Версия // Общество // Соавтора гимна Евросоюза, гениального дирижёра фон Караяна, настигло нацистское прошлое

Соавтора гимна Евросоюза, гениального дирижёра фон Караяна, настигло нацистское прошлое

13475

Музыка фюрера

Герберт фон Караян считается гением мировой музыки. О его нацистском прошлом постарались забыть
В разделе

Маэстро Герберта фон Караяна называли главным дирижёром Европы,и вполне логично, что именно он стал затем соавтором гимна Евросоюза. Теперь музыкальный символ современной Европы хотят поменять на новый. Почему? Оказывается,из-за нацистского прошлого Герберта фон Караяна. Инициатором полемики, развёрнутой в прямом эфире France Musique, оказался французский музыковед Эстебан Буш,автор книги о Девятой симфонии Людвига ван Бетховена – произведения, которое и стало, собственно, гимном единой Европы.

Герберт фон Караян, считающийся лучшим интерпретатором Девятой симфонии за всю историю её исполнения (как и всех симфоний Людвига ван Бетховена) и обладающий колоссальным, почти гипнотическим влиянием не только на музыкальные, но и политические элиты в послевоенной Европе, решил отредактировать одну из частей сочинения немецкого композитора. Маэстро замедлил темп и изменил оркестровку, став в начале 1970-х годов соавтором гимна ЕС.

Однако на фоне нынешнего роста популистских настроений в Евросоюзе, что наглядно показали завершившиеся недавно выборы в Европарламент, в очередной раз была запущена история о связях Герберта фон Караяна с фашистским режимом. Влиятельные персонажи из ЕС всерьёз обсуждают, достойно ли выглядят современные евроценности, если к их редактуре прикасалась рука нацизма.

Wunder Karayan

Триумф одного из величайших дирижёров минувшего века состоялся 21 октября 1938 года. По приглашению Берлинской государственной оперы 30-летний Герберт фон Караян дирижировал на родине Вагнера оперой «Тристан и Изольда». На музыканта обратили свой взор первые лица рейха, присутствовавшие на спектакле, – министр-президент Пруссии Герман Геринг, курировавший культуру Йозеф Геббельс и другие. Молодой и подающий надежды дирижёр своей фигурой мог сделать привлекательным образ рейха, и рецензия в газете под заголовком Wunder Karayan, по всей вероятности инспирированная Геббельсом, решила дело.

К тому времени Герберт фон Караян вступил в ряды НСДАП. Это произошло в австрийском Зальцбурге в 1933 году. 8 апреля Караян получил партийный билет за номером 1607525, после чего почти сразу уехал в Ульм. В марте 1935 года его приняли в члены национал-социалистической партии вторично. Уже в Аахене фон Караян получает другой билет – с номером 3430914.

Членство в национал-социалистической партии открывало для Караяна безграничные возможности. Летом 1934 года австриец (на самом деле этнический грек с фамилией Караянис) подал заявление в германскую Имперскую палату культуры, в третий раз подчеркнув свою лояльность к фашистскому режиму. Вскоре его артистическим агентом в Германии стал оберштурмфюрер СС Рудольф Веддер, находившийся на прямой связи с Гиммлером. Дальше карьера пошла как по маслу. В 1935 году фон Караян стал самым молодым генеральмузикдиректором (Generalmusikdirektor) Германии, выступал в качестве приглашённого дирижёра в Брюсселе, Стокгольме, Амстердаме и других городах.

В 1935 году на день рождения фюрера фон Караян дирижировал вагнеровским «Тангейзером». Караян очень старался, постепенно превратившись в один из символов фашистской Германии. Долгие 10 лет музыкант заканчивал любые письма неизменным «хайль Гитлер».

По теме

Настоящий вождь

В последние дни войны, предчувствуя неминуемую расплату, Герберт фон Караян эмигрировал в Италию. С началом процесса денацификации (очищения общества от нацистской идеологии и выявления её проводников) для него наступили тяжёлые времена: фактический запрет на профессию. Обвинения, предъявленные ему комиссией союзников по денацификации, были нешуточными: причастность к тайной полиции, доносительство. Однако за отсутствием документальных доказательств их затем сняли.

Спас Караяна Вальтер Легге – весьма влиятельная персона в музыкальном бизнесе. Его империя охватывала две крупнейшие студии звукозаписи – His Master Voice и Columbia, а также целый ряд оркестров и музыкальных обществ. Легге в 1946 году выхлопотал для Караяна разрешение сотрудничать со звукозаписывающей фирмой EMI – дочерним предприятием Columbia. Начиная с 1949 года Караяна постоянно приглашают в La Scala для постановки немецких опер. В том же 1949 году венское Общество друзей музыки предлагает Караяну должность пожизненного директора и главного дирижёра Венского филармонического оркестра. Такого ещё не было в полуторавековой истории сего весьма почтенного музыкального учреждения!

Дальше – больше. 1954 год, La Scala: Герберт фон Караян осуществляет постановку «Лючии ди Ламмермур». В главной роли – Мария Каллас. По окончании спектакля божественная Каллас целует ему руку! И чуть ли не сразу Караяна назначают на пост художественного руководителя Венской оперы с неограниченными правами и полномочиями.

Он был настоящий вождь, по-немецки – фюрер. Нет ничего удивительного, что музыканты, боявшиеся авторитарного Караяна, шёпотом сравнивали его с Гитлером. У них и в самом деле было немало общего: целеустремлённость и сосредоточенность, соблюдение дистанции по отношению к простым смертным, аскетизм в общении с женщинами. Входя в здание Берлинской филармонии, Караян требовал, чтобы служащие выстраивались на лестнице по одному на ступеньке, а он, поднимаясь, каждому подписывал документы.

Со временем Караян стал самым записывающимся дирижёром за всю историю. На его счету 900 альбомов, включая пять комплектов симфоний Бетховена в форматах моно, стерео, видео, супервидео и «цифра». Умер маэстро в 1989 году на 81-м году жизни, оставив на счету более 300 млн долларов.

Обеление имиджа

После войны Караян утверждал, что стал наци якобы не по своей воле. Обеляя себя, Караян избрал особую тактику: у него была исключительная способность к мифотворчеству. Так, был запущен миф, что фон Караян якобы не приглянулся Гитлеру. Дескать, фюрер, обожавший Вагнера, знал все оперы этого композитора наизусть, а Караян как-то допустил ошибку. Однако есть факт вступления Караяна в ряды нацистской партии, причём вступления добровольного. К тому же нельзя говорить, что Караян не знал, с кем связывается. Уже позади был 1934 год с массовым изгнанием расово и идейно чуждых музыкантов, уничтожением книг и нот, погромом в Берлинской опере, поводом для которого послужила готовящаяся постановка оперы Пауля Хиндемита «Художник Матис». Караян говорил своему другу, сообщая о назначении на должность генеральмузикдиректора: «Чтобы занять этот пост, я пошёл бы на любое преступление». Что ж, так и случилось – пошёл и занял. Недаром Томас Манн презрительно называл Караяна лакеем.

В 1942 году он развёлся с первой женой, артисткой оперетты, и женился на Аните Гютерманн, дочери промышленника. Анита оказалась на четверть еврейкой, вследствие чего на Караяна завели дело. Впрочем, для Аниты удалось добыть статус «почётная арийка» (был в Германии и такой). В 1944 году у него возникли большие неприятности из-за исполнения концерта для оркестра Готфрида фон Айнема (впоследствии крупного австрийского композитора), которого уже несколько раз допрашивали в гестапо по подозрению в сотрудничестве с антифашистами.

Все эти факты, усиленно распространяемые семьёй Караяна, конечно же, призваны обелить имидж дирижёра. Но нацистское прошлое тем не менее постоянно напоминает о себе. Многие еврейские музыканты вроде Ицхака Перлмана попросту отказывались выступать с ним в одном концерте, а Израиль никогда не пускал его к себе. И вот почившему в бозе маэстро Герберту фон Караяну вновь припомнили его коллаборационистское прошлое в годы войны и посчитали этот факт недопустимым как для автора главной мелодии современной объединённой Европы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.08.2019 12:02
Комментарии 0
Наверх