Версия // Культура // Сделает ли триумф «Аватара» всё кино трёхмерным?

Сделает ли триумф «Аватара» всё кино трёхмерным?

4317

Миллиарды в объёме

В разделе

Шумный успех фантастической ленты Джеймса Кэмерона «Аватар», вышедшей на экраны в конце прошлого года и до сих пор с необыкновенной лёгкостью бьющей «вечные» финансовые кинорекорды, может в одночасье преобразить мировую киноиндустрию. По мнению всех без исключения аналитиков, прорыв в технологиях, которого ждали уже почти полтора десятка лет, с момента начала повсеместного использования компьютерной графики в кино, состоялся только сейчас. И мало того, что состоялся, именно эта самая «ультрасовременная картинка» и обеспечила «Аватару» уже к концу новогодних праздников второе место в списке самых коммерчески удачных фильмов всех времён. Эксперты сходятся во мнении, что ничего выдающегося, кроме визуального ряда, в нынешнем творении Кэмерона нет – сама по себе банальная история о борьбе добра со злом на чужой планете едва ли привлекла бы в кинотеатры хотя бы десятую часть зрителей. При этом «Аватар», по сути, первый настоящий полнобюджетный фильм, все прелести которого ощущаются лишь при просмотре в режиме 3D, в специализированных залах, с помощью специальных очков. Неудивительно, что такой колоссальный успех тотчас заставил специалистов заговорить о необходимости срочного перевода всего коммерческого кино на 3D-формат.

Мало кто знает, что формат «объёмного кино» был разработан канадскими учёными ещё в конце 60-х (!) годов, а первый IMAX-кинотеатр был построен аж в 1971 году в Торонто. Впоследствии технология, именуемая IMAX (от английского Image Maximum – «максимальное изображение»), пережила ряд изменений, не изменившись по своей сути. Зрителям перед просмотром выдают комплект очков: сняв их во время сеанса, нормального изображения увидеть не удастся. Однако 3D-эффект создаёт грандиозное впечатление: как в своё время выразился один из ярых сторонников внедрения объёмного кино в массы знаменитый режиссёр Джордж Лукас, «у вас появляется уникальная возможность схватить диковинных монстров за хвост всего за несколько десятков долларов».

Впрочем, несмотря на всё это, развитие 3D-кинотеатров до последнего времени шло не слишком активно. Шутка ли, по всему миру нынче их насчитывается менее 400, а в России – и вовсе 5 штук: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Уфе. Ключевых проблем у IMAX-кино сразу несколько, причём все они – важные. Первый «тормозящий» момент – дороговизна каждого проекта: полноразмерный IMAX в несколько раз дороже обычного кинотеатра, к тому же открыть в нём десятка полтора небольших залов возможным не представляется. Ну а на единственном экране, даже с учётом существенно более дорогих билетов, большой кассы не соберёшь.

Второй минус – встречающаяся довольно часто физиологическая непереносимость 3D-кино у зрителей. Хотя медики не устают повторять, что сидение перед экраном в очках не может вызывать никаких побочных реакций и не имеет противопоказаний, практика свидетельствует об обратном. Интернет пестрит жалобами на боль в голове, тошноту и головокружение, возникающие во время просмотра «объёмного кино» и порой не проходящие даже после сеансов. Специальное исследование в этой области проводили пока только канадские врачи, которые установили, что IMAX в той или иной степени не переносят около четверти потенциальных зрителей. А если учесть тот факт, что многие респонденты, по-видимому, просто не хотели предавать огласке свои жалобы на самочувствие, очевидно, что медицинская проблема перед 3D-кино стоит довольно остро.

Наконец, третья и, пожалуй, главная сложность – отсутствие достаточного количества сколько-нибудь пристойных фильмов, выпущенных под «объёмный формат». На такие экраны до сей поры попадало лишь несколько процентов всей продукции мировой «фабрики грёз», и в результате IMAX-кинотеатры превращались в своего рода аттракцион: зритель ходил туда пару раз в год, предпочитая отслеживать новинки в двухмерных заведениях. В последнее время эта тенденция начала постепенно меняться: с внедрением особой технологии DMR появилась возможность переводить в IMAX-формат фильмы, отснятые на обычную киноплёнку, после чего все зрелищные фильмы начали выходить в формате 3D почти в обязательном порядке.

И всё же говорить о репертуарном насыщении «объёмных залов» до «Аватара» возможным не представлялось – до начала 2010 года они были прежде всего местами для кинофанатов. Сумеет ли касса Джеймса Кэмерона изменить ситуацию, анализировал корреспондент «Нашей Версии».

По теме

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Развитие 3D-кино пойдёт семимильными шагами

1,15 млрд. долларов «Аватара» в мировом прокате (и это ещё далеко не предел) – очень весомая заявка для повсеместного технологического прорыва. Конечно, на IMAX-экранах из этих денег были собраны, по сути, «копейки», большинство сборов пришлись на традиционные кинозаведения по причине их высокой численности. Однако и специалисты, и сам Джеймс Кэмерон не уставали повторять, что полный эффект от приключений на планете Пандора можно получить только в 3D-режиме, а просмотр «Аватара» на плоском экране, по меткому выражению одного из американских критиков, «всё равно что секс с резиновой женщиной». Подробная статистика посещений в России не велась, а в Америке она пока недоступна, однако экспертам уже очевидно – число желающих посмотреть «объёмный» «Аватар» в десятки раз превосходило вместительность залов. Ну а там, где есть спрос, причём спрос вполне платёжеспособный, всегда будет и предложение. А значит, уже в ближайшее время можно ожидать и бума строительства IMAX-кинотеатров, и повсеместного внедрения кинотехнологий Джеймса Кэмерона, обеспечивших бессмертие его ленте. Ну а активное использование сегодняшних новинок, несомненно, потребует всё новых и новых площадок…

Вероятность: 25%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Объёмное и двухмерное кино уживутся вместе

И всё же браться за строительство исключительно «объёмных» кинотеатров в состоянии немногие. Не случайно сегодня в России всё больше набирает популярность открытие небольших псевдо-IMAX-залов, где тоже выдают стереоскопические очки и транслируется трёхмерное изображение. Цена такого оборудования всего на 20–30% выше, чем у стандартного кинотеатра, к тому же в этом случае под одной крышей могут сосуществовать оба вида залов. Конечно, по мнению специалистов, разница между «бюджетным» 3D и настоящим примерно такая же, как между обычным кинозалом и видеосалоном. Однако скорее всего именно такой вариант привлечёт владельцев кинотеатров, потому что извлекать прибыль от модных новинок вроде «Аватара» и 3D лучше без лишних вложений и без необходимости резко отказываться от дедовских способов получения барышей с плоских экранов.

Вероятность: 50%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Успех «Аватара» останется единичным

230 млн. «зелёных» заявленного бюджета (по экспертным оценкам, он может быть даже в полтора раза выше) – сумма, которую могут дать только под очень громкое имя. Проект «Аватар» Джеймса Кэмерона, чей «Титаник» собрал около 1,8 млрд. долларов за время проката, казался крайне рискованным абсолютно всем, включая, без сомнения, продюсеров картины. Однако кассовые заслуги режиссёра и, по сути, 10-летняя пауза в съёмках для подготовки к очередному шедевру сделали своё дело – киностудия 20th Century Fox решила-таки рискнуть. И не прогадала, в очередной раз утвердив за Кэмероном неформальное звание «гения коммерческого кино». Вот только найдутся ли смельчаки, готовые вложить аналогичные средства в творческо-технические эксперименты менее заслуженных персон. И если найдутся, как они отреагируют на два-три громких провала в формате 3D, которые последуют неизбежно?.. В общем, путь объёмного кино в широкие массы зрителей может быть отнюдь не устлан розами.

Вероятность: 25%

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.01.2010 12:27
Комментарии 0
Наверх