Версия // Бизнес // Российским автодилерам пророчат массовые банкротства в 2023 году

Российским автодилерам пророчат массовые банкротства в 2023 году

9484

Фиаско на колесиках

Российским автодилерам пророчат массовые банкротства в 2023 году
(фото: flickr.com/peterolthof)
В разделе

Оценивая состояние российского авторынка по итогам 2022 года, многие специалисты говорят не иначе как «рухнул». Действительно, сокращение продаж автомобилей почти на 60% сложно охарактеризовать другими словами. Рассуждая о перспективах отрасли в наступившем году, эксперты рисуют мрачную картину. Но все же – не беспросветную.

В 2022 году российский авторынок покинули 45 зарубежных брендов. Осталось всего 14, из них три отечественных и 11 китайских. Общее количество проданных за год новых автомобилей не дотянуло даже до 700 тысяч (626 281, по данным «Автостат»). Для сравнения, в пандемийный 2020 год, несмотря на стоявшие закрытыми во время карантина автосалоны, россияне купили почти 1,7 млн машин. По сравнению же с 2021 годом, тоже далеко не рекордным по цифрам, продажи упали на 58,7%. Таким образом, дефицит предложения за год составил около 1-1,1 млн единиц, которые российский рынок мог бы легко освоить, не считая даже потенциала роста, который эксперты оценивают в 10-12%. Но больше всего автодилеров тревожит полностью разрушенная конъюнктура рынка, которая выстраивалась четверть века.

Тяжелые времена

Складские запасы автомобилей почти исчерпаны, в то время как новых поставок давно уже нет и пока не предвидится, а производства зарубежных моделей в России остановлены. По оценкам экспертов, на данный момент в автосалонах по всей России осталось не более 30 тысяч машин. Вдобавок ко всему на фоне дефицита ощутимо выросли цены: в дилерских центрах признают, что сейчас за автомобиль придется выложить на 20-30% больше, чем за такую же модель годом ранее. Поэтому на снижение цен в ближайшем будущем рассчитывать не стоит: ему просто неоткуда взяться.

В условиях исчезающей конкуренции в лидеры продаж ожидаемо вырвался российский АвтоВАЗ. Весной 2022 года в результате разрыва привычных логистических цепочек и запрета на поставку сотен компонентов производство было приостановлено. Однако уже в июне конвейер возобновил сборку, и к осени рыночная доля автомобилей семейства LADA достигала 40%. Всего же по итогам года было продано 188 645 машин. Увы, но эта цифра не может считаться утешительной: в прежние годы АвтоВАЗ продавал в среднем около 350 тысяч единиц. Впрочем, на текущий год уже поставлен амбициозный план – продать 400 тысяч машин.

Худшее, конечно, впереди

По итогам 2021 года компании «Рольф», «Мэйджор Авто Центр» и «Автомир», входящие в Топ-10 крупнейших российских автодилеров, показывали следующие результаты:

  • «Рольф»: выручка 251 млрд рублей, убытки 4,6 млрд рублей;
  • «Мэйджор Авто Центр»: выручка 22 млрд рублей, прибыль 386 млн рублей;
  • «Автомир»: выручка 64 млн рублей, прибыль 12 млрд рублей.

Такие данные приводит ресурс rusprofile.ru. Финансовые итоги деятельности за 2022 год пока не опубликованы, но, с учетом общего состояния авторынка и прогнозов экспертов, показатели выручки и прибыли могут оказаться гораздо более скромными, а вот цифры убытков – куда более существенными.

Что может спасти российский авторынок, прошедший кризисы 1998 и 2008 годов, но столкнувшийся с беспрецедентными вызовами в 2022? Худшие прогнозы не сбылись, и коллапс пока еще не наступил, тем не менее, и радужных ожиданий от наступившего года у подавляющего большинства участников рынка нет.

По теме

На возобновление импорта популярных марок надежды нет: уже сейчас известно, что у ушедших или приостановивших деятельность на неопределенное время брендов производство на 2023 год автомобилей для России не предусмотрено. Конечно, какое-то количество автомобилей может быть ввезено в страну параллельным импортом. Но таким образом, по оценкам специалистов, на рынок может поступить не более 70 тысяч авто. Это – капля в море, не говоря даже о сложностях с логистикой, растаможкой и оформлением таких машин. Такие объемы поставок, конечно, покрыть существующий спрос не смогут.

Хотелось бы надеяться на рост собственного производства автомобилей. Но даже если все три отечественных автопроизводителя (ВАЗ, ГАЗ и УАЗ) увеличат количество выпускаемой продукции вдвое, этого все равно окажется недостаточно, чтобы покрыть уже имеющийся дефицит. К сожалению, рост объемов производства никак не успевает за спросом.

Впрочем, растет производство электромобилей. Но, во-первых, тоже медленно. А во-вторых, электромобили все еще не стали и в ближайшее время вряд ли станут мейнстримом на российских дорогах.

Конечно, на выручку придут китайцы, но – со своим интересом. Видя сложившуюся на российском авторынке ситуацию, эти прагматичные товарищи чувствуют себя уверенно и диктуют довольно жесткие условия, повышая цены и не балуя скидками. При этом в России прижилось лишь несколько китайских марок автомобилей, а большинство потенциальных покупателей все еще относится с недоверием к китайскому автопрому. Китайцы это тоже видят и потому не спешат наращивать объемы поставок, чтобы не давать лишнего повода к снижению цен.

При всем этом не стоит упускать из виду, что большинство наших граждан в этом году вряд ли сможет похвастаться ростом доходов. Продавцы очень рассчитывают на госпрограмму льготного автокредитования. Но, во-первых, воспользоваться ею смогут лишь отдельные категории граждан, что само по себе уже резко сокращает список потенциальных покупателей. А во-вторых, приобрести таким образом можно будет автомобили всего нескольких марок: те же ВАЗ, ГАЗ и УАЗ, а также Haval, собранные на заводе в Тульской области, и электромобили Evolute.

Автодилеры во время высокой неопределенности пытаются удержаться на плаву разными способами. Кто-то перепрофилирует салоны под продажу китайских брендов, другие занялись продажами автомобилей с пробегом, третьи начали дополнительно торговать мотоциклами. Однако, по прогнозам экспертов, в первом полугодии многих ожидает волна закрытий бизнеса и банкротств. Ведь уже сейчас понятно, что в 2023 году не удастся переломить все существующие негативные тренды, и рынок, по большому счету, продолжит коллапсировать. Конечно, многое будет зависеть от изменения политической ситуации в мире, но и здесь быстрых и позитивных для России сдвигов ожидать не приходится.

«В базовом прогнозе на 2023 год объем рынка новых легковых автомобилей в России составит 650 тысяч единиц, что будет чуть выше (+4%) уровня 2022 года. В оптимистичном прогнозе он достигнет 780 тысяч штук (+25%), а в пессимистичном – 550 тысяч (-12%)», – предполагают эксперты агентства «Автостат».

Так что, судя по всему, российских автодилеров ожидает суровый год. Конечно, сохранить бизнес в таких условиях будет легче крупным компаниям. Смогут ли выжить остальные – пока вопрос.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.01.2023 18:04
Комментарии 1
Наверх