// // Разорить, нельзя помиловать

Разорить, нельзя помиловать

2484
В разделе

Банк ВТБ подал заявление в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о привлечении совладельцев «Трансаэро» ​Ольги и Александра Плешаковых, а также Татьяны Анодиной к субсидиарной ответственности по делу о банкротстве перевозчика. Общая сумма иска, как следует из определения суда, составляет более 249 млрд рублей.

«Трансаэро» прекратил полеты осенью 2015 года из-за невозможности обслуживать долги, которые составляли на тот момент около 250 млрд рублей. В 2017 году авиакомпания была признана банкротом, основными ее кредиторами были банки и лизингодатели, среди которых «ВЭБ-Лизинг» (42 млрд рублей), Газпромбанк (13,6 млрд рублей), дочерние структуры ВТБ (19,3 млрд рублей) и собственно ВТБ (более 9,4 млрд рублей). Как видно, были у «Трансаэро» кредиторы покрупнее ВТБ, но почему-то именно этот банк взял себе всю сумму задолженности.

В иске ВТБ указал на то, что руководство «Трансаэро» якобы намеренно искажало финансовую отчетность с целью введения в заблуждение кредиторов.​ Отмечается также, что «объективное банкротство «Трансаэро» наступило еще в 2012 году, однако акционерам компании, являющимся так же ее руководителями, продолжали выплачивать дивиденды и премии», что в ВТБ посчитали незаконным выводом активов. А в ВТБ, похоже, знали об этом и почему-то продолжали кредитовать «Трансаэро», выдав в 2014–2015 годах три займа на общую сумму 12,5 млрд рублей?

Адвокат бывших владельцев «Трансаэро» Евгений Гурченко из бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» рассказал, что его подзащитные не согласны с заявлением банка: «Бухгалтерская отчетность компании не подвергалась каким-либо искажениям, своевременно раскрывалась и постоянно проходила проверку как со стороны аудиторов, налоговой службы и иных контролирующих органов, так и со стороны самого банка».

По его словам, руководство «Трансаэро» в указанный период не совершало каких-либо сделок по выводу активов, а дочерние компании направляли все денежные средства на погашение обязательств.

«Трансаэро» была второй по трафику авиакомпанией в России после «Аэрофлота». Под контролем семьи Плешаковых находилось 53% акций перевозчика. В сентябре 2015 г. у «Трансаэро» не осталось средств на операционную деятельность, ее полеты какое-то время оплачивал «Аэрофлот», за что потом потребовал с бывшего конкурента 5,6 млрд рублей.

Дмитрий Сапрыкин до прихода в «Трансаэро» работал заместителем гендиректора «Аэрофлота». Он руководил «Трансаэро» чуть меньше трех месяцев, а потом вернулся в группу «Аэрофлот» и сразу пошел на повышение - возглавил «Россию». Его задачей было подготовить компанию к вхождению в «Аэрофлот», но его действия привели к обратному. К примеру, Сапрыкин распорядился прекратить с 1 октября 2015 года продажу билетов на рейсы «Трансаэро», что привело к существенному снижению выручки и ухудшению финансового состояния «Трансаэро». И сделка по слиянию «Трансаэро» и «Аэрофлота» сорвалась.

По теме

В итоге в октябре 2015 года Росавиация своим приказом отозвала допуски на 141 международное направление « Трансаэро». В тот же день межведомственная комиссия при Минтрансе выдала допуски на 56 из этих направлений группе «Аэрофлот». Просто так, без всякой компенсации «Аэрофлоту» достались самые привлекательные маршруты: Москва - Тель-Авив (22 раза в неделю) и ряд направлений в Казахстан - Москва - Астана (22 раза в неделю), Москва - Алматы (16 раз) и другие.

Получается, ВТБ вместо того, чтобы перекредитовать «Трансаэро», которая вполне могла выжить, поспособствовал ее разорению и монополизации рынка международных авиаперевозок «Аэрофлотом»? С тех пор, кстати, ВТБ является основным валютным кредитором и лизингодателем «Аэрофлота». К примеру, в 2013 году структуре ВТБ отдали контракт на поставку « Аэрофлоту » в 2013-2017 годах 50 Boeing 737 стоимостью более $4 млрд, хотя эту сделку с 2010  года готовила госкорпорация «Ростех». Вроде бы такой «подарок» должен был полностью удовлетворить руководство ВТБ, но банку, похоже, этого мало.

В начале марта 2019 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отказал конкурсному управляющему «Трансаэро» Алексею Белокопыту, просившему взыскать с Ольги Плешаковой почти 11,3 млн рублей. Судя по всему, такая же перспектива ждет и новый иск ВТБ....

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.03.2019 16:21
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх