Версия // Культура // Руслан Устинов: «Пролетая над гнездом… кино»

Руслан Устинов: «Пролетая над гнездом… кино»

11262

Стоп. Снято!

Руслан Устинов: «Пролетая над гнездом… кино»
(Кадр: К/ф «Вий» 3D (2014), реж. Олег Степченко
В разделе

Продолжая тему конфликтов в киноиндустрии России, поднятой в статье газеты «Версия», стало интересно выяснить, кто же такой «продюсер» Руслан Устинов, который «продюсирует» банкротство известных кинокомпаний?

В российском кинобизнесе не так уж часто происходят конфликты между создателями картин. Как правило, разногласия происходят между инвесторами из других отраслей бизнеса, не связанными с кино, и реальными участниками индустрии – кинопродюсерами. Первые просто не понимают, как устроен кинобизнес, какие риски и подводные камни сопровождают каждый даже очень успешный проект.

Из самых знаковых можно вспомнить, пожалуй, судебные разбирательства между авторами фильма «Бригада», инвесторами и продюсером, каскадером Александром Иншаковым, который закончился арестами и судами. Помнится как страна наблюдала за конфликтом братьев Гевонда и Сарика Андреасяна, создателей кинокомпании Enjoy Movies, и инвестора компании, разбогатевшего на добыче угля в Кемеровской области, Владимира Полякова. Ещё недавно центральные газеты пестрили заголовками, что Сергей Сельянов получил иск о банкротстве от президента ресторанного холдинга Bulldozer Group Александра Орлова, который решил зайти в кинобизнес и начал свой путь с фильма «Скорый «Москва-Россия». А на сегодня ещё актуален долгоиграющий судебный процесс, в который оказались втянуты создатели самого кассового фильма 2014 года «Вий» 3D. Его детали уже седьмой год смакуют федеральные СМИ, правда, очень однобоко, предоставляя слово только одному из участников конфликта – некоему инвестору Руслану Устинову и его группе юристов. Чем же так примечателен этот человек, каких успехов он добился в российском бизнесе и откуда у него деньги? Ответ на этот вопрос должен помочь составить яркую картину отечественного кинобизнеса, развитие или стагнация которого иногда зависит от инвесторов, подобных Устинову.

Несколько лет назад в интервью одному из отраслевых журналов о кино Руслан Устинов демонстрировал уверенность в своих профессиональных способностях: «В душе я, конечно, неисправимый романтик, и кино для меня больше, чем бизнес. Я, как продюсер, ориентируюсь на успешный опыт своих коллег, в том числе западных. Америке удалось создать такую невероятную киноиндустрию именно путем точнейшего расчета и эффективного использования вложений. Это и есть та часть работы, за которую, в том числе, отвечает продюсер».

До проекта «Вий» 3D, тем более после, значимых киноработ в резюме Устинова не было. Кроме неудачного фильма «Золушка 4х4», который, не смотря на участие в фильме Владимира Турчинского, так и не добрался до экранов. Только на этом проекте, по словам самого Устинова, он потерял более $5 млн. Надо отметить, что по данным ФНС официальные доходы Устинова за 10 лет в сумме составили чуть ли не более пятидесяти миллионов рублей.

Как удалось выяснить, основной «бизнес» Устинова – это торговля немецкими запчастями (которые вдруг оказались турецкими и китайскими) сначала для Газпрома, а потом и для всех автомобилистов России. Интересно, что во времена становления бизнеса по торговле сомнительного происхождения запчастями у Устинова должен был быть высокий покровитель в Газпроме. Многие из круга общения Устинова говорят, что Устинов всегда бравировал именем покровителя, и надо полагать, что именно этот «газпромовец» снабжал бизнесмена выгодными тендерами на поставку запчастей из Турции, но под видом немецких. А в качестве развлечения на деньги, вырученные от продажи сомнительного железа было кино и продажа диковинных летательных агрегатов автогир.

По теме

«Штамповщик вдов»

Автогир – это вид легкомоторного летательного аппарата, как гироплан или гирокоптер. Заработав некоторый капитал на торговле запчастями, Руслан Устинов решил выступить спонсором увлечений своего отца – конструктора Валентина Устинова. Приватизировав заброшенный аэродром в Воскресенске, договорился с немецкой компанией Autogyro о сборке их моделей автогиров в России. Приватизация аэродрома также сопровождалась скандалами и откровенными разборками.

Необходимость летательных аппаратов автогир многие специалисты ставят под большое сомнение. В 2006 году в газете «Московский комсомолец» (от 18.12.2006 г.) вышла заметка об авиакатастрофе, унесшей жизни двух человек. Автогир убил в Воскресенском районе Подмосковья двоих человек - профессионального инструктора Михаила Стороженко и его пассажира Владимира Гончарова. RAF-2000 упал в поле неподалеку от деревни Городищи. Бывалые летчики именуют RAF-2000 Widow-мейкер – «штамповщик вдов». Канадские автогиры давно завоевали себе славу киллеров. Почему? Кто-то винит очень строгую систему управления.

Июль 2013 года. Двухместный автогир Calidus упал в реку Десна в черте Брянска. Одному человеку удалось спастись, второй был обнаружен два дня спустя погибшим. Им оказался известный в регионе спортсмен Дмитрий Кирюхин, являвшийся директором Брянского авиаспортивного клуба Бежица ДОСААФ.

Летчики-испытатели могут рассказать еще очень много трагических историй, связанных с ненадежными конструкциями автогиров. Но это не отвратило Устинова от занятия опасным хобби. Более того, он решил привлечь к пиару сомнительной техники родственника самого президента.

Мутный пиар

В 2011 г. ООО «Французские авиационные технологии» (ФАТ), входящее в группу компаний «МРТ», объявило о планах построить в Подмосковье завод по производству гирокоптеров, или автогиров, французской марки Xenon. ФАТ выбрала для этого площадку в технопарке «Звенигород». Компания, чьим совладельцем и председателем совета директоров был племянник президента РФ Роман Путин, хотела поставлять машины силовым структурам, крупным корпорациям и различным госведомствам и рассчитывала в кратчайшие сроки получить заказы на 200 машин в год на сумму 1 млрд руб. К тому времени производитель этих машин Celier Aviation, начавший свою историю в 1997 г., выпустил всего 200 гиропланов Xenon.

Однако наладить производство машин у Романа Путина не получилось. Автогиры, поставленные для «Ямалспаса», стали единственной зарегистрированной в России сделкой с аппаратами марки Xenon. По оценке делового журнала «Компания», цена самого дорогого, трехместного Xenon в России тогда составляла 5 млн руб.

И вдруг, в 2014 году, если верить информации в сети, Романом Путиным и Русланом Устиновым было учреждено ООО «Торговый дом «Автогиро» для продажи автогиров производства немецкой AutoGyro. Зачем Устинову могло понадобиться сотрудничество с Романом, или наоборот? Вопрос риторический. Устинов упоминал покровительство большого человека буквально при каждом удобном и неудобном случае. Партнеры Устинова говорят, что он грезил получить контракт на поставку автогиров для Министерства обороны. Более того, собирался поставлять свои сомнительные аппараты в Чеченскую республику, якобы Рамзан Кадыров лично одобрил покупку.

Однако, с июля 2015 г. владельцем 100% ООО «Торговый дом «Автогиро» стал уже единолично Руслан Устинов. По данным журнала «Ко», соответствующая запись появилась в ЕГРЮЛ, согласно данным сервиса «Контур-Фокус», 3 июля. «Выход Романа Путина из ООО «Торговый дом «Автогиро» – абсолютно рядовое явление, которому не стоит придавать хоть сколько-нибудь весомое значение. Это не связано с динамикой продаж компании. Просто Роман Игоревич занят в других проектах», – комментировал ситуацию Руслан Устинов изданию «Ко». Не долго находился Роман Путин под чарами Устинова. И стоит отметить, что торговый дом за год продал всего один автогир Calidus центру спецподготовки силовых структур Белоруссии «Динамо».

По теме

В марте 2015 года отраслевое издание «АвиаПорт» выходит с новостью о том, что ООО «АвтоГиро Руссланд» приостановило закупки в Германии комплектов для сборки автогиров в связи с их подорожанием в рублях почти в два раза. По словам Устинова, в настоящее время в России практически нет спроса на автогиры в связи с их существенным подорожанием. В 2014 году компания поставляла автогиры, но к концу года спрос сильно упал. На тот момент кризис не коснулся производства – оно было готово к сборке необходимого количества летательных аппаратов. На складе находилось около 10 автогиров MTO Sport и Cavalon. Но в подорожании ли дело? Или в качестве товара?

ООО «Автогиро Руссланд» поставило автогиры для ФСО (один, в 2013 г, сумма госзакупки составила 4,986 млн руб.) и для ГУ МЧС России по Красноярскому краю. Негусто для успешного бизнеса.

Примерно в это же время Устинов развязывает судебные тяжбы с продюсерами фильма «Вий»3D Александром Куликовым и Алексеем Петрухиным, которого СМИ называют выходцем из спецслужб. Об этом деле написано немало статей. Взаимосвязь между провалом продаж автогиров и желанием Устинова присутствовать в информационном поле трудно не заметить.

На нашу просьбу прокомментировать ситуацию, кинопродюсер Алексей Петрухин категорически отказался, но ответил только, что ему очень жаль бывшего партнера, который решил пойти путем судебных конфликтных схем. Другой участник конфликта Александр Куликов погиб, разбившись на вертолете, а его наследством теперь владеет Альберт Саркисян, бывший юрист компании Куликова.

Самому Устинову дозвониться за комментариями не удалось, очевидно он не берет трубки с неизвестных ему номеров. Возможно, Устинову потребовался статус «обиженного продюсера» именно с целью привлечь внимание бывших покровителей его мутных проектов, чтобы оправдать растраты денег от торговли запчастями? Только с помощью обмана людей, которые не имеют представления о том, как все устроено в киноиндустрии, можно внушить им, что Устинову якобы не выплатили обещанные дивиденды, а потому он не может вернуть покровителям потраченные нецелевым образом средства. И похоже, у Устинова не осталось другого вида извлечения дохода, как придумывать новые судебные схемы, чтобы с их помощью генерировать судебные иски против бывших партнеров.

Понимая все подводные камни…

Как на сегодняшний день функционирует компания Устинова неизвестно. Что стало с его «немецкими» запчастями, когда бизнесмен лишился покровительства в Газпроме, тоже понятно – убытки и ликвидация. Его имя упоминается лишь в связи с очередными судебными заседаниями. Говорят, что дела у бизнесмена настолько плохи, что затратное хобби тоже пришлось свернуть. Автогиры, оказались никому не нужны, и российское кино не приобрело нового креативного продюсера, каким себя считал Руслан Устинов.

Интересно, что конфликт между продюсерами картины «Вий» 3D начался уже после того, как они приступили к съемкам продолжения под названием «Тайна Печати Дракона» (ранее – «Вий-2. Путешествие в Китай»). Осознавая, какую прибыль фактически могут получить создатели фильма, Устинов решил продолжить свой путь в кинобизнесе.

В 2014 году, комментируя свое участие в новом проекте, Устинов заявлял: «Мы, конечно, невероятные максималисты! Мы понимали, что собрать 2 млрд. в прокате с «Вием» в принципе возможно, и очень к этому стремились. Для нас было важно не просто заработать деньги, но и получить кредит зрительского доверия, укрепить репутацию компании, потому что в дальнейшем с фильмом «Вий-2. Путешествие в Китай» планка поднимается многократно. Пройдя долгий путь с «Вием» и понимая все подводные камни, мы снова вступаем на неизведанную территорию – партнерство с китайскими компаниями».

А потом вдруг что-то изменилось в голове Устинова. В суде Руслан Устинов заявил, что проект «Вий» 3D заработал 1,4 млрд руб. в России и СНГ (данные «Бюллетеня кинопрокатчика»). Устинов и группа подконтрольных ему конкурсных управляющих, вдруг вводит суд в заблуждение, указывая, что именно от этой суммы он должен получить процент прибыли? Но это же совсем не так, это не означает, что именно такую сумму получили создатели.

Каждый, кто понимает, как функционирует киноиндустрия, может посчитать реальную выручку (именно выручку, а не прибыль, ведь сначала нужно покрыть расходы на производство). Отнимите из суммы 1,4 млрд половину (эти деньги забирают кинотеатры), еще 200 млн рублей рекламной компании, которую оплачивал прокатчик Universal, а также около 15% комиссия самой Universal. Выходит, что чистая выручка от самого успешного российского фильма составила вовсе не миллиарды, а несколько сотен миллионов рублей. Но Устинова и его юристов это не останавливает, они пошли дальше и заявили суду, дескать что договора с кинотеатрами на отчисление им 50% это схема вывода денег, и что он такое щедрое разделение не согласовывал. А это может стать прецедентом.

Важным фактом, меру ответственности за который должен определить суд, является якобы имевшая место попытка реализации проекта «Вий» 3D на площадке Авито: не конкурсный ли управляющий Наталья Никифорова выставила фильм на продажу за 269 млн. руб? Затем стоимость фильма значительно снижается до копеек, и его покупает никому неизвестная компания. При этом были нарушены права всех остальных собственников и авторов фильма, об этом хорошо известно конкурсному управляющему и Руслану Устинову. По словам юристов, это уже является фактом явного мошенничества, то есть уголовным преступлением со стороны Никифоровой.

Похоже, Руслан Устинов решил не увлекаться развитием столь ненадежного мира кино, также легко, как в свое время распрощался с идеей оснастить все российские спецслужбы автогирами. Первые трудности, и вот уже он не готов поднимать с колен российскую киноиндустрию, а стремится наоборот, урвать что возможно при помощи конкурсных управляющих, больнее ударить по неокрепшему кинобизнесу и своим бывшим партнерам

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.12.2021 11:50
Комментарии 0
Наверх