Версия // Власть // Сколько денег потеряет Россия от чемпионата мира по футболу

Сколько денег потеряет Россия от чемпионата мира по футболу

51113

Гол в свои ворота

К чемпионату мира в стране построили семь новых стадионов. Каждый из них стал украшением для своего города. Однако за красоту придётся платить, и немало – на содержание арен уйдёт 8 млрд рублей. ФОТО: РИА Новости
В разделе

До старта чемпионата мира по футболу остаётся менее двух месяцев. К его проведению Россия готовилась в течение восьми лет. За это время в строительство новых стадионов и объектов инфраструктуры были вложены миллиарды рублей. Нет сомнений, что футбольное первенство планеты станет для страны праздником мирового масштаба, который навсегда войдёт в её историю. Однако любой праздник всегда имеет своё окончание, после чего эйфория спадает и наступает время трезвых оценок.

Забегая вперёд, «Наша Версия» решила подсчитать, какое же наследство оставит после себя мундиаль.

Разговоры о том, что чемпионат мира может оказаться для страны слишком уж дорогой затеей, начали ходить почти сразу после того, как в декабре 2010 года Россия получила право на проведение мундиаля. Почти так же скоро эти предположения начали подтверждаться. Самым ярким примером стало строительство стадионов, в особенности «Зенит Арены», стоимость которой взлетела с 6,7 млрд рублей до 48 миллиардов. В итоге новости о возбуждении очередного уголовного дела в связи с воровством денег на «Зенит Арене» стали восприниматься как рутина. Впрочем, хорошей возможностью погреть руки, судя по всему, оказались все строившиеся арены. Так, в марте МВД возбудило дело по факту хищения 752 млн рублей при возведении стадиона в Калининграде. Также о пропаже 2,5 млрд рублей заявлял генподрядчик стадиона в Самаре, выявлялись хищения и в ходе строительства стадиона в Ростове.

Не задалось и с работами – изначально все стадионы должны были быть готовы к декабрю 2017 года. Однако этого не произошло, после чего ФИФА согласилась отодвинуть дедлайн на три месяца. Но и в этот срок уложиться не удалось. К счастью для чести страны, сейчас практически все арены уже готовы и на некоторых даже проведены тестовые матчи. Есть, конечно, досадные недоработки: в Самаре у стадиона провалился свежий асфальт, волгоградская арена рассмешила отсутствием перегородок в туалетах, а в Нижнем Новгороде на авральную достройку стадиона уже после его ввода в эксплуатацию согнали бюджетников. Что ж, всё в рамках традиций.

Стадионы «проедят» 8 миллиардов

Профессиональный анализ ожидаемого от чемпионата мира эффекта попытались провести в ходе январского Гайдаровского форума. Однако дискуссия не задалась – министр спорта Павел Колобков так и не явился. Вероятно, не без причины, поскольку присутствовавший на слушаниях гендиректор оргкомитета по проведению чемпионата Алексей Сорокин так и не смог конкретно ответить на вопрос, какую именно выгоду получит страна. Хотя узнать хотя бы примерную цифру было бы неплохо, учитывая, что, по словам Сорокина, на подготовку к мундиалю только из бюджета уже потрачено 480 млрд рублей.

По теме

Самые большие сомнения вызывает судьба стадионов, на строительство которых как раз и ушли основные деньги. Ещё в 2016 году консалтинговая компания Aecom подготовила аналитический отчёт о перспективах использования арен, построенных к чемпионату мира. Прогноз оказался неутешительным. «Чемпионат мира принесёт России и принимающим городам много нематериальных благ и не в последнюю очередь – чувство национальной гордости за успешное проведение такого важного международного мероприятия. Однако многие российские города, принимающие ЧМ, в особенности в регионах, в качестве наследства от чемпионата могут получить серьёзные экономические проблемы на много лет вперёд», – отмечалось в отчёте.

Главной проблемой авторы исследования назвали слишком большой размер арен. Гигантомания обусловлена требованиями ФИФА к вместимости стадионов – они должны вмещать минимум 40 тыс. человек (для Екатеринбурга и Калининграда всё же удалось согласовать сокращение мест до 35 тысяч. – Ред.). Вот только международные футбольные чиновники покрасуются на играх и уедут, а хозяевам впоследствии придётся думать, как использовать арены. С этой проблемой столк­нулись практически все страны, принимавшие у себя ЧМ. Так, новый стадион в Сеуле в лучшем случае заполняется на 35%. Что говорить, если даже в Бразилии, где футбол является национальным культом, арены приходят в запустение. Очень похоже, что то же самое произойдёт и в России. «Анализ заполняемости стадионов в России показывает, что у региональных команд, которые не играют в российской Премьер-лиге, средняя посещаемость местных матчей редко превышает 4 тыс. зрителей. Даже в главной лиге страны лишь «Спартак» и «Рубин» могут похвастаться посещаемостью свыше 20 тыс. человек, – отмечается в докладе. – С учётом этих данных средняя ожидаемая заполняемость стадионов в Волгограде и Нижнем Новгороде после ЧМ будет колебаться в пределах 10–20%, и лишь у лучших региональных клубов, таких как «Урал» из Екатеринбурга и «Крылья Советов» из Самары, средняя посещаемость может достичь 60%. Для сравнения: в Испании данный показатель составляет порядка 70%, а в Германии и Англии – более 90%».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Агентство Reuters сообщило о том, что из-за введённых США последних санкций в отношении российских олигархов восемь российских аэропортов могут столкнуться с проблемами. Аэропорты Ростова-на-Дону, Самары, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода управляются компанией Виктора Вексельберга, воздушными гаванями Сочи и Геленджика управляет компания, которую контролирует Олег Дерипаска. «Когда самолёт зарубежной авиакомпании садится в аэропорту, он платит за посадку и сервисный сбор. Это может быть воспринято официальными представителями США поводом для санкций», – отмечает Reuters.

В связи с этим на некоторых стадионах с самого начала возводили временные трибуны, которые по окончании чемпионата будут демонтированы. Однако это не решит другую проблему – стадионы всё равно придётся содержать, а это обойдётся недёшево. По расчётам AECOM, содержание типового регионального стадиона на 45 тыс. мест будет стоить 600 млн рублей в год, при том что прогнозируемая посещаемость обеспечит не более 400 млн рублей дохода. И то лишь, в случае если стадион удастся задействовать в качестве площадки для концертов мировых звёзд и больших спортивных шоу, которые в провинции вряд ли получится организовать. Особняком стоит Нижний Новгород – в миллионном региональном центре вообще нет футбольной команды уровня Премьер-лиги, так что, кто будет играть на новом 45-тысячнике, неясно. Соответственно дотации на содержание арен придётся брать из бюджета.

Прогноз оказался верным, потому как ещё в прошлом году власти регионов начали упрашивать Москву взять на себя затраты на обслуживание стадионов. В итоге в начале апреля Минспорт РФ обнародовал проект программы «Наследие», оценив стоимость содержания построенных к мундиалю спортивных объектов.

Всего до 2023 года на стадионы предполагается потратить 12,95 млрд рублей. При этом их доходы должны составить немногим более 3 млрд рублей.

По теме

Для наглядности представления суммы расходов можно отметить, что весь годовой бюджет такого немаленького города, как Ставрополь, составляет 8 млрд рублей.

После мундиаля

Подготовка к проведению чемпионата мира началась практически сразу после того, как Виталий Мутко произнёс своё знаменитое «Летс ми спик фром май харт», а растаявшие душой члены исполкома ФИФА постановили: хозяйкой следующего мундиаля будет Россия. Свою роль, надо полагать, сыграли и заверения первого вице-премьера Игоря Шувалова: «Выбирая Россию, вы не рискуете ничем. В финансовом отношении у нас имеются большие ресурсы и резервы, чтобы выполнить любые обязательства».

В декабре 2010 года, когда Россия получила право проведения ЧМ-2018, с деньгами в стране и правда не было проблем. В результате план подготовки страны к проведению чемпионата оказался более чем впечатляющим – помимо возведения семи стадионов в списке значились десятки крупных инвестиционных проектов для 11 принимающих игры городов. Увы, с 2010 года в стране и мире многое изменилось. Из-за экономических причин от одних инфраструктурных проектов пришлось отказаться, исполнение других затормозилось. Хуже того – из-за политики санкций и откровенной холодной войны под сомнение теперь попало само проведение чемпионата. Впрочем, всё-таки будем надеяться, что до бойкота дело не дойдёт. А даже если ситуация повернётся так, отстроенные стадионы, вокзалы, дороги останутся – значит, деньги потрачены не даром. Или всё же нет?

Глядя на первоначальные планы подготовки городов к ЧМ-2018, не может не сложиться впечатление, что местные руководители закладывали в них всё, что только можно было придумать, лишь бы выглядело красиво. Неудивительно, что все грандиозные проекты по строительству метро, канатных дорог, подземных тоннелей и т.п. в итоге выпали и забылись. Хотя построить успели действительно немало. К примеру, в Ростове помимо стадиона появились несколько новых дорог, благоустроенная зона вдоль реки Дон, мост и аэропорт. И ладно уж, что с аэропортом Платов почему-то забыли наладить транспортное сообщение, отчего добираться приходится на такси в три цены. А главным выгодополучателем оказался инвестировавший в строительство Платова Виктор Вексельберг, взамен получивший под застройку гигантский участок земли в городской черте. Главное – есть что предъявить и пощупать. Вот и в Волгограде открыли новую рокадную магистраль, реконструировали вокзал, построили железнодорожную ветку к аэропорту. А в Самаре среди прочего проложили две необходимые городу четырёхполосные автомагистрали, привели в порядок больницы и починили фасады. Заметные перемены за восемь лет произошли в каждом из 11 городов – организаторов матчей. Другое дело, насколько это поможет достижению глобальной задачи, ради которой Россия вроде как и решила провести у себя чемпионат?

Специалисты компании PricewaterhouseCoopers в исследовании «Правила игры», посвящённом планированию крупных спортивных мероприятий, отмечают: истинная цель, ради которой города вступают в борьбу за право провести у себя соревнования международного уровня, должна заключаться в том, что эти турниры призваны стать основанием для подготовки широкого плана действий, направленного на повышение уровня жизни местного населения. Таким образом, чемпионат – это не самоцель. Гораздо важнее, что будет происходить в городе дальше и какие перемены в нём произойдут в перспективе. Он станет региональным транспортным узлом? Отлично. Начнётся реновация и развитие нового района? Великолепно. Приехавшие на матчи болельщики увидят, насколько красив город, и он превратится в модное туристическое направление, как это произошло с Барселоной? Просто прекрасно. Однако для этого нужен комплексный план, а не затыкание локальных дырок. Увы, в нашем случае городскому планированию, похоже, внимание отводилось не самое пристальное – власти сконцентрировались на главных объектах, за которые придётся держать ответ перед Москвой. Так, в Ростове только за полгода вспомнили, что старые кварталы, которые в отреставрированном виде могли бы стать точкой притяжения туристов, ремонтировать уже поздно. В итоге 250 домов решили затянуть плёнкой с изображением фасадов.

По теме

«Общественного транспорта много, но в нём чёрт ногу сломит. Никаких брошюр, которые рассказали бы туристу, какие автобусы и троллейбусы куда идут, нет. Ну, или нам их просто не удалось разыскать. Русский человек может спросить местных, а что делать иностранцу? Английский язык знает только молодёжь, и то далеко не вся», – описывают журналисты «Советского спорта» Волгоград. «С точки зрения функционеров, город готов уже сейчас. А с точки зрения рядового обывателя, которому «до лампочки» футбол, город не готов и не будет готов. И он будет приводить в пример непроработанные логистические маршруты, пробки», – комментирует нижегородский политолог Александр Жмыриков. Впрочем, главными на праздниках у нас традиционно являются гости, а не хозяева.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Вне игры

Запреты, вводимые на время проведения чемпионата, могут привести к остановке предприятий, увольнениям и росту цен на продукты

Ещё в начале года Федеральная служба безопасности начала рассылать по предприятиям в городах – организаторах матчей письма с требованием приостановить производство в период мундиаля. Основанием для этого стал президентский указ об усилении мер безопасности на время проведения турнира.

В соответствии с текстом указа в регионах, где будет проходить чемпионат, вводятся ограничения деятельности предприятий, работающих с ионизирующим излучением, а также опасными химическими, биологическими, токсичными, взрывчатыми и радиоактивными веществами. Проблема заключается в том, что нормативные акты по-разному определяют понятие «опасные вещества», что часто вызывает непонимание – спецслужбы, естественно, хотят перестраховаться, бизнес в ответ говорит о том, что остановка производства приведёт к непоправимым последствиям для экономики.

Основания для беспокойства действительно есть – фактически остановить работу должны будут сотни предприятий. Прежде всего запрет коснётся крупных производств из числа химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако представители бизнеса отмечают, что как раз «крупняки», принадлежащие газовикам и нефтяникам, наверняка смогут договориться, а вот прочим придётся туго. Так, в Ростовской области остановка грозит 111 предприятиям, включая «Водоканал» и мясокомбинат.

А в Санкт-Петербурге меры безопасности скажутся на работе морского порта. Причём здесь как раз наяву проявится та самая путаница в определениях: поскольку к опасным веществам отнесены краски и аккумуляторы, срыв поставок затронет работу расположенных близ Петербурга автозаводов Toyota, Hyundai, Ford и Nissan. Кроме того, могут возникнуть перебои с поставкой запчастей в свободную продажу.

Под действие ограничений попадают и пищевики. Представители ростовского завода «Юг Руси» уже заявили, что из-за требований безопасности придётся прекратить отгрузку подсолнечного масла – минимум 1,2 млн бутылок в сутки, что составляет треть от суточного объёма продаж масла в стране. В итоге это может привести к дефициту, росту цен, а также к вынужденной остановке производства. Кроме того, на период проведения матчей приходится пик уборки зерновых, основная часть которых идёт на экспорт. Из-за перекрытия улиц грузовики не смогут доставлять зерно на элеватор.

Потери также поджидают ретейл и рестораторов. В дни проведения чемпионата в городах вводятся ограничения на продажу алкоголя – в одних случаях продавать спиртное можно будет только в жестяной и пластиковой таре, в других – будет вводиться тотальный сухой закон. Учитывая лето и настроение фанатов, магазины планировали сделать выручку на алкоголе, однако теперь от этих планов им придётся отказаться. Не в восторге и рестораторы, ориентирующиеся на состоятельных клиентов. «У нас солидное заведение, мы работаем с иностранцами, а мне говорят, что поставить им на стол бутылку вина я не могу – надо разливать по пластиковым стаканчикам, словно в вокзальной забегаловке», – сетует владелец одного из нижегородских ресторанов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.05.2018 21:14
Комментарии 3
Наверх