Версия // Москва // Сергей Собянин на этой неделе вступает в должность городского главы

Сергей Собянин на этой неделе вступает в должность городского главы

22209

Москвичи сделали свой выбор

На открытии Солнцевско- го радиуса метро Собянин смог предъявить москви- чам конкретные результаты уже проделанной работы
В разделе

В Москве подвели окончательные итоги выборов. На этой неделе,во вторник 18 сентября, в концертном зале «Зарядье» пройдёт церемония вступления в должность мэра кандидата-самовыдвиженца Сергея Собянина. Политологи особо подчёркивают,что нынешняя избирательная кампания в столице получилась не только интересной и насыщенной,но главное – фактически безупречной с точки зрения прозрачности и открытости. В ходе проведения выборов в Москве не было зарегистрировано ни одного (!) даже малейшего нарушения.

Напомним, что, по данным Мосгор­избиркома, абсолютным лидером оказался Сергей Собянин, набравший 70,17% голосов. Действующего главу города поддержали более 1,58 млн москвичей. Вторым пришёл экс-депутат Госдумы от КПРФ Вадим Кумин, набравший 11,38%. Замыкает тройку лидеров справедливоросс, глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов – за него отдали голоса 7,01% избирателей. Михаил Дегтярёв от ЛДПР получил 6,72%, а экс-владелец Су-155 Михаил Балакин – 1,87%. Явка по городу составила 30,9%.

«Жалоб нет, все участники предвыборной гонки признали результат выборов. Скандалов на избирательных участках не возникало. Выборы были абсолютно прозрачны», – отметил в интервью «Нашей Версии» политолог Глеб Кузнецов.

Всё по-честному

Действительно, уже не первый год Москва объективно занимает лидерские позиции в стране по части организации честных и прозрачных выборов. В экспертной среде даже появилось устойчивое выражение, профессиональный сленг – «московский стандарт выборов». Этакий бренд, подразумевающий наличие высочайших стандартов организации выборного процесса. Напомним, что впервые о «московском стандарте» в экспертной среде начали говорить ещё весной этого года после проведения президентских выборов. «Выборы прошли очень естественно и легко. При этом хорошая очень организация контроля за выборами, – подтверждает политолог Алексей Мухин. – Как известно, у нас есть штаб по контролю за выборами, есть штаб Собянина, есть наблюдатели. Всё это в совокупности сделало выборы довольно чистыми. Можно считать их идеальными, хотя я всегда не любил это слово, потому что и на солнце иногда бывают пятна».

В столице также ещё во время президентских выборов под эгидой Общественной палаты Москвы сформировалось целое движение общественных наблюдателей. Не говоря уже о том, что доступ на избирательные участки беспрепятственно могли получить представители всех политических партий, а также международные наблюдатели. «Мне важно получить представление об организации выборов, что называется, из первых рук. Мне интересен процесс изнутри. Могу сказать, что всё сделано на хорошем, серьёзном уровне», – поделился своим мнением посол Австралии в Москве Питер Теш. О прозрачности и открытости выборного процесса заявили также общественные наблюдатели из Италии и Испании.

По теме

Остаётся добавить, что непременным «участником» всех столичных выборов являются ещё и абсолютно бесстрастные наблюдатели – камеры. Системами видеонаблюдения, ведущими онлайн-трансляцию, были оборудованы все без исключения избирательные участки.

«Городскими властями были потрачены немалые усилия для обеспечения максимальной прозрачности этих выборов, – поделился с «Нашей Версией» политолог Алексей Мартынов. – Все участки были обеспечены видеонаблюдением, видеоконтролем. Огромное количество наблюдателей всех возможных мастей. Всё гласно, публично, прозрачно, прямо как под рентгеновским аппаратом. Обычно ещё всегда есть что-то такое, к чему можно сказать, что всё хорошо, но… В данном случае вот этих «но» нет вообще».

По сложившейся традиции

Не обошлось на минувших мэрских выборах и без организаторских новшеств. Одно из них – система «мобильный избиратель» – уже было опробовано в ходе президентской кампании весной этого года. Суть нововведения в том, что голосовать можно было на любом удобном участке, а не только по месту прописки.

Кроме того, на два часа было продлено время голосования – участки закрылись не в привычные 20.00, а в 22 часа.

И, наконец, настоящим сюрпризом стала организация избирательных участков за пределами столицы – в подмосковных садовых товариществах. Таким образом, возможность проголосовать, что называется, без отрыва от огорода появилась у миллионов столичных дачников.

Уже не первый год Москва объективно занимает лидерские позиции в стране по части организации честных и прозрачных выборов. В экспертной среде даже появилось устойчивое выражение, профессиональный сленг – «московский стандарт выборов»

Все эти факторы, по мнению экспертов, существенно повлияли на явку избирателей, которая составила около 31%.

Много это или мало? То и дело слышны голоса скептиков, утверждающих, что процент проголосовавших не так уж и велик. Впрочем, давайте разберёмся.

«Явка соответствует норме региона и городов такого масштаба. Я имею в виду, что во всех крупных городах, причём и в мире тоже, явка колеблется в пределах 30%, – рассуждает политолог Глеб Кузнецов. – Не забывайте также о том, что это всё-таки местные выборы, выборы главы региона. Так что с точки зрения явки ничего удивительного и необычного». Эксперты также напоминают о том, что в столице традиционно на выборы городского главы приходит порядка 30% избирателей. Именно так было и во все предыдущие мэрские кампании.

«Я не знаю, у кого и на основании чего родилось мнение о том, что 30% – это низкая явка. Я бы хотел спросить у этих «мыслителей», а когда они помнят явку в Москве больше, – рассуждает политолог Алексей Мартынов. – Удивительным образом, что бы там ни менялось: скандальные выборы или спокойные, выборы с гапоном Навальным или без гапона Навального – всё равно в Москве сложилась такая электоральная традиция. В голосовании участвуют чуть меньше трети москвичей. Вот такие мы люди. Так нам нравится. У нас огромная страна, и понятно, что в каждом регионе так или иначе складываются свои традиции электоральной активности».

«Сравнивать явку и говорить, высокая она или низкая, нужно с аналогичными выборами. И мы видим, что и в прошлый раз в Москве явка была примерно такая же, с разницей в 1–2%», – подтверждает политолог Дмитрий Гусев.

Стоит, впрочем, заметить, что в этом смысле российская столица ничем не отличается от крупных мегаполисов мира. Скажем, в прошлом году в Нью-Йорке избрать городского главу пришли и вовсе 24% избирателей. Аналогичная ситуация наблюдалась и на выборах в Лос-Анджелесе, где бросить бюллетени в урны пожелали всего 20% горожан (см. инфографику).

В этом смысле жители всех крупных городов, похоже, не сильно отличаются друг от друга. Судите сами: например, явка на прошедших выборах в Красноярске составила всего 22%, Новосибирске – 21%.

По теме

«Явка в тех границах, в которых она есть на этих выборах и в которых была пять лет назад в Москве, – это новая нормальность, – соглашается политолог Антон Хащенко. – В крупных городах, где жизнь более или менее нормальная, люди не ходят голосовать не потому, что они против чего-то протестуют или не доверяют, а по той причине, что их, в общем-то, всё устраивает».

Ярко, красиво и по делу

Вместе с тем, отмечают аналитики, весьма интересно было посмотреть, как распределились голоса избирателей в разных районах столицы. Ведь главной интригой прошедшей избирательной кампании стало то, что действующему мэру Сергею Собянину нужно было наглядно продемонстрировать москвичам, что у него есть ещё серь­ёзные планы по развитию города на ближайшие пять лет. «У Собянина была задача самая сложная – соревноваться, что называется, с самим собой. Действительных конкурентов по политическому потенциалу и известности у него не было, – говорит Глеб Кузнецов. – Но ему и его команде удалось провести очень яркую, красивую, технологичную избирательную кампанию, которая убедила москвичей в правильности выбранного курса. Уговорила тех, кто, может быть, даже и не собирался идти на выборы, поддержать мэра. Так что я думаю, что Собянин и его команда могут эту избирательную кампанию однозначно записать себе в актив».

Мнение аналитиков подтверждается и статистикой. Собянину удалось завоевать симпатии избирателей даже в тех районах, где традиционно были сильны оппозиционные настроения. Показательный пример – Хамовники. В 2013 году Собянин там получил 41% голосов, тогда как в этот раз ему удалось улучшить свой результат до 65%. Аналогичная ситуация сложилась и в Красносельском районе: 44% в 2013 году против нынешних почти 65%.

Примечательно, что при этом никто из оппонентов Собянина на этих выборах не смог проявить себя достаточно ярко. Выдвиженец коммунистов Кумин в какой-то момент и вовсе сосредоточился на разговорах о пенсионной реформе, Илья Свиридов и Михаил Балакин так увлеклись критикой, что, казалось, и вовсе позабыли представить избирателям свои программы.

При этом Собянин мог предъявить москвичам конкретные результаты уже проделанной работы. В последние годы Москва буквально преобразилась. Это и многочисленные транспортные проекты, как то: строительство новых станций метро, появление МЦК, развитие общественного транспорта. Программа по благоустройству «Моя улица», появление в городе новых зелёных зон отдыха и парков. Реформа здраво­охранения и старт программы реновации. Фактически горожане голосовали за продолжение нынешнего курса.

Диалог с москвичами продолжается

Что интересно, именно Собянин, будучи изначально фаворитом предвыборной гонки, проявил куда большую активность, работая с москвичами, нежели его оппоненты. Достаточно вспомнить многочисленные тематические круглые столы, на которых Собянин встречался с работниками всех ключевых отраслей экономики и экспертным сообществом. Кстати, многие предложения экспертов впоследствии легли в основу избирательной программы.

Кроме того, весьма активно в предвыборный процесс вовлекались и простые москвичи. Каждый житель города мог оставить наказ мэру на специальном сайте в интернете или же посетив избирательный штаб. Активное участие в кампании Собянина приняли и волонтёры, благодаря которым чуть ли не каждый потенциальный избиратель мог узнать об основных положениях программы Собянина, а также оставить свой наказ. Волонтёры ходили по домам, встречали горожан в штабе, раздавали листовки на улицах и т.п. «Важная вещь, которую сделал Собянин, – это вовлечение огромного количества людей за счёт избирательной кампании, построенной в американском стиле, назовём это так. Я имею в виду множество различных роликов, агитационных материалов, в том числе и нестандартных. Всё это было очень красочное, интересное, привлекательное», – считает Дмитрий Гусев.

Но самое главное – в ходе кампании Сергей Собянин представил не одну, единую программу, а как бы множество программ, разработанных отдельно для каждого района Москвы. Таким образом, каждый горожанин мог понимать, что именно изменится в его районе в ближайшие пять лет. «Это была не единая программа, а множество локальных программ для всех районов Москвы, что, в общем-то, необычно для такой кампании», – соглашается Дмитрий Гусев.

Напомним, что речь идёт о программе «Мой район», представленной Собяниным в ходе избирательной кампании. «Мой район» состоит из 146 программ развития всех районов Москвы. А основная идея проекта – создать равную среду, будь то в образовании, здравоохранении, транспорте, культуре или спорте. При этом в основу программы развития каждого района легли конкретные пожелания, которые люди высказывали в ходе избирательной кампании.

Главное, программа «Мой район» – это не некий манифест, написанный раз и навсегда. По мере реализации она будет дополняться. И дополнения эти будут делаться опять же на основе предложений простых москвичей. Так диалог с жителями, начатый Собяниным в ходе избирательной кампании, будет продолжаться все последующие пять лет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.10.2018 15:05
Комментарии 0
Наверх