Версия // Власть // Российский ВМФ вынужден принять на вооружение небоеготовый корабль

Российский ВМФ вынужден принять на вооружение небоеготовый корабль

22611

Ограниченно годен

Российский ВМФ вынужден принять на вооружение небоеготовый корабль. фото: Пётр Ковалев/ТАСС
В разделе

В последнее воскресенье июля на главном морском параде был впервые показан головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Но оказалось, что этот корабль может называться не только гордостью российского флота, но и самым главным его долгостроем. Больше того – готовность фрегата выполнять боевые задачи вызывает у экспертов большие сомнения.

Сюжет: Армия

Фрегат «Адмирал Горшков» был заложен на Северной верфи 1 февраля 2006 года. Тогда это назвали серьёзным прорывом – впервые в постсоветской истории в России начали строить корабль дальней морской зоны по разработанному с нуля отечественному проекту. В 2010 году корабль был спущен на воду. Техническая готовность судна на момент спуска составляла около 40%. По плану фрегат должен был вступить в строй в 2012 году. Однако спустя три года на кораб­ле начались только швартовные испытания. Следующим этапом должны были стать ходовые испытания, но вскоре было объявлено об очередной задержке. Как оказалось, причиной её стала неготовность артиллерийской установки А-192М «Армат», которая в результате была установлена на корабль только в конце 2014 года.

В режиме жёсткой экономии

Но на этом беды «Адмирала Горшкова» не закончились. В 2015 году из-за сбоя системы управления во время первого этапа ходовых испытаний на фрегате вышел из строя один из двух маршевых дизелей. Для ремонта двигателя специалистам потребовалось 2,5 месяца.

Следом в июле 2016 года выяснилось, что у корабля имеются проблемы с основным зенитным вооружением – ракетным комплексом «Полимент-Редут». Выяснилось, что концерн ВКО «Алмаз – Антей» не смог своевременно довести до ума эти зенитно-ракетные комплексы, предназначенные для оснащения фрегатов. С какими именно проблемами пришлось столкнуться на испытаниях новейшего ЗРК, официально не сообщается. Известно только о самом факте их наличия и то, что решить их не могли на протяжении двух лет. Ходили слухи о неполадках с РЛС с фазированной антенной решёткой и с зенитными ракетами.

Эксперты при этом обратили внимание, что разработчик «Полимент-Редута» по какой-то причине отказался от многолетней практики, предусматривавшей предварительные морские натурные испытания комплекса до его установки на корабль. Причин такому решению может быть несколько. Возможно, руководство «Алмаз – Антея» переоценило свои возможности, решив, что комплекс удастся быстро довести до работоспособного состояния прямо в ходе испытаний «Адмирала Горшкова». Не исключено также, что Минобороны просто решило сэкономить на опытовом корабле, на котором должны были проводиться испытания вооружения. Так или иначе, но это привело к очередному срыву сроков сдачи фрегата «Адмирал Горшков».

В итоге постройка небольшого корабля второго ранга заняла почти девять лет, что примерно втрое больше положенного. Для сравнения: в своё время от постройки до передачи заказчику тяжёлого авианесущего крейсера «Киев» прошло пять с половиной лет.

6 июля 2018 года Государственной комиссией всё-таки был подписан приёмный акт государственных испытаний фрегата «Адмирал Горшков». Спустя два дня на корабле был поднят Андреевский флаг. По слухам, такая поспешность объяснялась стремлением показать корабль на главном морском параде, любоваться которым должен был лично президент.

«Частично успешный» пуск

Тем временем появились сведения, что «Полимент-Редут» до сих пор не является полноценным оружием. По некоторой информации, контрольные стрельбы, которые «Адмирал Горшков» проводил перед межфлотским переходом на главный военно-морской парад в Кронштадте, были признаны «частично успешными». Это означает, что, несмотря на все старания, добиться синхронизации работы оружия и корабля-носителя так и не получилось. Если это так, то корабль стоимостью порядка 400 млн долларов, на строительство которого ушло 12 лет, до сих пор полностью не боеготов. И потребуются как минимум дополнительные испытания этого вооружения.

Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа:

– Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» действительно стал до неприличия продолжительным долгостроем. Теперь, когда спустя 12 лет его построили, сложно сказать, насколько он современен и сможет ли качественно улучшить состав российского ВМФ. Также практически ничего неизвестно о том, насколько удалось интегрировать на него системы вооружения. Тем не менее даже условно современные и боеготовые фрегаты лучше их отсутствия в составе флота. Но в любом случае если корабль построен, его необходимо передать флоту. Думаю, что опытная эксплуатация этого корабля покажет, нужны ли флоту ещё корабли этого проекта и будет ли план закупок полностью реализован.

Как бы то ни было, «Адмирал Горшков» в ближайшее время сможет выполнять ряд задач, но их число весьма ограниченно. Корабль сможет обеспечивать военно-морское присутствие и демонстрировать флаг в дальних водах. Но для реального боя корабль ещё будет долгое время не готов.

Впрочем, принимать корабль в состав ВМФ с недоработанными комплексами – это традиция ещё советского флота. В Советском Союзе также существовала практика, когда не полностью боеготовые корабли принимались на вооружение, а потом приходилось довооружать их в рабочем порядке. Возможно, на этот риск военные пошли, чтобы не задерживать строительство серии фрегатов проекта 22350, на которые ВМФ возлагает большие надежды.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Армата» – всё?

На прошлой неделе вице-премьер и куратор оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов заявил, что вооружённые силы России не будут массово закупать танки «Армата» из-за их дороговизны. Вместо этого, по его словам, целесообразнее повышать боевой потенциал имеющейся военной техники за счёт её модернизации.

Напомним, что, по официальным заявлениям, серийное производство новейшего танка Т-14 на платформе «Армата» должно было начаться в 2019 году. А к 2020 году планировалась поставка 2300 единиц танков Т-14, что позволило бы на 70% модернизировать танковые войска. В целом Уралвагонзавод предполагал выпускать около 500 танков ежегодно.

И вот теперь главный чиновник, отвечающий за вооружение, заявляет, что для Российской армии нет особой необходимости в массовых закупках новой техники. Как сообщил Юрий Борисов, «Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с иностранными конкурентами по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит». По логике вице-премьера новый танк слишком дорог и его массовое производство сейчас было бы нужным только в том случае, если бы имеющаяся российская бронетехника критически уступала конкурентам. В нынешней же ситуации есть возможность отложить их закупки до тех пор, как они подешевеют. Также, по всей видимости, откладываются массовые закупки и новейших БТР «Бумеранг» и БМП «Курганец». Проблема высокой цены новой бронетехники действительно отмечалась. Оценка стоимости «Арматы» находится в диапазоне 400–500 млн рублей. Для сравнения: модернизированный танк Т-72, что называется, с полной начинкой обойдётся не более чем в 150 миллионов.

Однако, по информации «Нашей Версии», причина отказа закупки «Арматы» может скрываться не только в высокой цене. Более серьёзной причиной может быть неготовность танка к крупносерийному производству. Эти машины также нуждаются в длительном цикле доводки. Танк Т-14 по-прежнему имеет серьёзные технические проб­лемы с работой электроники, двигателя, а также боекомплекта. На доработку, по словам источника на Уралвагонзаводе, потребуется минимум три года. Кроме того, стоит учесть, что заявление Борисова прозвучало незадолго до сроков, когда с производителями должны были заключаться контракты на массовую закупку танков. Не исключено, что таким образом вице-премьер послал сигнал производителям «Арматы»: мол, снижайте цену или давайте договариваться, иначе не видать вам миллиардного контракта?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.08.2018 12:59
Комментарии 1
Наверх