пострадали многие его ближневосточные соседи?

Международный валютный фонд оптимистично оценивает потенциальные доходы от продажи нефти и газа Ливана. Как только начнется добыча, доходы от продажи природных ресурсов будут составлять около 2,8% ВВП страны, а на пике достигнут около 9% государственных доходов.

Но даже если нефтяные и газовые месторождения будут проданы с аукциона почти сразу же, в 2017 году, а затем на них начнется добыча, доходы не начнут поступать в бюджет до 2022 года. Манна небесная не обрушится на Ливан.

Между тем новому руководству Ливана придется решать насущные фискальные проблемы, среди которых дефицит бюджета в размере 8,1% от ВВП в 2016 году и государственный долг на общую сумму 144% от ВВП — один из самых высоких в мире. Это означает, что Ливан должен пройти сильные фискальные корректировки, и что от будущих доходов от продажи нефти и газа страна получит лишь часть.

Но перед руководством Ливана стоит и более важный вопрос, поскольку стране необходимо создать основу для управления своим ископаемым топливом. По опыту других стран, богатых природными ресурсами, можно судить о том, что при отсутствии надлежащего управления — сильных институтов, верховенства права, эффективных правил — добыча сырья в Ливане, скорее всего, приведет к увеличению коррупции.

Ставки для Ливана высоки. Страна может измениться, если обдуманно и эффективно распорядится своим нефтегазовым богатством. Или же ресурсы могут стать проклятием, которое укоренит откаты, кумовство, коррупцию и неравенство.

Нефть и газ Ливана принадлежат всем гражданам, как ныне живущим, так и будущим поколениям. Если новое руководство будет принимать решения на основе национального консенсуса — и в рамках структуры управления, которая обеспечит прозрачность, раскрытие информации и подотчетность — проклятие будет побеждено. А другие страны в регионе, видя такой успех, стремились бы подражать Ливану.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2016 09:40
Комментарии 0
Наверх