Версия // Общество // Сиротам намеренно ставят «психические» диагнозы

Сиротам намеренно ставят «психические» диагнозы

11903

Дурдом ребёнка

Сиротам намеренно ставят «психические» диагнозы. фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В начале года Следственный комитет возбудил уголовное дело по поводу издевательств над детьми в одном из детдомов Челябинской области, где живут дети с задержкой развития. Последнее обстоятельство стало причиной того, что защитники воспитателей начали намекать: дети всё придумали, что возьмёшь с психов!

Однако ситуация показывает, что далеко не все из воспитанников специнтернатов на самом деле являются умственно отсталыми. Просто подобные диагнозы, ставящие крест на будущем детей, очень удобны для руководителей детдомов и чиновников.

Произошедшее в Челябинской области, несмотря на закрытый статус расследования, активно комментируют в соцсетях. Вот что пишет в «Живом Журнале» одна из бывших воспитанниц другого интерната для детей с отставанием в развитии: «У нас тоже были случаи насилия. Все, кто связан с детским домом, всегда хотят эту тему «замять». Они опираются на то, что жертвы – дети-инвалиды, умственно отсталые – всё выдумали… Меня тоже за больную считали, директор говорил, что я – никто, в психушку отправлял много раз… Но в итоге я окончила ПТУ и нормально устроилась. У меня в интернате был одноклассник, его сестра тоже там росла, потом её удочерили. Сейчас у неё два высших образования, хотя её считали психически больной».

Когда ребёнок теряет родителей, его судьбу определяет государство. Есть два выхода: поместить в интернат, где ребёнок окажется на полном содержании государства, либо определить опекуна. Однако найти опекуна для ребёнка-инвалида «с особенностями развития» не так просто. Потому чаще всего таких детей определяют в детские дома-интернаты или специальные школы-интернаты для детей с диагнозом «умственная отсталость». Здесь они получают образование и выходят с документом, который даёт им право поступать в средние специальные учебные заведения.

Совсем другое дело – детский дом-интернат для детей с более тяжёлыми диагнозами умственной отсталости. Их воспитанников, как правило, не учат, и они не получают аттестатов. Подавляющее большинство воспитанников этих учреждений впоследствии попадают в психоневрологические интернаты для взрослых, где проводят всю жизнь. Большинство лишаются по суду дееспособности и признаются не готовыми к самостоятельной жизни.

Кому выгодна «умственная отсталость»?

Если верить статистике, около 60% всех молодых инвалидов – лица с умственной отсталостью. Однако, как считает завкафедрой клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, доктор психологических наук Алла Холмогорова, эта статистика не соответствует реальности. В существовании детских домов-интернатов для умственно отсталых детей заинтересованы и местные чиновники, и сотрудники интернатов. Чем больше «умственно отсталых», тем больше свободных квартир останется в распоряжении городской администрации – ведь таким детям не положена по достижении совершеннолетия квартира от государства. К тому же сейчас интернаты перешли на подушевое финансирование. Если количество воспитанников в интернате для умственно отсталых детей сократится, его попросту закроют.

По теме

Вот как комментирует эту ситуацию исполнительный директор некоммерческого фонда «Абсолют-помощь» Полина Филиппова: «Если ребёнок попадает в детский дом или интернат, его опекуном, владельцем имущества и распорядителем поступающих на его счёт государственных средств становится интернат. Получается парадоксальная ситуация: интернат предоставляет услуги и сам себя контролирует! Именно поэтому никто не знает о том, что в интернатах для умственно отсталых детей часто не хватает специалистов, помещений и ресурсов».

Даёт о себе знать и ведомственная неразбериха. Раньше такие интернаты были подчинены местным департаментам образования, сейчас – департаменту семейной и молодёжной политики. Как именно происходит их взаимодействие с Минздравом или региональным департаментом здравоохранения, до конца не понятно. Именно поэтому в интернатах для умственно отсталых детей зачастую исходят из принципа «если человека нельзя вылечить – ему нельзя помочь». Совсем по-другому считают в некоммерческих фондах. Екатерина Баркари с группой единомышленников уже шесть лет помогают школе для умственно отсталых детей «Надежда» и интернату для детей с тяжёлыми психическими отклонениями в развитии в Коломне. «Помимо педагогической запущенности мы часто сталкиваемся с отсутствием специалистов, которые могли бы лечить детей. Ребятам не хватает общения и ухода», – рассказывает она. В свою очередь, сотрудники фонда «Абсолют-Помощь» разработали комплексную программу помощи детям с особенностями развития. Её цель – обеспечить развитие и образование детям с особенностями развития, создать основу для их успешного вхождения во взрослую жизнь.

Диагноз за полчаса

Директора детдомов и коррекционных интернатов часто заинтересованы в том, чтобы ребёнку поставили психиатрический диагноз. Во-первых, случись что – всё можно списать на неадекватность воспитанника, а не на профнепригодность воспитателей. Во-вторых, поставить психиатрический диагноз проще простого. Детей, попадающих в детский дом, медико-психологическая комиссия тестирует поточным методом. На каждого – по полчаса. Об умственных способностях ребёнка судят по так называемому тесту Векслера: нужно решить как можно больше заданий за определённый промежуток времени. Зачастую воспитанники интернатов не знают ответов на вопросы по одной простой причине: им никто не рассказывал, например, что такое «вторая столица» или какая река в России самая крупная. К тому же не всякий ребёнок способен продемонстрировать сообразительность перед незнакомыми людьми. Это значит, что диагноз «олигофрения», «аутизм» или «синдром алкогольного плода» ему обеспечен.

«Необходима возможность обследования «особых детей» альтернативной независимой комиссией», – считает Алла Холмогорова. Единичные случаи уже есть. Так, на базе одного из домов для детей-инвалидов было проведено независимое исследование ведущими детскими психиатрами. В итоге оказалось – более трети детей с диагнозом в реальности могли бы полноценно учиться. Увы, подобные проекты затратны и занимают много времени. Однако фонду «Абсолют-помощь» удаётся помочь детям, на которых фактически поставили крест. Например, Маргарита С. из Орехово-Зуева усилиями фонда была полностью реабилитирована. За спиной у девочки был развод родителей, алкоголизм матери и впоследствии её смерть. В возрасте 12 лет Рита попала в интернат для умственно отсталых. Никто не знает, почему сообразительному, умному ребёнку, который до этого учился в общеобразовательной школе, поставили психиатрический диагноз. Общественники настояли на повторной проверке. Процедура была не из приятных: Рите пришлось провести две недели в психиатрической больнице под наблюдением врачей. Но результат того стоил – диагноз был снят.

В некоммерческих фондах считают: главное - дать ребенку, лишенному родительского тепла, точку опоры. «У сотрудников Интернатов фактически нет времени на эмоциональное общение с детьми и развивающие занятия. Мы решили заполнить эту нишу. Занимаемся развитием мелкой моторики, лепим, создаем с детьми керамические поделки, проводим мастер-классы, просто общаемся. Наша цель – социализировать «особенных детей», дать им шанс стать полноправными членами общества», - считает Екатерина Баркари.

Кстати, Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН в 2006 году, в России рассматривали целых 6 лет. Теперь необходимо внести изменения в действующее законодательство. Однако, Дума не торопится. К чему спешить, если проблему детей-инвалидов решают энтузиасты из некоммерческих фондов?…

КСТАТИ

За рубежом детские дома и интернаты для детей-инвалидов были ликвидированы ещё в 50-х годах ХХ века. Детей «с особенностями» там стараются распределять по приёмным семьям, они учатся на равных основаниях вместе с другими детьми.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.07.2018 22:12
Комментарии 0
Наверх