Версия // Общество // Социальные сети уносят миллиарды рублей прибыли у компаний

Социальные сети уносят миллиарды рублей прибыли у компаний

2203

Одноклассники.пру

Учёные так и не выяснили, что лучше: периодические перекуры с коллегами или непрерывное сидение в соцсетях Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Помните, как в старом советском фильме «Служебный роман» герои статистического учреждения непременно начинали свой рабочий день с наведения марафета, а также с обсуждения последних сплетен? В современных офисах таким непременным ритуалом стало использование социальных сетей и мессенджеров (ICQ, Skype и др.). Последнее время при приёме на работу соискателям то и дело приходится слышать о жёстких санкциях, грозящих за нарушение запрета на использование развлекательных ресурсов Сети. Желание работодателей заставить своих сотрудников с максимальной пользой проводить рабочее время сегодня превратилось в отдельный бизнес, на котором неплохо зарабатывают разработчики всевозможного программного обеспечения.

Так, по результатам опроса портала SuperJob.Ru, контролируют переписку своих сотрудников по электронной почте 28% российских компаний, 7% отслеживают коммуникации при помощи интернет-мессенджеров, а 3% – общение по Skype.

Однако данные последних исследований свидетельствуют: всевозможные запреты на ограничение использования Интернета не только не помогают работе, а, напротив, снижают производительность.

Как говорится в отчёте британского исследовательского центра Demos, использование социальных сетей подталкивает сотрудников к более тесному и доверительному общению друг с другом, а также с клиентами. По мнению автора исследования Питера Брэдуэлла, социальные ресурсы Интернета следует не запрещать, а использовать в интересах бизнеса.

Надо заметить, что в последнее время о пользе социальных сетей объявили сразу несколько исследовательских центров. Так, по словам вице-президента компании Gartner Кэрол Розуэлл, блокировка доступа к социальным сетям в современном мире, где Интернет проник во все сферы деятельности человека, оказывается попросту бесполезной. А вот использование подобных ресурсов, напротив, может помочь налаживанию новых контактов. С такими выводами согласны и эксперты из Robert Half Technology, которые отмечают, что сотрудники компаний, где доступ к социальным сетям открыт, работают на 1,5% продуктивнее, чем те, кто лишён такой возможности.

Впрочем, убедить работодателей в бесполезности запрета на использование социальных сетей пока не удалось. Как отмечают в Robert Half Technology, в США 54% компаний закрывают для своих сотрудников доступ к таким ресурсам, как Facebook*, Twitter, MySpace, LinkedIn и др. Примечательно, что лишь 10% из 1400 участвовавших в опросе руководителей фирм признались, что разрешают своим сотрудникам в рабочее время пользоваться социальными ресурсами Сети.

Необходимость введения подобных запретов руководители объясняют просто: бесцельное времяпрепровождение в Сети отвлекает человека от выполнения своих непосредственных обязанностей. Надо сказать, что эта точка зрения не лишена определённых оснований: как отмечается в исследовании Nucleus Research, около 77% работников различных компаний признались, что посещают свою страницу на Facebook в рабочее время. При этом 87% из них заходят на сайт вовсе не для того, чтобы наладить более тесные связи со своей клиентурой.

Несмотря на то что в России развитие Интернета существенно отстаёт от США, социальные сети пользуются такой же популярностью, так что большинство работодателей также начали задумываться о необходимости введения запретов. Так, по данным международной исследовательской группы TNS, в августе нынешнего года суммарная аудитория восьми крупнейших отечественных социальных сетей – «Мой круг», «МойМир@Mail.Ru», «Одноклассники», «В контакте», «Друзья», Memori.Ru, TourOut.Ru, «В кругу друзей» – составила 20,2 млн. человек, или 88% всех пользователей социальных сетей в стране. При этом, по данным компании comScore, россияне оказываются самыми фанатичными пользователями соцсетей в мире: в среднем в России каждый любитель подобных сайтов проводит на них по 6,6 часа в месяц, просматривая при этом 1307 страниц. Примечательно, что соцсетями увлечена большая часть (59%) всей отечественной интернет-аудитории.

По теме

«Конечно, избежать таких ситуаций, когда сотрудники используют рабочее время не по назначению, проще всего именно с помощью запрета. Но если сотрудники не мотивированы на активную работу, если не на 100% вовлечены в производственный процесс, то запрет на соцсети скорее всего приведёт к тому, что они просто найдут себе другое занятие, которым будут убивать рабочее время», – считает президент рекрутингового портала SuperJob.Ru Алексей Захаров.

По оценкам эксперта, нынешние работники проводят в соцсетях не менее 10% своего рабочего времени.

« Мне такой способ кажется вполне целесообразным, хотя я, застав своих сотрудников за приятным времяпрепровождением на сайте соцсети, потратил бы скорее силы и время на анализ бизнес-процессов», – резюмирует Захаров. «Участие во внешних социальных сервисах действительно отнимает производственное время у большинства сотрудников. Редким исключением могут стать отделы маркетинга или PR-службы, потому что они освещают деятельность компании», – соглашается гендиректор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков.

Куда более серьёзной, нежели пустая трата времени работников, по его словам, может стать проблема возможной утечки конфиденциальной информации.

Утечка информации и правда может нанести серьёзный удар по бизнесу компании. По данным исследования, проведённого по заказу компании Morse, специализирующейся на IT-услугах, невинные на первый взгляд сетевые развлечения британских служащих обходятся стране в 2,3 млрд. долларов ежегодно.

Эта сумма складывается не только из потраченного впустую рабочего времени, но также и из убытков, полученных компаниями в результате размещения в Сети секретной информации или данных, порочащих честь фирмы.

Например, как указывается в исследовании, недавно работники компании Currys, специализирующейся на торговле электронными товарами, и сотрудники журнала PC World разместили в Facebook оскорбительные отзывы о клиентах своих компаний. А работники British Airways в прошлом году в соцсетях активно жаловались на американских пассажиров. В результате руководителям компаний нередко приходится публично извиняться перед оскорблённой стороной.

Очевидно, однако, что подсчитать величину именно финансового ущерба в этом случае оказывается достаточно сложно: едва ли можно себе представить массовый отток клиентуры у какой-либо авиакомпании только из-за того, что в Интернете появились негативные отзывы о пассажирах.

Не стоит забывать и о том, что для работников ряда профессий, таких как журналисты, менеджеры продаж, пиарщики, времяпрепровождение в соцсетях может оказаться не только полезным, но и даже экономически выгодным для компании.

«В тех компаниях, где общение по ICQ, например, с региональными представительствами или клиентами из других городов закреплено стандартами, многие деловые процессы проходят быстрее. Да и счета за междугородные и международные разговоры гораздо скромнее получаются. Впрочем, принимать решение о том, блокировать доступ к социальным сетям или нет, нужно основательно, учитывая огромное количество нюансов», – считает HR-консультант центра «Сотрудники плюс» Марина Зимина.

Вместе с тем, по её словам, разговоры о том, что результативность работы напрямую зависит от количества потраченного на неё времени, выглядят абсолютно несостоятельно. «Это как в школе: кто-то из ребят быстро справляется с выполнением заданий учительницы, а кому-то не хватает и урока», – отмечает эксперт.

Вообще, по мнению аналитиков, злоупотребление соцсетями во многом происходит из-за того, что людям на работе действительно нечем заняться либо у них отсутствует мотивация. «Запрещать пользоваться социальными сетями в рабочее время абсолютно бессмысленно. Не было раньше ни Интернета, ни «Одноклассников», и люди находили, чем себя занять на работе, – констатирует главный редактор компании «Медиа Дэйли» и социальных сетей «Мои города» и «SchoolOut» Михаил Коновалов. – Такие проблемы нужно решать не запретами, а правильной организацией труда и постановкой задач». Интересно заметить, что, по мнению аналитиков, в ближайшее время будет отчётливо проявляться тенденция по переформатированию самих социальных сетей: на смену сегодняшним ресурсам так называемого general interest будут приходить «нишевые» сайты, предполагающие общение только определённого круга людей, например врачей или журналистов. «И вот здесь уже совсем другой разговор. В таком случае конкретная социальная сеть может принести большую пользу как самому работнику для налаживания профессиональных контактов и повышения квалификации, так и, конечно, компании в целом», – отмечает Михаил Коновалов.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.01.2010 11:46
Комментарии 0
Наверх