Версия // Культура // Рынок картин потряс 10-кратный скачок цен на «русского»

Рынок картин потряс 10-кратный скачок цен на «русского»

3425

Искусные спекуляции

Море от Айвазовского подорожало стараниями нескольких маклеров
В разделе

Недавние события показали, что в наступившем году можно ждать серьёзных изменений на российском арт-рынке. Во-первых, на молодом аукционе MacDougall’s в Лондоне полотно «русского американца» Николая Фешина «Маленький ковбой» при эстимейте 500–700 тыс. фунтов стерлингов ушло за баснословные 6,9 млн фунтов. Во-вторых, картину Ивана Айвазовского на тех же торгах не удалось продать. Такая же история произошла с известным маринистом и в России: новичку рынка Российскому аукционному дому (РАД) найти на него покупателя тоже не удалось. Что происходит с ценами на произведения русских художников, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

На рынке произведений искусства в 2010 году было столько странных взлётов и провалов, что специалисты заговорили о новой тенденции: наиболее влиятельные покупатели теперь ориентируются не на принятую шкалу ценностей, а на «индивидуальную моду». Ещё одно изменение: несмотря на то что рынок быстро преодолел кризис и возвращается к показателям 2008 года, работы среднего уровня теперь спросом не пользуются. «Тенденция по всем секторам одна и та же: есть интерес, есть люди, готовые покупать, но берут либо что-то до 20 тыс. евро, чтобы просто на стенку повесить, либо уже абсолютно элитные работы, – поделилась директор аукционного дома MacDougall’s Екатерина Макдугалл. – Само по себе имя не гарантирует огромных цен, как это иногда бывало в докризисные времена. Сейчас покупатели чаще всего хотят покупать по серьёзным ценам лишь бесспорные шедевры художников с именем любого уровня».

Причём арт-дилеры использовали для этого хорошо известный приём: они сами у себя приобретали какую-нибудь работу на торгах, взвинчивая стоимость через подставных лиц, после чего при новых оценках художника все исходили из рекордных цифр. Сейчас в большой цене у коллекционеров Илья Репин, Василий Поленов, Константин Сомов, Николай Рерих, Михаил Клодт, а также Шильдер, Боголюбов, Орловский, Киселёв, Фёдоров, Крыжицкий, Судковский... Всего сотни две имён. Это хорошие музейные художники, но эксперты считают, что стоимость их работ сейчас невероятно завышена, так что периодически они вовсе не находят своего покупателя.

«Иван Айвазовский, я считаю, один из самых переоценённых художников, – рассказал президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра. – Он был такой отличный пиарщик в своё время и придворный художник и отлично продавался. Сейчас похожая история. Это абсолютно коммерческий художник. В последние годы цены на него подогревали три участника рынка, поэтому он пользовался неизменным спросом на всех аукционах. Уже давно непонятно, что именно принадлежит кисти Айвазовского. Для того чтобы его ученики заработали немножко денег, он ставил на их работах свою подпись. У меня даже была такая работа – подпись Айвазовского, а картина не Айвазовского. Такое тоже встречается. В итоге только официально подтверждённых работ Айвазовского в мире сейчас больше, чем он мог написать за свою жизнь. Плюс на рынке огромное количество подделок, что заставляет коллекционеров устремлять взгляд в сторону других авторов. Например, мне кажется, тот же Боголюбов гораздо лучший маринист, чем Айвазовский. К сожалению, большинство наших нуворишей до сих пор не очень разбираются в искусстве, поэтому часто покупают живопись, не особо разбираясь в тонкостях искусства. Им главное повесить картину на стену и потом гордо показывать друзьям».

Цены на «раскрученных» художников, считают эксперты, будут в ближайшее время корректироваться и снижаться. Им на смену придут новые имена. Аукционные дома это понимают, и каждый из них старается первым нащупать в русском искусстве конца XIX – второй половины ХХ века новую золотую жилу. Поэтому некоторые поговаривают, что продажа картины «Маленький ковбой» Николая Фешина – как раз один из таких пробных шаров. В России Фешин мало известен, ученик Репина до сих пор был популярнее в Америке, и, раскрутив его, можно получить хорошую прибыль. В каталогах русских торгов уже сочетаются классики и новые имена, поднявшиеся в топ недавно. Растёт спрос и на современное искусство. Интерес к нему объясняется тем, что оно доступнее для покупателей среднего класса, которые рассматривают его как неплохое вложение денег. Всё чаще российские коллекционеры обращают своё внимание и на произведения прикладного искусства – например, оружие.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.02.2011 12:19
Комментарии 0
Наверх