Версия // Власть // Российский бизнес не заинтересован в победе над курением

Российский бизнес не заинтересован в победе над курением

4649

Дымовая завеса

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

На днях в силу вступил антитабачный закон. Формально уже более 10 дней курить нельзя на рабочих местах, в лифтах и подъездах, вблизи от станций метро и т. п. Через год россиян ожидает введение ещё более жёстких мер: в частности, запрещено будет курить в кафе, ресторанах и гостиницах. Кроме того, существенно подскочат цены на сигареты. Но мировой опыт показывает, что число курящих в результате вряд ли существенно сократится. Этого не происходит даже на Западе, где в процесс борьбы с курением вовлечён серьёзный бизнес. В России же на существенную экономическую выгоду страховые и фармацевтические компании не могут и рассчитывать.

Меры в отношении курильщиков новый антитабачный закон предусматривает жесточайшие, что, по мнению его разработчиков, должно достаточно быстро привести к резкому сокращению числа потребителей табака. Но в действительности ожидать, что Россия в ближайшее время станет некурящей или по крайней мере малокурящей страной, не приходится, поскольку с экономической точки зрения в борьбе с курением у нас никто всерьёз не заинтересован. А в большинстве стран мира, где достаточно жёсткие ограничения действуют уже несколько лет, застрельщиками антитабачной кампании являлись фармацевтические предприятия и страховые компании – именно они и есть главные бенефициары наступления на курильщиков.

Вред курения признали американские присяжные

История антитабачного лобби в мире началась в 60-е годы прошлого века в США. Интересно заметить, что до этого времени никому и в голову не приходило, что курение вредит здоровью. Более того, курение и здоровый образ жизни прекрасно сочетались друг с другом. К примеру, на рекламных плакатах тех лет можно было увидеть слоганы о том, что только врач, курящий определённую марку сигарет, сможет вас хорошо вылечить. О пользе курения рассказывали оперные певцы, которым сигареты помогали сохранить голос, учёные, которые благодаря курению лучше думали, и даже спортсмены, улучшающие свои спортивные результаты благодаря паре затяжек.

Если сегодня большинство СМИ и научных журналов пестрит работами о том, что курение – причина множества опасных заболеваний, то в 50-е годы людей убеждали в обратном. Так, в 1952 году в США вышла научная работа Артура Литтла, который утверждал, что курение не наносит никакого вреда здоровью, а возникновение раковых заболеваний связано с генетической предрасположенностью и влиянием окружающей среды.

Конец этому «курительному раю» был положен в 1960 году. Причинами тому стали американская система правосудия и страсть американцев к сутяжничеству. Вдова умершего от рака лёгких курильщика подала в суд на компанию – производителя сигарет в надежде доказать, что муж её заболел и умер именно потому, что много курил. Дело рассматривалось судом присяжных, которым было предложено ответить на три вопроса: вызывает ли курение рак лёгких? Повлёк ли рак лёгких смерть человека? Могло ли употребление сигарет вызвать смерть? Присяжные ответили положительно на все три вопроса, но с существенной оговоркой о том, что человек сам принял решение – курить ему или нет.

Этот судебный процесс можно считать днём рождения мирового антитабачного лобби. Именно с этого момента фармацевтические корпорации начали разработку препаратов, помогающих бросить курить. Заказывали всевозможные научные исследования, доказывающие, что курение вредно. Тогда же табачные корпорации потерпели первое и решающее поражение: производители сигарет публично признали свой продукт вредным для здоровья, разместив на пачках соответствующие предупреждающие надписи.

По теме

Фармацевтам нужен не результат, а процесс

«Антитабачный лоббизм – это не борьба энтузиастов, а работа бизнеса. Интересы бизнеса и общества не могут быть тождественны», – уверен глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. За рубежом экономическая подоплёка антитабачных кампаний даже и не скрывается. Более того, в последние годы всё активнее публикуются исследования на эту тему, доказывающие, что некурящие клиенты, например, куда выгоднее для страховых компаний – одних из крупнейших лоббистов антитабачной индустрии наряду с фармацевтическим бизнесом. Так, недавно исследователи из Колледжа здравоохранения и юридического колледжа Университета штата Огайо подсчитали, что курящие сотрудники обходятся американскому работодателю примерно на 5816 долларов в год дороже, чем те, кто не курит.

Обнародование подобных фактов и пропаганда здорового образа жизни естественным образом заставляют простых потребителей хотя бы попытаться бросить курить. И тут в игру вступают фармацевтические корпорации.

«В России рынок антитабачных препаратов каждый год растёт на 50%. У нас ещё существует отношение к медикам, оставшееся со времён Советского Союза: врач плохого не предложит. В случае с антитабачной борьбой получается, что медикам и фармацевтам гораздо выгоднее, чтобы человек не бросил курить, а всё время пытался бросить. Важен процесс, а не результат», – рассказывает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.

Слова эксперта подтверждают и статистические данные по числу курильщиков в странах, где запреты на курение действуют уже много лет.

Так, в тех же США с 1990 по 2010 год ограничения на курение были введены более чем в половине штатов. Причём в Америке к антитабачной кампании подошли с большим фанатизмом. К примеру, на некоторых офисных или административных зданиях страны можно увидеть таблички с надписью: «Мы просим Вас не курить около нашего здания». Результаты, впрочем, не поражают. За все эти годы число курильщиков в США сократилось на 4% – с 23,3% до 19,3%.

Ещё хуже оказались результаты в Швеции. После введения ограничений на курение (в Швеции разрешено курить в специальных изолированных помещениях в барах и ресторанах и у себя дома) в 2005 году число курильщиков к 2009 году снизилось лишь на 2%! И это при том, что Швеция и без того одна из самых малокурящих стран мира.

Стоит отметить, что в некоторых странах Европы к запретам на курение подошли весьма формально. К примеру, в Греции поначалу пробовали запретить курение в барах, кафе, ресторанах и в гостиницах. Однако когда оказалось, что некурящие заведения вынуждены закрываться из-за отсутствия посетителей, всё вернулось на круги своя. От антитабачной кампании в Греции больше всех сегодня страдают туристы: владельцы таверн в туристической зоне Афин стараются запрещать курить в своих заведениях примерно до полуночи – в это время организованные группы туристов разъезжаются по гостиницам.

Борьбу с курением в России спонсировали из-за границы

Наша страна считается сейчас одной из самых курящих стран мира. Для сравнения: в Европе до введения антитабачных инициатив курили в среднем до 30% населения, в России – более 40%. Но антитабачная кампания у нас скорее всего будет ещё менее результативной, чем в Европе и США. Ни страховой, ни фармацевтический бизнес не развит в России настолько, чтобы получить существенные экономические бонусы от введения ограничений на курение.

Аналитики не исключают, что антитабачные и антиалкогольные инициативы российских властей скорее имиджевая, нежели экономическая составляющая. «В введении подобных законов есть скорее психологический фактор. Кроме того, таким образом провозглашается, что правящая элита выступает за здоровье нации. Получается, что если ты против таких целей, вроде как ты уже и против России», – рассуждает президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков.

Правда, некоторые выгоду от антитабачной кампании всё же получат. После того как сигареты запретят продавать в киосках и небольших магазинах, явно возрастёт объём продаж табачных изделий в супермаркетах. Но крупные торговые сети уж никак не будут заинтересованы в сокращении потребления, а значит, и продаж сигарет.

На финансовые вливания могут рассчитывать и получатели зарубежных грантов. Один из самых известных щедрых грантодателей в этой области – мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, основатель The Bloomberg Initiative Grants Program (программы грантов «инициативы Блумберга»).

Грантополучатели есть и в России. Так, в 2008 и 2009 годах средства поступали в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонФоП) – соответственно 127 и 594 тыс. долларов. В 2009 году ещё 216 тыс. долларов получила Российская ассоциация общественного здравоохранения. Так что пока «традиционные» лоббисты в лице страховых и фармацевтических компаний только осваивают российский «рынок», общественники уже вовсю используют финансовый потенциал антитабачных инициатив.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.06.2013 16:26
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх