Версия // Власть // Сможет ли Аргентина избежать нового финансового кризиса

Сможет ли Аргентина избежать нового финансового кризиса

7034

Смирительная рубашка

В разделе

В 2018 году Аргентина пережила валютный кризис и стагфляцию. Годовая инфляция достигла 47,6%, ВВП упал на 2,5%, безработица и бедность выросли. Эти показатели отражают хронические проблемы страны - экономика Аргентины сокращается четыре из последних семи лет.

Когда нынешнее правительство во главе с президентом Маурисио Макри пришло к власти в декабре 2015 года, он заявил, что его экономическая политика привлечет прямые иностранные инвестиции и приведет к устойчивому росту производительности. Валютный кризис, разразившийся в апреле 2018 года, подчеркнул несостоятельность такого политического подхода.

В ответ правительство обратилось к Международному валютному фонду, получило резервный заем на $57 миллиардов - крупнейший за всю историю МВФ - и согласовало новый подход для устранения макроэкономических дисбалансов в стране. Но условия кредитного соглашения постоянно менялись, поскольку инвесторы продолжали нервничать.

Когда в июне прошлого года МВФ одобрил новую сделку с Аргентиной, правительство заявило: вместо того чтобы тратить средства, оно будет использовать их для увеличения ликвидности и восстановления доверия рынка. Но когда песо продолжило падать, правительство и МВФ согласились, что Аргентина может использовать кредит для погашения долговых обязательств и избежать дефолта в 2019-м году, в год президентских выборов. И все же сомнения сохранялись. В прошлом месяце, на фоне опасений по поводу нового повышения курса песо, Фонд уполномочил центральный банк продать до $9,6 млрд валютных резервов, чтобы помочь поддержать обменный курс.

Ситуация остается деликатной, не в последнюю очередь потому, что значительная часть государственного долга Аргентины номинирована в иностранной валюте. МВФ говорит, что долг страны «остается устойчивым, но не с высокой вероятностью», хотя реальное испытание устойчивости Аргентины начнется в 2020-м году.

После шести месяцев выборов есть и другие, более насущные проблемы. С одной стороны поддерживаемый МВФ макроэкономический план сдерживающей фискальной и денежно-кредитной политики поможет удлинить нынешнюю рецессию. Более того, монетарный подход, похоже, повторяет некоторые фундаментальные ошибки, допущенные до валютного кризиса.

В то время как администрация Макри планировала постепенно сократить дефицит бюджета, центральный банк использовал гораздо более агрессивный подход к сдерживанию инфляции. При этом он опирался на два основных принципа: политика правительства будет направлять экономику на путь устойчивого роста, и более высокие процентные ставки будут эффективными для стабилизации уровня цен.

Оба предположения оказались катастрофически неверными. Инвестиции в реальную экономику во многом не оправдались. Кроме того, высокие процентные ставки привлекли краткосрочный спекулятивный портфельный капитал, что сделало Аргентину и песо уязвимыми для внезапного изменения рыночных настроений.

Власти должны были извлечь по крайней мере два урока из этого. Во-первых, борьба с хронической инфляцией требует скоординированных политических усилий, а не просто ужесточения денежно-кредитной политики. И, во-вторых, инфляция в Аргентине будет продолжаться в краткосрочной перспективе, независимо от денежно-кредитной политики. Тем не менее власти продолжают придерживаться прежнего курса.

По теме

Девальвация песо и связанный с этим рост инфляции усилили распределительный конфликт в Аргентине, где работники требуют повышения заработной платы, что компенсирует потерю покупательной способности в течение предыдущего года. В этом контексте заявления о денежно-кредитной политике не снизят инфляционные ожидания, особенно с учетом того, что администрация Макри не достигла целевых показателей инфляции за последние три года на 15, 7,8 и 32,6 процентных пункта соответственно. Неудивительно, что в последние месяцы инфляция вновь выросла, несмотря на агрессивное ужесточение денежно-кредитной политики.

Более того, финансовые рынки не позволят в ближайшее время значительно повысить реальный обменный курс песо. Это означает, что номинальный обменный курс будет подвергаться понижательному давлению, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей инфляции. Разорвать этот порочный круг непросто.

Между тем центральный банк продолжает полагаться на высокие процентные ставки для поддержки песо. Хотя банку приходилось действовать агрессивно, чтобы сдержать валютный кризис, он слишком долго практиковал дорогостоящую политику высоких процентных ставок, которая теперь не только продлевает и углубляет рецессию, но также - за счет привлечения так называемых горячих денег - увеличивает нестабильность обменного курса. И хотя валютные интервенции могут быть оправданы в экстремальных обстоятельствах, продажа заемных валютных резервов для поддержки песо сделает экономику еще более хрупкой.

В 2020-м году ситуация с долгами станет особенно актуальной. Следующее правительство попытается восстановить доступ к международным кредитным рынкам, однако страна уже имеет большие долги. Если к тому времени экономика не покажет признаков быстрого взлета, возникнет проблема. В этом сценарии более высокие издержки по пролонгации долга будут губительным фактором для экономики, поскольку властям придется выделять большую долю доходов страны в иностранной валюте для погашения долга.

Новое правительство столкнется с двумя неприятными вариантами: смирительной рубашкой с более высокими выплатами по долгам, большей жесткостью и рецессией или болезненной реструктуризацией долга с неопределенным исходом.

Ясно одно: чтобы избежать очередного долгового кризиса, Аргентине потребуется устойчивый экономический рост. Хотя серебряных пуль, чтобы поставить экономику на более стабильный путь, нет, изменение нынешней макроэкономической политики по крайней мере даст стране шанс.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.04.2019 13:50
Комментарии 0
Наверх