Версия // Общество // Российский рынок туристических услуг ожидает зачистка со стороны правоохранительных органов

Российский рынок туристических услуг ожидает зачистка со стороны правоохранительных органов

2088

Полный турдом

Брошенным на произвол судьбы туристам остаётся надеяться только на самих себя
В разделе

Инциденты с российскими туристами за рубежом сегодня воспринимаются уже как данность: нас регулярно бросают на произвол судьбы туроператоры, маринуют сутками в аэропортах авиаперевозчики, калечат в ДТП водители. Многие наши соотечественники, хлебнувшие лиха по вине туристических фирм, считают, что бороться за свои права дело бесполезное, а туроператоры фактически не несут никакой ответственности ни перед ними, ни перед законом. Но это не совсем так. Не так давно в Москве к уголовной ответственности был привлечён генеральный директор одной из турфирм, по вине которой в июне 2007 года более 70 российских детей двое суток фактически бомжевали в Турции. Это дело стало беспрецедентным в российской судебной практике и, по мнению экспертов, может стать поворотным для отечественного туристического бизнеса...

Июль – пик туристического сезона, а значит, в ближайшее время сотни тысяч наших сограждан отправятся на отдых в тёплые края. Но шанс отлично провести отпуск где-нибудь на побережье Средиземного или Красного моря выпадает далеко не всем. Инциденты с российскими туристами за рубежом сегодня воспринимаются уже как данность: нас регулярно бросают на произвол судьбы туроператоры, маринуют сутками в аэропортах авиаперевозчики, калечат в ДТП водители. Многие наши соотечественники, хлебнувшие лиха по вине туристических фирм, считают, что бороться за свои права дело бесполезное, а туроператоры фактически не несут никакой ответственности ни перед ними, ни перед законом. Но это не совсем так. Не так давно в Москве к уголовной ответственности был привлечён генеральный директор одной из турфирм, по вине которой в июне 2007 года более 70 российских детей двое суток фактически бомжевали в Турции. Это дело стало беспрецедентным в российской судебной практике и, по мнению экспертов, может стать поворотным для отечественного туристического бизнеса. Но поможет ли оно повысить уровень ответственности наших туроператоров? В этом вопросе попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Вначале июля 2007 года по СМИ прокатилось тревожное известие: в Турции бесследно исчезли 74 ребёнка из России. Встревоженные родители сообщали, что дети не отвечают на телефонные звонки. Впрочем, одна девочка, сумевшая всё-таки связаться с мамой, сообщила, что у них забрали мобильные телефоны и вывезли из отеля в неизвестном направлении. У московского офиса турфирмы появился пикет разъярённых родителей. Официальная информация о судьбе детей появилась лишь после того, как к их поиску подключился генеральный консул РФ в Анталье.

Реальная картина инцидента была хотя и не столь драматична, как первые сообщения о случившемся, но всё же вызвала немало вопросов к организаторам поездки. Пропавших детей отправила на отдых в Турцию московская компания «Ютем». 26 июня группа приехала в отель Utopia World deluxе 5*. Размещение предполагалось 3—4-местным, однако детей расселили по 5—6 человек в комнате. Но злоключения юных туристов только начинались.

На следующий день по приезде им вдруг предложили незапланированную экскурсию в Памуккале с ночёвкой. Причина отправки детей на незапланированную экскурсию оказалась весьма интересной. Как выяснилось, в отеле, куда заселили детей, в это время должна была состояться торжественная церемония открытия с присутствием большого числа VIP-персон. «Экскурсию» организовали для того, чтобы освободить на время номера для более важных гостей.

О самой же экскурсии дети позже вспоминали со слезами на глазах. В автобусах на 40-градусной жаре они провели около 20 часов, и всё это время они были вынуждены покупать воду и еду за свои деньги. При этом в Памуккале вместо одной ночи детей задержали на двое суток. А когда они наконец вернулись в свой отель, свободных номеров в нём по-прежнему не было. Несмотря на то что история закончилась благополучно и никто из вдруг ставших лишними в отеле российских детей серьёзно не пострадал, родители стали готовить иски против турфирмы. Параллельно проверкой деятельности этой организации по заявлению российского консула в Анталье стал заниматься столичный УБЭП. В первый же день проверки оперативники выявили ряд любопытных аспектов деятельности турфирмы. Аспектов уголовных…

– Это первое дело, когда мы привлекли к уголовной ответственности туроператора за незаконную предпринимательскую деятельность, – рассказывает «Нашей Версии» следователь по особо важным делам Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве Артур Ширяев. – По сути, создан прецедент, который заставит многие компании изменить свои взгляды на способы ведения бизнеса.

Как выяснило следствие, турфирма «Ютем», возглавляемая гражданином Евгением Погожих, работала на рынке с 2004 года. В основном специализировалась на детском отдыхе – выступала агентом или сама организовывала туры в Турцию, Словакию, Венгрию и на Украину. Детям вроде нравилось – официальный сайт компании полон восторженных отзывов об организованном ею отдыхе. «Я очень благодарна руководителям группы, с которыми ездила в Словакию на новогодние каникулы. Мне там очень понравилось, с удовольствием съезжу с ними ещё куда-нибудь», – писали туристы, даже не подозревая, что за красочной вывеской турфирмы скрывается, мягко говоря, не слишком добросовестная организация. Фактически детей отправляли за рубеж на авось.

– Вопреки требованиям законодательства ООО «Ютем» не было внесено в Единый реестр туроператоров, – продолжает следователь Артур Ширяев, – они работали без банковских гарантий и страховки. То есть фактически «Ютем» работал без разрешения на туроператорскую деятельность. Это в итоге и привело к инциденту в Турции, который вызвал общественный резонанс.

Напомним, что Единый федеральный реестр туроператоров, ведением которого занимается Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), начал свою работу 1 июня 2007 года. Надо заметить, что внесение сведений о той или иной фирме в реестр далеко не формальная процедура. Фишка новой системы регистрации турфирм в том, что ни одна из них не может быть внесена в реестр, то есть получить разрешение на работу, пока не предоставит в Ростуризм сведения о том, что она обладает обязательными банковскими гарантиями или страховкой. Нововведения были направлены в первую очередь на защиту туристов. Теперь, если турфирма не выполнит своих обязательств перед клиентом, а то и вовсе исчезнет, турист в течение 60 суток может получить назад свои кровные либо от банка, предоставившего гарантию, либо от страховой компании. Но турфирма «Ютем» решила пойти своим путём.

Следствие по делу гендиректора Евгения Погожих длилось три месяца. За это время правоохранительные органы собрали неопровержимые доказательства вины подозреваемого. В частности, выяснилось, что Погожих был прекрасно осведомлён о новом порядке получения разрешения на туристическую деятельность. Как оказалось, ООО «Ютем» направляло в Ростуризм сведения для внесения в Единый реестр, но фирме было отказано, так как полученные фирмой банковские гарантии не соответствовали требованиям закона. Но, несмотря на отказ Ростуризма, фирма продолжала отправлять детей за рубеж. Однако гендиректор во время следствия и на суде упорно отрицал свою вину. Защита обвиняемого выбрала весьма любопытную тактику.

– Адвокаты и Погожих упирали на то, что внесение сведений в реестр не является лицензией и не является разрешением, мол, оно носит добровольный характер, и так работает весь рынок, – продолжает следователь Артур Ширяев, – но суд в приговоре чётко выделил, что внесение указанных сведений в реестр является обязательным и предусмотренным законом и тем самым является специальным разрешением на осуществление туроператорской деятельности. Для нас было главным, что суд растолковал понятие «разрешение».

Приговор в отношении генерального директора Погожих был вынесен Пресненским районным судом Москвы 27 мая 2008 года. Суд признал коммерсанта виновным в совершении преступления по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Правда, наказание за свою кипучую деятельность Погожих понёс весьма символическое –

100 тыс. рублей штрафа.

Несмотря на столь мягкий приговор, в Федеральном агентстве по туризму дело ООО «Ютем» называют чуть ли не знаковым. «Благодаря этому прецеденту сегодня проведён чёткий водораздел между законной и незаконной деятельностью в сфере туризма, – рассказывает в интервью «Нашей Версии» руководитель правового управления Ростуризма Евгений Писаревский. – На наш взгляд, это дело будет способствовать обеспечению законности и правопорядка на рынке».

Впрочем, в Ростуризме считают, что дело ООО «Ютем» скорее исключение из правил и подавляющее большинство турфирм уже вошли в Единый реестр туроператоров. Так, если 1 июня 2007 года в нём числилось 1300 компаний, то на данный момент в него входит 4500 турфирм. И новая система госрегулирования туристического рынка уже начинает приносить свои плоды. Весьма показательной стала недавняя история с санкт-петербургским туроператором ООО «Алеа», от деятельности которого пострадали более 10 человек.

Собрав с туристов деньги за поездки в Турцию, Тунис и на Бали, фирма вдруг исчезла, и клиенты остались ни с чем. Однако туристам повезло: фирма была внесена в Единый реестр туроператоров и, следовательно, имела банковские гарантии. Ущерб, а в общей сложности он составил чуть менее

1 млн. рублей, был возмещён в краткие сроки. Хотя так везёт далеко не всем и не всегда. Аналогичная история недавно произошла в Екатеринбурге: одна из турфирм также бесследно исчезла с деньгами клиентов, и что самое печальное, она не числилась в реестре и не имела никаких гарантий или страховки. Так что шансы у несостоявшихся туристов вернуть свои деньги крайне невелики. Поисками генерального директора этой фирмы сегодня активно занимается екатеринбургский УБЭП, и у коммерсанта есть все шансы попасть в места не столь отдалённые за мошенничество.

«Подобные недобросовестные участники рынка работают не только во вред туристам, – продолжает Евгений Писаревский, – страдают и законопослушные туроператоры. Они работают «в белую», поэтому у них выше цены, что снижает конкурентоспособность продукта. Я думаю, постепенно сами добросовестные участники рынка, а также их саморегулируемые организации будут контролировать эту ситуацию и оперативно обращаться в компетентные органы, чтобы наказать нарушителей закона».

Но как же быть рядовым гражданам, не искушённым в тонкостях туристического бизнеса? Можно ли как-то снизить риск стать обманутым туроператором? На этот счёт в Федеральном агентстве по туризму нам дали простой совет. Единый реестр туроператоров размещён в общем доступе на официальном сайте Ростуризма. Так что если фирма, у которой вы намереваетесь приобрести тур, в нём не значится, то от таких туроператоров, как показывает практика, лучше держаться подальше. Несмотря на самые заманчивые условия.

Между тем российский туристический рынок пока можно назвать цивилизованным лишь с очень большой натяжкой. Тысячи обманутых туристов сегодня ведут свои мини-войны с недобросовестными операторами. Список претензий огромен, а накал некоторых конфликтов впечатляет.

Так, в марте 2008 года «Наша Версия» рассказала о печальной истории, произошедшей с семьёй Филатовых из Москвы. Заплатив за поездку на новогодние праздники в Шри-Ланку около 7 тыс. долларов, супруги были вынуждены вернуться из райского уголка планеты уже спустя два дня. Вместо фешенебельного пятизвёздочного отеля класса deluxе Филатовых в Шри-Ланке разместили в полуразрушенном отеле, пострадавшем после цунами. О состоянии отеля свидетельствовали многочисленные фотографии, которые Филатовы сделали на месте испорченного отдыха: тотальная грязь, сломанная мебель, плесень на стенах, насекомые в душе. Когда же супруги потребовали от представителей компании переселить их в другой отель, им предложили разместиться в соседней гостинице за свой счёт. А после и вовсе перестали поднимать трубку.

После возвращения в Москву Филатовы потребовали от туристической компании вернуть затраченные на поездку деньги, однако туроператор ответил им категорическим отказом. Супруги решили биться с коммерсантами до конца, для них это стало делом принципа. В тогдашней публикации «Наша Версия» пообещала проследить за развитием этого любопытного конфликта, и, пользуясь случаем, мы вновь связались с нашими героями. На встречу с автором этой заметки Юрий Филатов принёс внушительную папку документов. «Мы направили заявление в УБЭП, обращения в Ростуризм, Роспотребнадзор, Мосгордуму, – рассказывает Юрий Филатов, – и сделали для себя интересные открытия. Так, например, в Ростуризме нам ответили, что эта организация не занимается надзором за деятельностью туроператоров. Спрашивается, а зачем тогда вообще нужна эта структура? Получается, что турбизнес вообще никто не контролирует?» Ничего подозрительного в деятельности компании не нашёл и УБЭП. После проведённой проверки Филатовым официально посоветовали решать конфликт в гражданском порядке, то есть подавать на фирму в суд.

Кстати, в Москве ещё не было возбуждено ни одного уголовного дела в отношении туроператоров, которые таким образом вводят в заблуждение туристов и, вероятнее всего, извлекают из этого дополнительные прибыли. Хотя следователь Артур Ширяев, которого мы попросили прокомментировать эту ситуацию, теоретически такую возможность допускает.

– Здесь в первую очередь нужно доказывать умысел, что компания знала, куда отправляла людей, и сознательно продала продукт, который не соответствует действительности, и тогда уже можно говорить о мошенничестве, – говорит следователь. – Для этого нужно фиксировать многие моменты: путёвку, договор, условия проживания. Можно сделать фотографии на месте и сравнить с теми фотографиями, которые размещены на интернет-сайтах или в буклетах, и уже исходя из этого писать заявление в УБЭП. Так что теоретически такая возможность существует. На практике же у нас ещё не было таких дел.

Впрочем, сами Филатовы отступать не собираются. Не так давно поддержку супругам оказала Общественная палата РФ. Член Общественной палаты академик Лео Бокерия направил в столичную прокуратуру заявление с просьбой проверить деятельность недобросовестного туроператора.

Как видно, в таких ситуациях туристам порой приходится надеяться только на самих себя. И история семьи Филатовых далеко не единичный и не самый печальный пример отношения туроператоров к своим клиентам. Очевидно, что для приведения российского туристического бизнеса в нормальное состояние понадобятся годы. Правда, даже приблизительные сроки не может назвать никто.

«Повышение общего уровня правовой культуры туристского бизнеса, правосознания руководителей турфирм, а также искоренение правового нигилизма на рынке не может произойти молниеносно, – говорит руководитель правового управления Ростуризма Евгений Писаренко, – потому что есть определённые стереотипы, образ мышления, связанные с неправомерным поведением, а часто-просто низкий уровень квалификации специалистов турфирм которые изменить гораздо сложнее, чем написать закон. Но всё-таки общая тенденция такова, что рынок становится более структурированным, существенно более добросовестным и более социально ответственным по отношению к туристам».

Между тем очевидно, что беспрецедентный приговор в отношении генерального директора ООО «Ютем» фактически развязывает руки Ростуризму и правоохранительным органам для принятия жёстких репрессивных мер в отношении недобросовестных туроператоров. Очень вероятно, что в ближайшее время будут организованы массовые проверки туристических фирм. Перефразируя рекламу: «Вы ещё не вошли в Единый реестр туроператоров? Тогда мы идём к вам».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.06.2008 11:36
Комментарии 0
Наверх