Версия // Общество // Результатом «манёвра» Дворковича и Силуанова стало подорожание бензина

Результатом «манёвра» Дворковича и Силуанова стало подорожание бензина

15760

Горючий просчёт

Результатом «манёвра» Дворковича и Силуанова стало подорожание бензина. Темур Козаев
В разделе

Одним из самых острых и часто встречавшихся вопросов, поступивших на прямую линию с президентом, оказался вопрос из разряда «доколе?», касавшийся стремительного роста цен на бензин за последние несколько недель, после президентских выборов. Неслучайно Владимир Путин практически начал именно с этой проблемы. То есть с разбора ошибок предыдущего правительства, составившего костяк нынешнего.

Примеры посыпались со всех уголков страны: вот в городе Ачинске Красноярского края за полторы недели бензин подорожал на 6 рублей. Вот в Татарстане вчера было 39, сегодня уже 41. В Анадыре 95-й стоит 55 рублей за литр. Жители Ульяновской области вообще устраивают акции «Месяц без бензина». А некоторые пишут, что готовы продать свои автомобили. «45 рублей литр солярки – сколько же можно это терпеть?» – жалуется в видеообращении водитель грузовика из Санкт-Петербурга, который первым из простых россиян задал свой вопрос Путину.

И первое, что сделал президент, – это признал просчёты правительства в этой части: «Это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики и энергоресурсов». Изначально удорожание бензина было связано с так называемым налоговым манёвром в нефтяной отрасли, в результате чего экспортная пошлина была резко сокращена и стало выгоднее продавать нефть за границу, нежели внутри страны.

Основных «соавторов» налогового манёвра, можно сказать, два. Судя по всему, это бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, курировавший ТЭК, и министр финансов Антон Силуанов. Дворкович покинул кабинет министров, а вот Силуанов не только сохранил свой пост, но и получил статус первого вице-премьера. При том, что прекращать «маневрировать» надо было уже давно, не дожидаясь, пока по стране покатится ропот народного недовольства. Тем более что «манёвр» придумали тогда, когда ситуация на нефтяном рынке была принципиально другая. Произошло это в 2015 году и было призвано, как тогда говорилось, в условиях низких нефтяных цен снизить зависимость бюджета от этих цен и смягчить эффект от их падения для нефтяной отрасли.

Суть – в снижении ставок экспортной пошлины на нефть, при одновременном повышении ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В частности, предельная ставка экспортной пошлины на нефть снизилась с 59% в 2014 году до 30% в 2017-м и далее до нуля. Базовая ставка НДПИ на нефть при этом выросла с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017-м. Одновременно увеличивались ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижались ставки акцизов на моторные топлива. Предполагалось, что такой манёвр даст толчок комплексной модернизации нефтяной отрасли и она резко повысит выработку высококачественных нефтепродуктов. Однако с модернизацией как-то не заладилось.

Кроме того, в силу особенностей вывода формулы ставок экспортной пошлины и НДПИ, рассчитываемых в зависимости от цен на нефть, получалось, что цена, при которой маржинальное снижение экспортной пошлины в условиях манёвра перестаёт в абсолютном выражении перекрывать снижение НДПИ, составляет около 72 долларов за баррель. А цена на нефть держалась устойчиво выше 70–72 долларов с начала текущего года. Это не было учтено при первоначальных расчётах. Как говорится, «забыли про овраги».

Теперь вместо «мудрых формул» предлагается завершить налоговый манёвр. Об этом речь идёт вообще-то с начала года, но дождались, пока люди не начали возмущаться ростом цен на бензозаправках. К настоящему времени результат «манёвра» выглядел примерно так. К примеру, нефтяная компания добывает нефть при стоимости добычи 200 рублей. Далее она должна заплатить государству НДПИ в размере 400 рублей. То есть нефть уже обходится для нефтяной компании в 600 рублей. Если она раньше продавала нефть за границу, к примеру, за 1000 рублей, то платила при этом экспортную пошлину 30% и оставалась с прибылью. Она могла продать и на внутреннем рынке, при этом цена продажи на внутреннем рынке была ровно на величину экспортной пошлины ниже, так что на прибыль это не влияло негативно. Однако, после того как экспортная пошлина сократилась, а НДПИ вырос кратно, стало выгоднее продавать нефть за границу, получая примерно ту же прибыль, что раньше. А для того чтобы добиться прибыльности продаж на внутреннем рынке, надо было повышать цены.

По теме

Теперь эти цены предлагается регулировать фактически вручную. Расчёт делается на «договорённости» с нефтяниками и меры ФАС (по следам прямой линии им уже возбуждены дела. – Ред.), а также на снижение акцизов на бензин и солярку. В условиях рыночной экономики «ручное управление», как мы знаем, далеко не самый эффективный механизм. Кроме того, будьте готовы к новым «оврагам». Возможно, мы услышим о них уже на следующей прямой линии с президентом. Ведь на что идут топливные акцизы? Правильно, на ремонт и содержание дорог. Если акцизы уменьшить, то дороги через какое-то время (если не изыскать иных источников финансирования) станут хуже. Опять, получается, режут, не отмерив предварительно семь раз. То есть не рассчитав последствий. И делают это примерно те же люди в правительстве.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.06.2018 22:40
Комментарии 5
Наверх