Версия // Общество // Сложные пути оценки знаний спасут вузы от блатных студентов

Сложные пути оценки знаний спасут вузы от блатных студентов

2677

Лазейка для гения

Фото: РИА Новости
В разделе

Недолго вузы пребывали в растерянности перед всемогуществом ЕГЭ. Обходной путь нащупан. Это олимпиады. Победители часто зачисляются в университеты и институты без учёта результатов школьного итогового тестирования, и вузы активно наращивают эту новую форму отбора из кандидатов в студенты.

Такую возможность вузам открыли изменения в законах «Об образовании» и«О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые позволили зачислять в студенты по итогам вузовских олимпиад. Их перечень будет ежегодно утверждаться приказами Минобрнауки, а координировать процесс доверено специально созданному органу – Российскому совету олимпиад школьников под руководством непримиримого борца с ЕГЭ ректора МГУ М.В. Ломоносова Виктора Садовничего.

Спастись от ЕГЭ олимпиадой

Вызвано олимпиадное движение, безусловно, несостоятельностью ЕГЭ, который уже успел явить массу пороков коррупционного свойства. Созданный взамен вступительных экзаменов, этот критерий имел цель дать дорогу в вузы способным ученикам из глубинки и всем тем, кто не мог брать уроки у вузовских репетиторов, которые за немалые деньги не только натаскивали подопечных, но и фактически вытаскивали их на экзаменах, иной раз даже раскодируя письменные работы. Абитуриенту нужно было лишь писать работу ручкой с чёрной пастой и сообщить «куратору» какую-либо её отличительную особенность.

Предполагалось, что на уровне школ вступительная коррупция умрёт. Для этого были перекрыты многие лазейки. ЕГЭ пишут в чужих школах под присмотром чужих учителей, на экзамен запрещается брать телефоны, а наказание за любое нарушение – удаление с экзамена.

Юным Ломоносовым новшества реально помогли попасть в лучшие вузы страны, но у других абитуриентов, пускай и не гениальных, но тоже весьма перспективных, начались проблемы. Именно для них двери университетов оказались закрыты. Проходной балл по результатам ЕГЭ стал расти как на дрожжах и поднялся до нереальных цифр. Редкому хорошисту теперь удаётся пробиться в лучшие вузы со своими честными 80 баллами из 100 возможных. Зато нечестные «стобалльники» заполонили приёмные комиссии так, что впору проводить конкурс уже среди них.

Никакой панацеей ЕГЭ не стал. Даже если оставить в стороне явно проплаченные результаты, одинаковую строгость на экзаменах обеспечить не удалось, и это доказанный факт. Скажем, одна комиссия свято следит за соблюдением правил, а другая ничего не видит и ничего не слышит, включая использование мобильных телефонов. Существенный повод для такого попустительства дала новая напасть в виде списков 500 лучших школ России, 300 лучших школ Москвы и так далее. Попадание в такой список даёт школе некие бонусы, включая прибавку в финансировании, а критерий тут один – высокие баллы на ЕГЭ. И что же мешает школам взаимно порадеть друг за друга, смягчив контроль на испытаниях!

Значит, олимпиады – выход для тех самых талантливых детей несостоятельных родителей без связей из пресловутой глубинки? В определённой степени – да. Но…

Антидот почти не виден

Остаётся место для сомнений: сумеют ли коррупционеры освоить олимпиадные возможности? Сумеют и уже осваивают. Антидот же от этой напасти пока только изобретается. Есть интересные предложения ректоров ведущих вузов, правда, пока не воплощённые в жизнь и вряд ли имеющие такую перспективу.

Виктор Садовничий предлагает ввести «обезличивание заявок организаторов олимпиад, чтобы эксперты не знали, какую именно олимпиаду они оценивают и не могли отнестись к ней предвзято». Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов усомнился в объективности олимпиад: «Есть случаи, когда человек является призёром олимпиады по физике, но при этом имеет 35 баллов по математике». Следует создавать олимпиады на межвузовской основе, считает ректор, и надо в вузы принимать по результатам не менее трёх олимпиад: «Должны быть исключены ситуации, когда засчитывается только «своя» олимпиада». Категорически против новой лазейки ректор Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. Он считает, что вообще не следует увязывать олимпиады и поступление в вузы. К тому же олимпийцы пролезают вперёд и отгрызают минимум 5% бюджетных мест у школьников с хорошим ЕГЭ.

Сумма как правильное целое

И как теперь нам выбраться из нового огня и желательно не в новое полымя? Рецепты есть, а главный из них – не искать особых российских путей и внимательно присмотреться к передовому мировому опыту. Там мы не найдём простых схем пропуска в вузы. Зато найдём сложные наборы, состоящие как из текущих оценок и выпускных тестирований, выпускных экзаменов, так и побед в олимпиадах.

Например, в США стандартизированное тестирование тоже есть. Тестов два – SAT и ACT. Они конкуренты, но в принципе оба тестируют основные знания: по литературе, истории и математике. Однако в роли единственного критерия ни тесты, ни олимпиады нигде не выступают. Их роли многофункциональны.

Баллы аттестата имеют большее значение. И не только. Максимальный средний балл (GPA) абсолютно круглого отличника американской школы равен 4. Но нет смысла отправлять документы в университеты первого уровня – Гарвард, Йель, Принстон, Стэнфорд, Уэст-Пойнт и т.п. – со средним баллом ниже 4,5. Как это возможно? Очень просто. Внешкольная активность тоже добавляет десятые баллов, а именно: значительные достижения в олимпиадах, в искусстве, спорте, науке, общественной деятельности. Ещё есть такой критерий, как alumni – дети бывших выпускников. Они идут отдельной категорией.

В принципе все американские университеты поддерживают систему категорий и преференций, но в то же время пытаются как-то уменьшить их количество. Например, в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе однажды решили отказаться от alumni. В итоге получили 95% китайских и корейских студентов.

В то время как Россия сделала ставку на ЕГЭ и олимпиады в качестве единственного – на выбор – критерия, уже более 800 университетов США перестали учитывать итоги тестирований, отдавая предпочтение школьным баллам.

Комментарий

«ЗА»

Елена ВАРТАНОВА, экономист и социолог, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова:

– На недавнем дне открытых дверей я пригласила абитуриентов к участию в нашей университетской олимпиаде «Ломоносов» по журналистике. Но честно предупредила: олимпиада очень трудная, из 1200 участников олимпиады прошлого года лишь единицы получили высокие результаты, что даёт льготы при поступлении. Прошлым летом на факультет журналистики без экзаменов были зачислены всего три победителя олимпиады по журналистике, действительно самые достойные. Коррупционных возможностей здесь даже не просматривается. Если на заочном отборочном этапе помощь со стороны ещё возможна, то на очном письменном туре она практически исключена. И совершенно невозможна на устном этапе, когда абитуриенты отвечают на вопросы членов жюри в прямом эфире «Радио России».

Так дело обстоит на факультете журналистики МГУ. При наличии нашей уже отработанной в деталях системы странно говорить об олимпиадной коррупции, если МГУ не делает секрета из своего опыта.

«ПРОТИВ»

Валерий КРОНГАУЗ, заслуженный учитель РФ:

– Мафия бессмертна. Деньги легко обходят любые препоны, включая и новейшие. Теперь стало ещё проще. Участнику очного тура олимпиады надо всего лишь занять «крайнее место у прохода». В момент прохождения «заинтересованного» наблюдателя вдоль ряда на столе участника волшебным образом оказывается листок с ответами. И всё! Место в вузе обеспечено.

Наше образование губит тотальное враньё. Уже с первых шагов – с репетиторства прямо в группе продлённого дня. И вот эти рейтинги школ, а по сути, рейтинги репетиторов, они тоже построены на лжи. Сейчас мы наблюдаем новую аферу. В сентябре по призыву школ многие родители выбрали шестидневку – в стремлении к лучшему образованию для детей. Только вот мало где их предупредили о том, что с 1 января 2014 года государство будет финансировать только пятидневку. Дополнительный день оплачивается из родительского кармана. Школа не должна действовать подобно грабителю с большой дороги. Это развращает детей, искажает их представления о жизни. Перестав быть самоцелью, страдает и качество образования.

Елена ВАРТАНОВА, экономист и социолог, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Елена ВАРТАНОВА, экономист и социолог, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Валерий КРОНГАУЗ, заслуженный учитель РФ
Валерий КРОНГАУЗ, заслуженный учитель РФ

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2013 15:43
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх